"Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через цветотерапию"
статья по теме

Белова Екатерина Александровна

Понятия цветотерапии,игры направленные на цветовосприятие,цветоощущения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через цветотерапию

Современное общество с каждым годом предъявляет все более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих развитию процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста, является цветотерапия.

Цветотерапия – это способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка с помощью определенных цветов. С помощью данной методики, воздействуя определенным цветом на ребенка, можно добиться заметных результатов в преодолении  раздражительности, пассивности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, научить ребенка управлять своими эмоциями. Данный вид терапии для детей предполагает определение их любимых цветов, а затем наполнение этими цветами как можно большего пространства, которое их окружает.

Дети обычно выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Данный факт говорит о том, что дети нормально развиваются, они любознательны и динамичны.  А вот белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми.  

 Данный способ корректировки психоэмоционального состояния, способствует решению многих задач:

1.Развивает слуховое и зрительное внимание;

2.Снижает эмоционально-психическое и телесное напряжение;

3.Формирует навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами

4. Повышает уровень коммуникативных навыков и эмоциональной отзывчивости детей

В дальнейшем решение данных задач приводит к развитию навыков саморегуляции или, по–другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, к обогащению сенсорно-эмоционального опыта детей.

В нашем ДОУ данный вид коррекции психоэмоционального здоровья  используется недавно, с 2014 года, детям и родителям очень нравиться. Для родителей подобраны консультации направленные на расширение знаний о целесообразности развития цветового восприятия, психологии цвета, техниках рисования и подборке цветных игр.

Дошкольники очень впечатлительны, они требуют к себе особого, бережного отношения, для этого  в группах совместно с воспитателями мы стараемся создать комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, так как там ребенок проводит достаточно много времени.  Во время посещения  детского сада, дети ощущают на себе действие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит и с помощью цвета. В групповой комнате  – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и  нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу тепла и уюта, в спальне – успокаивающий нежно-розовый цвет, в   раздевалке, где требуется активность детей – цветные панно и яркие шкафчики.  В группах деток окружает разнообразный красочный дидактический материал, которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов и свободной деятельности.

В качестве примера можно привести несколько игр направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«Коврик настроения».Для этой игры дети собираются в круг, приветствуют друга друга, каждый ребенок говорит своем настроении, далее выбирает определенный цвет круга и помещает на коврик свою фотографию. В течении всего дня ребенок может переместить свою фотографию на круг другого цвета, в зависимости настроения. Вечером воспитатель с детьми проводит беседы по прошедшему дню, и переменах в настроении ребят. Эти беседы помогают в дальнейшем скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив при этом внимание ребенку который чем то расстроен и обижен. Данная игра поможет создать благоприятные условия для детей перед уходом домой, и конечно же с радостью приходили по утрам.

«Покрывало волшебника». Для игры требуются полотна из цветной, прозрачной ткани пастельных и насыщенных цветов. Дети обертываются в них, рассматривая окружающее пространство, это успокаивает, настраивает на положительный лад, дает ощутимый терапевтический эффект, так же развивает цветовые ассоциации и воображение. Смена цветового пространства очень эффективно воздействует на эмоциональное состояние. Увидев ребенка в возбужденном состоянии, я предлагаю ему отправиться в волшебную голубую страну, взявшись за руки, происходит прямой контакт глаза в глаза, в замкнутом, но необычном пространстве, происходит беседа на любую тему, в зависимости от ситуации.  

«Волшебная радуга». На полу расстилается полотно белого цвета с отмеченными на тесьме дугами. Детям предлагается выложить дуга радуги. Во время этой игры дети общаются, придумывают название страны, в которую они отправятся и истории про жителей этих стран. В игре нужно учитывать эмоциональное состояние и  коммуникативные качества детей. «Теплые» цвета можно предложить более малоподвижным и замкнутым детям, а «холодные» более подвижным. Объединить детей в группы можно в зависимости от их настроения, поведения и в зависимости от ситуации.

Занятия с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на положительный настрой и они с удовольствием занимаются.

В заключении хотелось бы отметить, что с помощью данной технологии цветотерапии, нам удается корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, настроение. Дети так же значительно лучше начинают чувствовать оттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детям устанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все это благотворно влияет на  психическое и физическое здоровье детей.

Литература:

1.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Серия справочники/Г.А. Широкова .-Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-384с.

2.Велиева С.В.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие./С.В.Велиева.- СПб.: Речь,2005.-240с.

3.Серова Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма./Н.В.Серова.- СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНТ»,1997.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...