"Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через цветотерапию"
статья по теме
Понятия цветотерапии,игры направленные на цветовосприятие,цветоощущения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через цветотерапию
Современное общество с каждым годом предъявляет все более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих развитию процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста, является цветотерапия.
Цветотерапия – это способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка с помощью определенных цветов. С помощью данной методики, воздействуя определенным цветом на ребенка, можно добиться заметных результатов в преодолении раздражительности, пассивности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, научить ребенка управлять своими эмоциями. Данный вид терапии для детей предполагает определение их любимых цветов, а затем наполнение этими цветами как можно большего пространства, которое их окружает.
Дети обычно выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Данный факт говорит о том, что дети нормально развиваются, они любознательны и динамичны. А вот белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми.
Данный способ корректировки психоэмоционального состояния, способствует решению многих задач:
1.Развивает слуховое и зрительное внимание;
2.Снижает эмоционально-психическое и телесное напряжение;
3.Формирует навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами
4. Повышает уровень коммуникативных навыков и эмоциональной отзывчивости детей
В дальнейшем решение данных задач приводит к развитию навыков саморегуляции или, по–другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, к обогащению сенсорно-эмоционального опыта детей.
В нашем ДОУ данный вид коррекции психоэмоционального здоровья используется недавно, с 2014 года, детям и родителям очень нравиться. Для родителей подобраны консультации направленные на расширение знаний о целесообразности развития цветового восприятия, психологии цвета, техниках рисования и подборке цветных игр.
Дошкольники очень впечатлительны, они требуют к себе особого, бережного отношения, для этого в группах совместно с воспитателями мы стараемся создать комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, так как там ребенок проводит достаточно много времени. Во время посещения детского сада, дети ощущают на себе действие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит и с помощью цвета. В групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу тепла и уюта, в спальне – успокаивающий нежно-розовый цвет, в раздевалке, где требуется активность детей – цветные панно и яркие шкафчики. В группах деток окружает разнообразный красочный дидактический материал, которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов и свободной деятельности.
В качестве примера можно привести несколько игр направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
«Коврик настроения».Для этой игры дети собираются в круг, приветствуют друга друга, каждый ребенок говорит своем настроении, далее выбирает определенный цвет круга и помещает на коврик свою фотографию. В течении всего дня ребенок может переместить свою фотографию на круг другого цвета, в зависимости настроения. Вечером воспитатель с детьми проводит беседы по прошедшему дню, и переменах в настроении ребят. Эти беседы помогают в дальнейшем скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив при этом внимание ребенку который чем то расстроен и обижен. Данная игра поможет создать благоприятные условия для детей перед уходом домой, и конечно же с радостью приходили по утрам.
«Покрывало волшебника». Для игры требуются полотна из цветной, прозрачной ткани пастельных и насыщенных цветов. Дети обертываются в них, рассматривая окружающее пространство, это успокаивает, настраивает на положительный лад, дает ощутимый терапевтический эффект, так же развивает цветовые ассоциации и воображение. Смена цветового пространства очень эффективно воздействует на эмоциональное состояние. Увидев ребенка в возбужденном состоянии, я предлагаю ему отправиться в волшебную голубую страну, взявшись за руки, происходит прямой контакт глаза в глаза, в замкнутом, но необычном пространстве, происходит беседа на любую тему, в зависимости от ситуации.
«Волшебная радуга». На полу расстилается полотно белого цвета с отмеченными на тесьме дугами. Детям предлагается выложить дуга радуги. Во время этой игры дети общаются, придумывают название страны, в которую они отправятся и истории про жителей этих стран. В игре нужно учитывать эмоциональное состояние и коммуникативные качества детей. «Теплые» цвета можно предложить более малоподвижным и замкнутым детям, а «холодные» более подвижным. Объединить детей в группы можно в зависимости от их настроения, поведения и в зависимости от ситуации.
Занятия с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на положительный настрой и они с удовольствием занимаются.
В заключении хотелось бы отметить, что с помощью данной технологии цветотерапии, нам удается корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, настроение. Дети так же значительно лучше начинают чувствовать оттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детям устанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все это благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.
Литература:
1.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Серия справочники/Г.А. Широкова .-Ростов н/Д: «Феникс»,2004.-384с.
2.Велиева С.В.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие./С.В.Велиева.- СПб.: Речь,2005.-240с.
3.Серова Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма./Н.В.Серова.- СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНТ»,1997.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...