Планирование по блоку "Осень" (для всех возрастных групп)
календарно-тематическое планирование по теме

Васильева Лариса Валерьевна

В своих тематических циклограммах я предлагаю различные формы взаимодействия педагогов с детьми по тематическому блоку. А также рекомендуемые "образовательные продукты". Нужно знать, что "образовательные продукты" делятся на видимые и невидимые. Видимые: различные картотеки игр, загадок, пословиц, поговорок; различные панно и др. работы детского творчества. Невидимые: стихи, пословицы, поговорки, физ.минутки, пальчиковые гимнастики, которые разучивают дети с педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая циклограмма 1 младшая группа «ОСЕНЬ»

Тематический блок, срок

реализации, задачи

Формы детско-взрослого взаимодействия

Рекомендуемые образовательные

продукты

«Осень»

Осень.

 Растения.            

Животные. 

Птицы.                     

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

  • Дидактические игры: «Чего не стало?», «Один – много», «Назови детёныша», «Назови ласково», «Узнай по голосу», «Найди такой же листок»
  • Игра-развлечение «Осенние листочки».
  • Рассматривания картинок по теме
  • Игры «…
  • Чтение произведений по теме:
  •  Игры на развитие координации речи с движением:

–Хороводная игра «Ягодка-малинка»

–«За грибами»

–«Где вы были?» 

–«Птички раз! Птички два!»  

  • Подвижная игра: «Ай, дили…» (методкабинет)
  • Лепка   «Прощание с солнышком до весны» с.43 Журнал «Д.в.» №8 2011г.- 1 неделя
  • Лепка «Ладушки»3 неделя с.44  - Журнал «Д.в.» №8 2011г.
  • Экспериментирование О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» «Ветер по морю гуляет» стр.8 
  • Создание коллективной работы - «Падают листья» в технике Пальцеграфия;
  • заучивание стихотворения по теме
  • заучивание пальчиковой гимнастики по теме

 

Тематическая циклограмма «ОСЕНЬ» 2 младшая группа

Тематический блок, срок реализации, задачи

Формы детско-взрослого взаимодействия

Рекомендуемые образовательные продукты

«Осень»

Осень. Растения осенью. 

Овощи. Фрукты.

Животные. Птицы (Зимующие. Перелетные)

«Праздник осени»

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.

  Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

  • Беседы по теме
  • Чтение произведений по теме:
  • Дидактические игры: «Чего не стало?», «Угадай – что съел», «Назови детёныша», «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Узнай по голосу», «Найди такой же листок»
  • Настольная игра «Выложим разные шарфики»
  • Рассматривания иллюстраций по теме из книги «Экология для самых маленьких» (Кабинет)
  • Ситуации: «Оденем куклу на прогулку» (с дидактической куклой)
  • Игры на развитие координации речи с движением:

–Хороводная игра «Ягодка-малинка»

–«За грибами»

–«Где вы были?» 

–«Птички раз! Птички два!»  

  • Подвижная игра: «Ай, дили…» (методкабинет, картотека)
  • ОБЖ: Минутки безопасности «Можно или нельзя?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Сбор урожая»
  • конструирование из строительного материала «Погреб»
  • Создание коллективной художественной работы

 «Падают, падают листья,

   В нашем саду листопад»;

  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Листочки и ветер»
  • Настольно-печатные игры: «Лото», «Огород», «Чьи детки», «Чья мама», «Можно – нельзя» (по теме)
  • Развлечение «Праздник осени»
  • рисование: Комплексное занятие " Корзинка ягод "– пальцеграфия (метод. кабинет)
  • лепка : «Малинка» с.47 - Журнал «Д.в.» №8 2011г. И др.
  • Экспериментирование Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»: «Секреты песка» стр.12, «Пирожки для мышки» стр.22
  • Экспериментирование Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром: «Где прячутся детки» стр. 18, «Как листики летают по ветру» стр. 19  
  • Экспериментирование О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»: «Узнаем, какая вода» стр.5, «Ветер по морю гуляет» стр.8
  • Экспериментирование Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»: «Подарки осени» стр.41
  • Создание коллективной художественной работы

 «Падают, падают листья,

   В нашем саду листопад»;

  • Заучивание стихотворения по теме,
  • Заучивание пальчиковой гимнастики по теме
  • Совместное с родителями изготовление подделок из природного материала «Дары осени»

Тематическая циклограмма «ОСЕНЬ» Средняя группа

Тематический блок,  срок

 реализации, задачи

Формы детско-взрослого взаимодействия

Рекомендуемые образовательные продукты

«Осень»

Осень Растения осенью. Овощи. Фрукты.–

«Одежда», «Обувь» -

Животные (Домашние и дикие). Птицы (Зимующие и перелетные) –

 «Праздник осени»

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

  • Беседы по теме
  • Беседа «Как узнать птиц»
  • Чтение произведений: по теме
  • Загадывание загадок по теме
  • Игры по развитию речи: «Собираем урожай» («Логопедия» с.75ср. гр. метод.каб.), «Какое слово лишнее?» и др.
  • Игра- звукоподражание «Кто как кричит»
  • ОБЖ: Минутки безопасности «Можно или нельзя?»
  • Игра со звуками (метод. кабинет): «Самолёт»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты», «Рынок», «Семья «Заготовки на зиму», «Зоолечебница»,
  • Дидактические игры: «Чего не стало?», «Один – много», «Назови детёныша», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Какое варенье?», «Угадай на вкус», «Так бывает осенью или нет?», «Что в мешочке лежит»
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лошадки»-с.35 «Экологическое воспитание дошк-в» -кабинет
  • Рисование или аппликация «Сапожки для куклы»
  • Игра «Подбери пару» (обувь)
  • Игра с мячом «Какая обувь?»
  • Составление описательных рассказов: об овощах, фруктах;
  • Серия наблюдений о птицах
  • Сравнительный рассказ «Какие разные птицы»

Экспериментирование:   

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Где прячутся детки?» стр.19 или стр.18 Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром
  • «У кого какие детки» стр.19
  • «Как развивается растение?» стр.20
  • «Что любят растения?» стр. 20
  • «Кто улетит, кто останется?» стр.23
  • «Зачем зайчику другая шубка?» стр.24 или Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»
  • «Как звери меняют шубку?» стр.24
  • «Из чего птицы строят гнёзда?» стр.25
  • «Кораблик» стр.51
  • «Дерево умеет плавать» (Методический кабинет)
  • Создание коллективной работы - панно «Листопад»;
  • заучивание стихотворений по теме
  • заучивание пальчиковой гимнастики  по теме
  • заучивание считалок: «Еду-еду к бабке к деду», «Конь ретивый с длинной гривой»
  • Совместное с родителями изготовление подделок из природного материала «Дары осени»

 

Тематическая циклограмма «ОСЕНЬ»  Старшая группа

Тематический блок, срок реализации, задачи

Формы детско-взрослого взаимодействия

Рекомендуемые образовательные продукты

 «Осень»

 Растения осенью 

«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Деревья, кустарники»

 «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» 

Животные «Домашние и дикие животные» 

«Улетают птицы в дальние края» 

«Зимующие». «Перелетные».  «Праздник осени»

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Расширять представления о неживой природе.

  • чтение произведений по теме: Носов «Огурцы», Ю.Тувим «Овощи», Е.Благинина «По малину», Я. Тайц «По ягоды», «Мухомор» П.Потёмкин,
  • Беседы по теме:

– Как заботиться о диких животных

– Беседа о зимующих и перелётных птицах………

  • Словесные игры (метод. кабинет): «Назови и объясни»  Грибы–Ягоды, «Объяснялки», «Что можно приготовить из овощей, фруктов?»
  • Загадывание загадок по теме – кабинет, чтение пословиц и поговорок по теме-с.39 «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Дидактические игры (метод. кабинет): «Разложи в свои конверты», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус»;

Закрепление частей суток – «Что напутал Незнайка?», «Давай расскажем вместе»;

«Найди детёныша для мамы»

  • Логические задачи (метод. кабинет): «Деревья», «Посади дерево», «Какая одежда?», «Небылицы», «Овощи – фрукты», «Птицы»
  • Подвижная игра «Садовник» (методкабинет)
  • Игра на развитие зрительной памяти «Найди одинаковые листики», «Что изменилось», «Узнай предмет по контуру»
  • Игра путешествие в прошлое одежды
  • Проблемные вопросы: Как сохранить воспоминания об осени? Что будет, если птицы не улетят на юг? Почему так называется листопад? Овощерезка? Картофелечистка? Огородник? Теплица?  Садовод? Зачем нужно помогать животным в лесу, охранять их?
  • Игры со звуками (метод. кабинет): «Самолёт»
  • Объяснение значений выражений: «Сесть в лужу», «Дрожит, как осиновый лист», «Всякому овощу своё время»
  • Составление описательных рассказов по схеме  «Осень», составление описательных рассказов по всем разделам
  • Совместная с родителями экскурсия в зоопарк  
  • Создание коллективной работы - коллаж из осенних листьев «Осенний лес»
  • Конструирование «Погреб», «Домик лесника»
  • Конструирование из природного материала: «Старичок-лесовичок», «В грибном лесу»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты», «Рынок», «Семья «Заготовки на зиму», «Консервный завод», «Зоолечебница», «Фотоохота»
  • Подвижная игра «Садовник» (методкабинет)
  • Игры на развитие вербального воображения (методкабинет):  «Плохо – хорошо», «Неоконченная сказка», «Превращение», «Укрась слово»
  • Знакомство с пословицами:

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень – на дню погод восемь.

Лето со снопами – осень с пирогами.

Экспериментирование:

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Что выделяет растение?» стр.57
  • «Во всех ли листьях есть питание?» стр.57
  • «С водой и без воды» стр.58
  • «Лабиринт» стр.62
  • «В погоне за светом» стр.62
  • «Что нужно для питания растениям?» стр.63
  • «У кого какие клювы?» стр.64
  • «Живой кусочек» стр.67
  • «Что внутри?» стр.67

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Где растут грибы?» стр.66
  • «Почему осенью листья желтеют?» стр.67
  • Создание коллективной работы - коллаж из осенних листьев «Осенний лес»
  • заучивание стихотворений «Листопад» И.Бунин, «Листопад» М. Пришвин
  • заучивание пальчиковой гимнастики по теме
  • заучивание пословиц и поговорок о труде
  • заучивание скороговорок: «Пекарь пёк калачи в печи», «Хорош пирожок внутри творожок», «От топота копыт пыль по полю летит»
  • Совместное с родителями изготовление подделок из природного материала «Дары осени»

Тематическая циклограмма «ОСЕНЬ» Подготовительная группа

Тематический блок, срок реализации, задачи

Формы детско-взрослого взаимодействия

Рекомендуемые образовательные продукты

«Осень»

Растения осенью

«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Орехи», «Деревья, кустарники», «Злаки»

«Хлеб и хлебобулочные изделия»

 «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» 

Животные «Домашние и дикие животные» 

«Улетают птицы в дальние края» «Зимующие». «Перелетные».

«Праздник осени»

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Расширять представления о творческих профессиях.

  • чтение произведений по теме: А.Толстой «Осень», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», И Соколов «Осень в лесу», Носов «Огурцы», Ю.Тувим «Овощи», Е Благинина «Белые грибы», О.Высоцкая «Грибок»,  В.Катаев «Грибы», Л.Толстой «Дуб и орешник», Г.Скребицкий «Мать и кормилица», С.Погореловский «Урожай», «Золотая рожь» В.Серова
  • Составление рассказов: «Признаки осени», «Если бы я был листиком» или  «Сказка о путешествии листочка»……..
  • Составление описательных рассказов по схеме  «Осень», составление описательных рассказов по всем разделам
  • Игра на развитие зрительной памяти «Найди одинаковые листики», «Что изменилось», «Узнай предмет по контуру»
  • Словесные игры (метод. кабинет): «Назови и объясни»  Грибы–Ягоды., «Объяснялки», «Что можно приготовить из овощей, фруктов?»
  • Объяснение значений выражений: «Сесть в лужу», «Дрожит, как осиновый лист», «Всякому овощу своё время», «Костюм сидит и…не идёт» –кабинет
  • Рассуждения на тему «Чем полезны грибы?», «…ягоды?», «...овощи?», «… фрукты?», «Как сохранить грибы?», «Как сохранить ягоды?»
  • Проблемные вопросы:  Как сохранить воспоминания об осени? Что будет, если птицы не улетят на юг? Почему так называется листопад? Овощерезка? Картофелечистка? Огородник? Теплица? Огородник? Садовод?
  • Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Разложи в свои конверты», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Мешок чего» (метод. кабинет);
  • Закрепление частей суток – «Что напутал Незнайка?», «Давай расскажем вместе», «Найди детёныша для мамы», «Найди по описанию», «Что лишнее?»
  • Логические задачи (метод. кабинет): «Деревья», «Посади дерево», «Какая одежда?», «Небылицы», «Овощи – фрукты», «Птицы»
  • Подвижная игра «Садовник» (методкабинет)
  • Загадывание загадок по теме
  • Конструирование из строительного материала: «Погреб», «Домик лесника»
  • Конструирование из природного материала: «Старичок-лесовичок», «В грибном лесу»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты», «Рынок», «Ателье одежды», «Семья «Заготовки на зиму», «Консервный завод», «Семья» –«Семейный обед из грибных блюд», «Зоолечебница», «Фотоохота»
  • Игры на развитие вербального воображения (методкабинет):  «Плохо – хорошо», «Неоконченная сказка», «Превращение», «Укрась слово»
  • Настольно-печатные игры: «Ботаническое лото», «Уберём урожай» и др.
  • Совместная с родителями экскурсия в зоопарк  
  • Утренник «Осенние краски»
  • Знакомство с пословицами: От осени к лету поворота нету. Весна и осень – на дню погод восемь. Лето со снопами – осень с пирогами.
  • Экспериментирование:

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Мир тканей» стр.98 или стр.167 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Как не обжечься?» стр.93, 94 (опыт №1, опыт №2 и опыт №3) или стр165 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Почему лампочка светит?» стр.95 или стр.154 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Соломенный буравчик» стр.100 или стр.144 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Много – мало» стр.106 или стр.127 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Дом из ткани» стр.177
  • «Дом, в котором я живу» стр.177
  • «Дом будущего» стр.178
  • «Куда тянутся корни?» стр.127
  • «Как задуть свечу из воронки?» стр.145
  • «Крепкий спичечный коробок» стр.146
  • «Как увидеть молнию?» стр.154
  • «Спичечный телефон» стр.158
  • «Мир пластмасс» стр.168

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Волшебное электричество» стр.176
  • Конспект занятия «Электрические чудеса» стр.250
  • Конспект занятия «Опасное и неопасное электричество» стр.262
  • Создание коллективной работы - коллаж «Декоративное панно из осенних листьев»
  • заучивание стихотворений «Осень» З. Федоровская, «Осень» О. Поглазова, «Что умеет осень» М.Садовский
  • заучивание пальчиковой гимнастики по теме
  • заучивание скороговорок: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку», «Пекарь пёк калачи в печи», «Хорош пирожок внутри творожок»
  • Совместное с родителями изготовление подделок из природного материала «Дары осени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ПДД для всех возрастных групп ДОУ

Закрепление правил дорожного движения на занятиях по физической культуре. Можно проводить как развлечения, можно включать элементом в занятия...

Тематическое планирование на сентябрь для всех возрастных групп

Примерное тематическое планирование на сентябрь для всех возрастных групп дошкольников...

Тематическое планирование на октябрь для всех возрастных групп

Тематическое планирование на октябрь для всех возрастных групп детей дошкольников...

Тематическое планирование на ноябрь для всех возрастных групп

Тематическое планирование на ноябрь для всех возрастных групп детей дошкольников...

Тематическое планирование на декабрь для всех возрастных групп

Тематическое планирование на декабрь для всех возрастных групп детей дошкольников...

Тематическое планирование на январь для всех возрастных групп

Тематическое планирование на январь для всех возрастных групп детей дошкольников...


 

Комментарии

Лариса Валерьевна, какой огромный труд! Очень ценная работа!