Консультация «Информационно-коммуникационные технологии в познавательном развитии дошкольников»
консультация на тему
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_poznavatelnom_razvitii_doshkolnikov.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида №46
«Информационно-коммуникационные технологии
в познавательном развитии дошкольников»
Воспитатель: Иванова В.А.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование информационно-коммуникационной технологии.
Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И задача педагогов заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы и познавательные видеофильмы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Принципы проведения занятий
5 принципов проведения занятий
1. Принцип развивающего обучения (педагогу важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).
2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).
3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).
4. Принцип индивидуализации (педагог должен стремиться подойти к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально).
5. Принцип связи с жизнью (педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).
Эффективность использования мультимедийных презентаций
Практика показала, что при условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).
В качестве наглядности в презентации могут быть использованы фотоматериалы, отражающие жизнь детей группы, детского сада, фотографии посёлка, различных архитектурных строений. В силу отдаления посёлка от г. Мурманска эффективно использование фото-презентаций с изображением городских пейзажей в рамках проекта «Город-герой Мурманск». При проведении проекта «Геральдика мурманской области» ярким примером геральдики, вызывающей положительный и патриотический настрой детей дошкольного возраста может служить изображение гербов на большом экране. Как правило, это несёт больший эффект, чем рассматривание гербов и другой символики в картинках и тематических альбомах………..Использование ИКТ в образовательном процессе помогает интегрированно решать задачи образовательных областей «Социализация», «Коммуникация» «Познание» в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Созданные презентации постоянно пополняются.
Использование компьютерных технологий открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в свою педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер, мультимидийные средства постепенно становятся мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов и дошкольников. Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога. не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"
Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основныхположений, понятий и принципов ФГОС ДО.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.Развивать умени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИКТ- технологии- это новый способ получения знаний, которые с интересом помогают ребенку с интересом познать и изучить окружающий мир....
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...
Консультация для воспитателей на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"
Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения....
«Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в к...
Консультация для воспитателей на тему: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»
laquo;Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников»
ИКТ технологии – это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна данного опыта заключается в разработке презентаций для детей...