Статья "Влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников"
статья на тему
В данной статье описано, как влияют ритуалы и титуальные предметы на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние ритуалов на развитие способностей | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Васенева Светлана Геннадьевна,
воспитатель высшей категории
МДОУ №8 «Ягодка»,
г. Волжск, РМЭ
Влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников
Ритуалы – одни и те же действия, повторяющиеся многократно, вещь полезная и даже необходимая. Ритуалы мы придумывали для дня рождения, приема пищи, дневного и вечернего сна, выходных, важных семейных событий, всех режимных моментов в детском саду. Мы исследовали влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников.
Цель исследования:
- влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников.
Задачи:
- создать модели предметно-развивающей среды;
- разработать и провести систему интегрированных занятий с использованием ритуалов;
- организовать сотрудничество с родителями;
- повысить уровень профессионального мастерства педагога.
Изобразительные способности и художественный вкус дошкольника будут успешно развиты, если будут созданы педагогические условия для системного использования ритуалов:
1) внедрение моделей предметно-развивающей среды;
2) повышение профессионального мастерства педагога;
3) организация и проведение системы интегрированных занятий;
4) сотрудничество с родителями.
В процессе исследования использовались различные ритуальные предметы и ритуальные действия. Это ритуалы приветствия и прощания. Постоянное выполнение ритуалов дает возможность детям понять, что занятие начинается или закончено. Использую всем известные предметы – колокольчик, мяч. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на отработку того или иного приема: «Комплимент», «Подари улыбку воспитателю, товарищу», «Скажи маме ласковое слово», «Назови оттенки красного (синего, зелёного)». Широко используем художественное слово: пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, стихотворения.
Исследование предполагало направленность педагогической деятельности на решение задач по развитию чувственности, воображения, мышления детей, их творческой деятельности, восприятию искусства, отображению приобретенного опыта в своих творческих работах. Организация педагогической деятельности происходила в соответствии с планом, который включал проведение семинаров, консультаций, разработку проектов, распространение опыта работы среди других ДОУ. В результате научились ставить цели, задачи, создавать условия, описывать опыт, отслеживать результаты и корректировать. Проводили анкетирование, связанное с развитием исследовательских компетенций педагога. Давалась самооценка по анкете и каждый оценил свой уровень.
Содержание исследования предусматривало организацию и проведение интегрированных занятий по изобразительной деятельности, включая изобразительное искусство, музыку, театр, ритуалы. В результате:
- отработана структура;
- составлена классификация;
- разработаны методические рекомендации по проведению интегрированных занятий;
- разработаны учебные планы с использованием ритуалов.
К условиям успешности выполнения целей и задач исследования относится включение родителей в педагогический процесс. Родители прониклись идеями нашей работы. Они были приглашаемы на открытые занятия и другие мероприятия, где принимают активное участие: рисуют вместе с детьми, участвуют в утренниках, развлечениях. С родителями проводятся консультации в разных формах: коллективные и индивидуальные беседы, анализ папок-передвижек на разные темы („Какие ритуалы соблюдаются дома?», «Как изготовить маски?», «Как лепить из соленого теста?», «Что такое детский дизайн?», «Какие качества личности развиваются в совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми?»).
Повышение уровня развития изобразительных способностей произошло за счет проведения интегрированных занятий, специальных игровых упражнений с применением ритуальных предметов и ритуалов, использования на занятиях изобразительной деятельностью произведений искусства, музыки, театра, дизайна.
На следующем этапе планируется работа с родителями по использованию ритуалов в домашних условиях, по проведению совместных занятий с родителями и детьми, вести дальнейшее накопление материала для работы, осваивать с детьми разные техники рисования и лепки, создавать коллажи, композиции из фигурок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОЧИНИ СКАЗКУ»
Технология ТРИЗ в занятиях по развитию речи у дошкольников...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста"...
Тема: «Воспитание любви и патриотизма к своей малой родине через развитие изобразительных способностей и художественное слово»
Опыт работы по патриотическому воспитанию...
Техника «папье-маше» как средство развития у дошкольников творческих способностей и художественного вкуса
Буклет для педагогов и родителей...
Игры - упражнения в стихах для развития изобразительных способностей дошкольников
Подборка стихов про цветные карандаши....
Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»
Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...