Особенности сенсорного воспитания
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так: как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал из опыта работы.
«Особенности сенсорного воспитания».
Воспитатель:
Смирнова Наталья
Алексеевна.
Детский сад № 3.
2015 г.
Актуальность опыта.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так: как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Задачи:
1.Формировать представление о цвете :
• Учить выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных.
• Закрепить умение группировать предметы по цвету. 2.Формировать представление о форме ;
• Учить подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг ,квадрат, треугольник).
• Учить наглядно ориентироваться в конфигурации объемных геометрических фигур ,назвать их (шар, куб)
• Учить определять на ощупь и распознавать знакомые геометрические или другие фигуры.
3 .Формировать представление о размере:
• Учить собирать пирамидку из 5-7 колец по образцу (по убыванию, по нарастанию, по размеру и цвету, по форме).
• Учить находить и распознавать большой предмет, маленький и средний (между ними)
4.Формироать представление о количестве:
• Создавать условия для понимания ребенком смысла простейших слов, обозначающих количество ( много - мало, один - два), размер (большой - маленький).
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания, Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это.
В раннем возрасте восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Характерной чертой сенсорного развития, особенно, в период раннего детства, является опредмеченность восприятия. Так ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают слова - названия. Например, предметы круглой формы - это и мячик, шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов. Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребро сборными - разборными игрушками - пирамидками, матрешками, грибочками, бочонками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различия формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарными знаниям и умением осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку раннего возраста. Работу с детьми ,помимо занятий проводили в повседневных бытовых ситуациях: во время одевания и раздевания. Мы с детьми сравнивали шарфики и брючки по длине, кофточки, шапочки, варежки по цвету, на прогулке сравнивали кусты и деревья по величине, вспоминали цвета окружающих предметов, во время подготовки к приему пищи, а так же в свободное время в течении дня проводили работу по ознакомлению с формой цветом; организовывала дидактические игры.
Работу с детьми на занятиях, во время игр и в повседневной деятельности проводила, отталкиваясь от поставленных задач. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой сенсорного материала и общими задачами развития детей. Этот процесс в основном происходит на занятиях при проведении которых соблюдаются следующие требования. Каждое занятие имеет четко сформулированную тему , цели и задачи. Допускается постановка нескольких дидактических задач. (Это обусловлено необходимостью повторять пройденный материал и готовить детей к восприятию новых заданий) однако на каждом занятии должны быть одна дидактическая цель. Наряду с обучающими задачами формируются развивающие и воспитательные.
Игры - занятия четко организованы:
определены структурные части, правильно распределено время между ними. Необходимо указать формы работы ( по подгруппам, индивидуальная).
Структурные части игры - занятия:
- организация детей;
- актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний;
- сообщение нового материала, восприятие и первичные осознания его детьми;
- повторение, обобщений и систематизации приобретенных знаний под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности;
- подведение итогов занятия.
Повторение должно осуществляться на каждом занятии. Содержание учебного материала должно отвечать теме и цели занятия, быть доступными детям. Объем учебного материала обеспечивает активность детей в течение занятия. Методы и приёмы работы должны отвечать возрастным особенностям детей развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий.
Воспитатель ставит перед детьми конкретные задачи и добивается от каждого ребенка ( в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль над деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, поощряет даже минимальные успехи. Для игр - занятий необходимо подбирать наглядные пособия и дидактический материал ( одновременно можно демонстрировать не более одного - двух пособий).
На каждом занятии следует развивать речь детей, обогащать их словарь новыми терминами и выражениям, следить за правильным построением предложений. Воспитатель' для детей - образец для подражания, обязан быть собранным, эмоциональным, доброжелательным, давать четкие лаконичные инструкции.
Учебный материал должен будить не только мысль, но и чувства. Занятия должны быть организованны с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Следует предусмотреть переключении на другие виды деятельностями, проведении физкультминуток.
Формирование представлений о форме.
В раннем возрасте наиболее интенсивно формируется восприятии формы предметов. Специально созданные условия - в процессе проведения игр - занятий и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлении, формировать элемента представления об основных разновидностях формы ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Я показывала шар и называла его, Предлагала каждому ребенку обхватить шар обеими руками и провести по нему поочередно ладонями. Затем задавала вопрос, катится ли шар? Дети бросают шар на пол, катают его и делают вывод: шар хорошо катится.
На этом же занятии аналогично происходит знакомство с кубом. Я обращала внимание детей на то, что шар катился, а куб - нет, и помогала сделать правильное заключение: у куба есть углы, которые мешают ему катиться, а у шара их нет. Закрепить полученные представления о шаре и кубе можно на занятиях по развитию речи. Воспитатель показывает шар и предметы округлой формы ( яблоко, помидор, мяч) и просит показать или назвать их форму ( или повторить за воспитателем ). После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника. Каждой геометрической фигуре нужно посветить отдельное занятие, которое проводится по отдельному плану:
- обследование фигуры по контору и ее названию;
- выделение углов;
- нахождение фигуры определенного размера и цвета среди множеств таких же фигур, находящихся в различных пространственных положениях;
- поиск предметов изучаемой формы;
- сопоставление с другими фигурами;
- закрепление изученных форм на занятиях по рисованию и лепке,
Круг рассматривается как проекция шара на плоскость. Я предлагала нарисовать шар, и дети изображали его в виде круга. Затем сообщала название этой формы, отмечается её своеобразие ( отсутствие углов), а также происходит обследование детьми модели круга (из дерева или картона) осязательно -двигательным и зрительном способами. Очень важно добиться понимания того, что данная фигура независимо от цвета и величины является кругом. Для этого я предлагала рассмотреть большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов.
Обязательной является работа по нахождению данной формы в окружающей обстановке. Я просила показать круглые предметы, помогала детям составить и проговорить словосочетания, например « круглое солнце», «круглая тарелка», «круглые обручи».
Закрепление знаний о геометрических фигурах происходит в процессе дидактических игр и продуктивной деятельности например: воспитатель предлагает положить треугольник около предметов такой же формы ( крыши игрушечных домиков, косынки).
Для развития словесно - логического мышления выполняются упражнения на
классификацию, например: из множества геометрических фигур, различных по
величине и цвету, нужно выбрать только похожие, по форме и положить их вместе. Если дети начинают раскладывать фигуры по цвету или величине, нужно их остановить. Что бы помочь выделить нужный признак, педагог выбирает две фигуры, различающиеся только по форме (например большой красный шар и большой красный квадрат). Затем берем третью фигуру, сходную по форме с одной из тех, которые были отобраны в начале {например большой желтый круг), и предлагает ребенку определить, куда её нужно положить . Если он затрудняется, взрослый помогает разложить фигуры и поясняет свои действия: «Круги кладем к кругам, квадраты к квадратам. Здесь будут круги, здесь квадраты».
Для определения уровня развития играем с детьми в игры.
Игра «Занимательная коробка».
Цель: Выявление ориентировки ребенка в конфигурации объемных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).
Обращаем внимание ребят на коробку « Посмотрите какой у меня есть домик. В нем живут разные фигуры, вот они вышли погулять (высыпаю фигуры из коробки и закрываю крышку). Ребенку представляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем предлагаю вернуть фигуры е домик и обращаю внимание, что у каждой фигурки своя дверь. В процессе этой игры выявляется умение ребят ориентироваться в конфигурации объемных фигур.
Игры: для восприятия плоских геометрических фигур «Разложи фигуры».
Цель: определение умений ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу. На столе листы с изображением фигур (круг, квадрат, треугольник) - « домики».
Предлагаю ребенку разложить фигуры по своим « домикам».
Формирование представлений о размере.
Пирамидку можно назвать самой популярной игрушкой, ведь она есть почти у каждого ребенка. А педагоги и психологи считают ее еще и самой развивающей игрушкой. Она способствует развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, а так же познавательных способностей малыша.
Недостаточно просто купить и дать ребенку пирамидку, нужно научить его играть с ней. Прежде всего, нужно научить малыша снимать и надевать кольца ан стержень.
Я брала короткий стержень (высотой не более 20 см.) с нанизанными на него кольцами и ставила перед ребенком. Показывала как можно снять эти кольца. Просила малыша « взять» их. Вместе с малышом можно взяться за кольцо и повести ручки с кольцом вверх, говоря при этом например: « Поднимаем колечко вверх». Когда малыш научится справляться с этой задачей, можно учиться надевать кольца не стержень. Подводила ручку ребенка к стержню так, чтобы кольцо оказалось над ним, и говорила: «Опускай».
Следила, чтобы кольцо было в горизонтальном положении. Часто бывает трудно малышу, не столько подвести кольцо к нужному месту, сколько расположить его под правильным углом, После таких совместных упражнений предлагал ребенку снимать и надевать колечки самостоятельно. Когда малыш овладевает этим навыком, перехожу к интересным и очень полезным развивающим играм с пирамидкой.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей раннего возраста является выбор на глаз большого ( или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему).
Наконец на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величину отдельных предметов, но и отношения между ними, т.е. овладеть зрительной оценкой. Активность детей повышала, используя дидактические игры.
1. Для названия размера играли в игру «Большой и маленький».
Цель игры: Выявление умений ребенка находить и называть большой,
маленький предмет.
Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные
по величине, 2 коробки - большая и маленькая.
Предлагаю детям разложить картинки по коробкам, при этом задаю ребенку
вопрос о величине предмета,
2. Для учета величины -игра « сложи пирамидку».
Цель: Определить умения ребенка собирать пирамидку из 4-5 колец по
рисунку ( по убыванию колец).
Воспитатель показывает ребенку карточку, рассматривает пирамидку и
предлагает на пустой стороне выложить такую же. В процессе выполнения
определяется умение ребенка выкладывать по образцу с учетом убывания
размера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с задержкой психического развития было ...
Особенности сенсорного воспитания дошкольников
Консульация для воспитателей об особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста...
Особенности сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.Познавательные ...
Статья на тему: "Особенности сенсорного воспитания старших дошкольников"
Дошкольный возраст считается исследователями периодом активного развития сенсорной сферы ребенка. Это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает, являются образные...
Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст – это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития. Сенсорное р...
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата....