Проект программы "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна
проект на тему
Проект программы "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_nas_vse_poluchitsya_foto.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»
ПРОЕКТ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».
г. Нижневартовск 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы……………………………………
- Обоснование и социальная значимость…………………………
- Цели и задачи……………………………………………………...
- Концептуальный подход…………………………………………
- Принципы реализации подпрограммы………………………….
- Механизм реализации подпрограммы…………………………..
- Разделы реализации подпрограммы……………………………..
- Список используемой литературы……………………………….
- Приложения………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы | Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится» |
Юридический адрес учреждения | Ул. Интернациональная, 24А г.Нижневартовск ХМАО |
Форма проведения | Стационар |
Целевая группа | Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 9-ти лет |
Место проведения | КУ «Детский дом «Аистенок» |
Нормативно-правовая база |
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
|
Структура программы «У нас все получится» | |
Цель проекта | работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни. |
Задачи | 1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка. 2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы. 3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение). 4.Развивать общую и мелкую моторику. 5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения. 6.Стимулировать речевую активность. 7.Развивать личностные качества ребенка. 8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении. 9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты - слова, слова-слова). 10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей. |
Принципы разработки и реализации программы |
|
Разделы программы | Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность |
Разработчик | Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г. |
Источники финансирования | Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения |
Ожидаемые результаты | Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
- Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
- Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
- Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни - от однословных фраз к предложениям, а другие - от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
- Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
- Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Программы развития детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от 0 до 4 лет, при условии, что ребенок растет в семье. Но дети с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях домашнего воспитания и обучения.
Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна была разработана подпрограмма «У нас все получится»».
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет
ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты - слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся возможностей и состояния здоровья.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.
Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России
В программе «У нас все получится» не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и решения трудностей.
Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом и психологом корректируют работу группы и развитие детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Принцип индивидуальности
- Принцип коллективной творческой деятельности
- Принцип комплексности
- Принцип сотрудничества
- Принцип добровольности и равноправия
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:
- Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
- Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
- Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
- Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
- Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
- Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Основные задачи.
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.
Предполагается, что каждый ребенок сможет:
- самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;
- вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;
- расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;
- ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;
- начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
- Социализация:
- развитие игровой деятельности;
- участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
- формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
- Развитие речи:
- развивать понимание обращенной речи;
- учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
- учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением;
- стимулировать развитие активной речи:
- учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова, отдельные слова;
- произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
- учить отвечать на простые вопросы.
- Формирование элементарных математических представлений:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
- развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- увеличение объема памяти.
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
- обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
- Сенсорное воспитание:
- формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
- развивать пространственные представления;
- стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и
речевых звуках;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный» Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...
Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...
Диссеминация опыта по программе "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна
Диссеминация опыта по программе "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна...
Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...
Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ
Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г....
рекомендации к организации работы с детьми с синдромом Дауна
консультация...