Формирование у дошкольников мотивации к школьному обучению
статья (старшая группа) на тему

Быстрова Наталья Юрьевна

Описание опыта работы по преемственности между детским садом и школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников мотивации

к школьному обучению

Одной из задач нашего учреждения является создание мотивации воспитанников к школьному обучению, то есть формирование желания учиться в школе. Через беседы, рассказы о школе, рассматривание сюжетных картинок, игры, знакомство с профессиями мы с младшей группы начинаем эту работу.

Благодаря тому, что наше образовательное учреждение является комплексом, включающим в себя детский сад и общеобразовательную школу, развивающая среда в старших группах создана таким образом, что дети имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры связанные со школой. Дошкольники с удовольствием берут на себя роль учителя и четко осознают, что учителя нужно слушать, выполнять его указания. В тоже время дети осознают, что учителем может быть не любой человек, а тот, который много знает и любит детей. Так через игру моделируется ситуация реального урока и дети приобщаются к миру школьной жизни.

Но детям наиболее запоминаются непосредственные встречи с учащимися школы. А таких встреч у нас много. Это спортивные игры и соревнования («Осенние эстафеты», «День защитников Отечества», Весенний гол»). Эти мероприятия отличаются не только спортивной направленностью, укреплением физического здоровья, но и создают эмоциональный комфорт, позволяют детям проявить самостоятельность, инициативу, дают возможность испытать чувство гордости за совместно достигнутые результаты. Все эти мероприятия имеют отличительную особенность: команды детей смешанные (они состоят из детей старших групп и 1 класса), это сближает и раскрепощает детей. У воспитанников повышается самооценка и его значимость для коллектива, что очень важно при переходе его на новую ступень образования и приобретения статуса «ученика». Он должен быть готов к тому, что во второй половине дня в школе, посещая кружки и студии, дети могут находиться в различных коллективах. Это и дополнительные знакомства, друзья, мотивация и ответственность. А именно эти качества заключены в «портрете» выпускника детского сада и будущего первоклассника.

Одним из традиционных мероприятий по преемственности в нашем учреждении стал «День будущего первоклассника», который проходит осенью. Воспитанники старших групп совершают познавательную экскурсию в школу, где их ожидает театрализованное путешествие в страну Знаний (игру по станциям готовят ученики и преподаватели школы). Дошкольники, помогая сказочным персонажам, в игровой, увлекательной форме знакомятся со школой, классами, учителями и школьными предметами, получают возможность ощутить себя самыми настоявшими учениками школы. Дети выполняют на каждой игровой станции посильные задания, а в конце путешествия будущие первоклассники уносят домой папку со своими работами и пожеланиями скорейшей встречи 1 сентября.

Эта экскурсия формирует первые впечатления дошкольников о школе, на основе которых закладывается будущее положительное отношение к ней.

Большая совместная работа проводится в художественно-эстетическом развитии детей. Уже давно вошли в традицию тематические праздники:

-День Матери

-День Победы

-День пожилого человека

-День города

На праздниках, посвященных Дню Знаний и Последнему звонку, присутствуют дети старших групп и 1 класса.

Весело, живо и интересно проводится Масленица. Дети соревнуются, участвуют в зимних забавах, водят хороводы, поют народные песни, сжигают чучело Зимы. Заканчивается праздник традиционным чаепитием с блинами.

Такие праздники сопровождаются выставками творческих работ детей: рисунками, аппликациями, конструированием из природного материала.

Выезд школьной театральной студии «Берегиня» со спектаклями и концертами доставляют огромное удовольствие дошкольникам. В свободном общении школьники рассказывают о своей школьной жизни, вспоминают свои группы в детском саду, своих воспитателей, показывают свои места за столом, кроватку, на которой спали. Такое неформальное общение повышает желание скорее вырасти и пойти учиться. Учащиеся начальной школы с радостью играют с дошкольниками, организуют подвижные и сюжетные игры.

В этом году четвероклассники провели акцию «Подари дошкольнику игрушку». Они принесли и торжественно вручили в дар целую коробку разнообразных игрушек, многие из которых сделаны своими руками. Такое взаимодействие формирует доброжелательные отношения между дошколятами и младшими школьниками: у старших – чувство заботы о младших; у малышей – гордость за оказанные им помощь и поддержку.

Совместная продуктивная деятельность так же повышает интерес к взаимному общению. С этой целью мы проводим разнообразные мастерские («Мастерская Деда Мороза». «Мы – юные архитекторы»). Младшие школьники помогают детям окунуться в атмосферу творчества и фантазии, изготавливая игрушки к новогоднему утреннику. Их используем для украшения елки, групповых комнат, игровых площадок. «Юные архитекторы» начальной школы помогают создавать шедевры петербургского зодчества, тем самым приобщая дошкольников к красоте нашего города, побуждая желание познать его историю.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что свободное общение в разных видах деятельности, активная жизненная позиция, постоянно общение детей между собой, поднимает общий уровень развития детей, развивает их способности, обеспечивает хорошую подготовку и безболезненную адаптацию к школе.

В нашем образовательном учреждении существует уникальная возможность общения учителя со своими будущими учениками. За многие годы эта форма преемственности с успехом оправдала себя. За год общения дети и учитель узнают друг друга, привыкают, выстраивают определенный стиль поведения. Встречи с учителем проходят в интересной игровой форме. Дошколята с нетерпением ждут эти встречи и постоянно спрашивают: «Когда придет учитель?» Не менее важно взаимодействие педагога и воспитателя, позволяющее более эффективно планировать работу по преемственности.

Работа в таком комплексе как наш дает возможность обеспечит преемственность и непрерывность в содержании и организации воспитательно-образовательного процесса, создать условия для формирования всесторонне развитой личности. К этому нас призывает новый закон об образовании и дошкольные стандарты.

Главным результатом всей нашей деятельности является то, что выпускник детского сада с высоким уровнем мотивации будут готовы перейти на следующую ступень образования, комфортно себя ощущать в роли ученика и успешно решать задачи, заложенные в стандартах начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

С целью разработки экспериментальной программы нами были отобраны такие игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об о...

Формирование мотивационной готовности выпускников к школьному обучению: формирование личностных предпосылок УУД

В данном методическом материале описан проект "Скоро в школу", организованный на базе старше-подготовительной группы в МБДОУ Детский сад №32 п.г.т. Зеленоборский....

Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ

Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает у них наличие мотивов обучения и положительного отношения к школе. Позитивная мотивация к школе предполагает ...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей положительной мотивации к обучению.Такие упражнения можно использовать в работе с дошкольниками 6-7 лет....

Формирование готовности и мотивации к школьному обучению у старших дошкольников через игровые моменты в условиях ДОУ.

Данный мастер-класс показывает, каким образом через игру привить старшим дошкольникам интерес к занятиям, сформировать достойную мотивацию к обучению в школе, с увлечением достигать поставленные цели ...