Доклад "Дидактическая игра - как одно из средств формирования образной формы познания"
консультация на тему

Ермолина Нина Николаевна

школьном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного, наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и про­чее. Исследования Истоминой 3. М., проведенные на словесном материале, показали, что развитие произвольной памяти происходит в три этапа. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характеризуется наличием мнемической цели, но без применения способов, на третьем этапе используются способы запоминания. Этот переход к сознательно управляя- емым мнемическим действиям включает такие этапы:

-   ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого;

-   ребенок использует мнемические средства сначала неосознанно, а затем осознанно;

-    ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т. е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опо­средованную игровым мотивом. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим требованиям:

-    процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и прочее;

-    процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

-    должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключаю­щееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей и запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания,

-    в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

-    необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке Результатов запоминания и анализа ошибок,

-    игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учетом выделенных этапов этого процесса.

На первом начальном этапе основная цель игры состоит в обучении детей принимать мнемическую цель от взрослого, тем самым осознавать различия между воспроизведением и запоминанием, называнием. Например, это игры:

«Раскрась петушка», «Собери урожай», «Составь картинку», «Найди такой же», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Домики», «Магазин» и другие.

Игра «Магазин»

Материал: 6-10 игрушек, 20 карточек размером 6 X 6 см с изображением узоров из геометрических фигур и разрезанных на две половинки.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Магазин», расставляет игрушки На полке и кладет около каждой половину карточки, обращая внимание детей на то, что каждая игрушка обозначена определенной карточкой. Воспитатель говорит, что «покупатель» должен подумать, какую игрушку он хочет «купить», запомнить карточку, найти вторую половину. Если он правильно это сделает, то может «купить» игрушку. «Продавец» запоминает ту же карточку, что и «покупатель», проверяет правильность узнавания по памяти. После этого «продавец» и «покупатель» составляют целое изображение из двух частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного, наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и прочее. Исследования Истоминой 3. М., проведенные на словесном материале, показали, что развитие произвольной памяти происходит в три этапа. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характеризуется наличием мнемической цели, но без применения способов, на третьем этапе используются способы запоминания. Этот переход к сознательно управляя- емым мнемическим действиям включает такие этапы:

  • ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого;
  • ребенок использует мнемические средства сначала неосознанно, а затем осознанно;
  • ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т. е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим требованиям:

  • процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и прочее;
  • процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;
  • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей и запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания,
  • в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
  • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке Результатов запоминания и анализа ошибок,
  • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учетом выделенных этапов этого процесса.

На первом начальном этапе основная цель игры состоит в обучении детей принимать мнемическую цель от взрослого, тем самым осознавать различия между воспроизведением и запоминанием, называнием. Например, это игры:

«Раскрась петушка», «Собери урожай», «Составь картинку», «Найди такой же», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Домики», «Магазин» и другие.

Игра «Магазин»

Материал: 6-10 игрушек, 20 карточек размером 6 X 6 см с изображением узоров из геометрических фигур и разрезанных на две половинки.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Магазин», расставляет игрушки На полке и кладет около каждой половину карточки, обращая внимание детей на то, что каждая игрушка обозначена определенной карточкой. Воспитатель говорит, что «покупатель» должен подумать, какую игрушку он хочет «купить», запомнить карточку, найти вторую половину. Если он правильно это сделает, то может «купить» игрушку. «Продавец» запоминает ту же карточку, что и «покупатель», проверяет правильность узнавания по памяти. После этого «продавец» и «покупатель» составляют целое изображение из двух частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»

Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Курсовая работа "Развивающие игры, как одно из средств формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

В курсовой работе представлена экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию учебной деятельности......