Мнемотехнические приемы в работе с детьми
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Способы развития памяти у детей с нарушениями зрения. Одним из способов развития у детей памяти, внимания, речи, логики являктся применение в работе мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnicheskie_priemy_v_rabote_s_detmi_-_kopiya.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехнические приемы в работе с детьми
Нарушение зрительных функций приводит к отклонению в формировании познавательной деятельности, поэтому всестороннее развитие детей с нарушениями зрения включает в себя и компенсацию вторичных отклонений. При этом большое значение уделяется развитию психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления В коррекционной работе с детьми используется особая техника запоминания – мнемотехника
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Технология позволяет подобрать индивидуальный ключ запоминания и обработки информации каждому ребенку, происходит оптимизация основных психических процессов, интеллектуальная подготовка к школе. Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Метод крокирования.
Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда тети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно все, что зарисовали. Наглядный образ слова, созданный на бумаге, отображается в памяти, вследствие чего процесс запоминания проходит быстрее и становится более устойчивым. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы. Предметы и события запоминаются в таком порядке, в каком они воспринимаются. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала Зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении появилась кошка , Где у вас ушки ? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик! Т.е. происходит оживление образа.
При восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
- обозначение – (кошка);
- расцвечивание – (вспомнили какую-то конкретную кошку, ее цвет); - оживление –(уже увидели чем она занимается); - обогащение деталями (где кошка находится); - вхождение в образ (теперь кошка это ты, что ты чувствуешь?); - управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цецерона («мест» или «комнаты»)
Он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Например: от дома до детского сада. Запомнить все, что встречалось на пути в определенной последовательности.
Метод трансформации Его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка - в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своем воображении, например из колбаски вылепить мостик, из мостика баранку и т. д.
Метод ассоциативных цепочек («мультиков», «чепухи»)
Ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы . Например – на поле расположены разные картинки , цифры, знаки, символы в беспорядке, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания.
Задачи: - соединить, т.е. связать все картинки между собой; - закреплять различные методы запоминания; - развивать зрительную память; - расширять словарный запас, образное восприятие, умение говорить, рассказывать; - размещать различную информацию (математические операции, растительный и животный мир, природные явления, правила дорожного движения и др.).
Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Задачи: -решать дидактические общеобразовательные задачи; -развивать память; - уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать; - развивать логику, образное мышление; - уметь связно мыслить, перекодировать информацию; -правильно воспроизводить графически.
«Занимательные символы», где дети знакомятся с условными рисунками – схемами, а затем только с элементами рисунка (например, хвостики мышки и кошки заменяются изображениями этих животных). С помощью ряда последовательных изображений можно передать последовательность событий как реальных, происходящих с детьми, так и нереальных, представляющих, например, содержание сказки.
Рассмотрим мнемотаблицу по лексической теме «Зима».
По содержанию коллажа проводиться беседа с детьми. Уточняются названия зимних месяцев, все ли деревья голые зимой, все ли снежинки одинаковые по форме, какой зимний наряд у хвойных деревьев и т.д. Внимание детей обращается на взаимоположение объектов, смысловую динамику действия. Затем все объекты коллажа превращаются в символы: - кормушка; - голые деревья; - снежинка из шести лучей; - уши зайца; - три месяца зимы; - солнце светит, но не греет; - хвост лисы; - снеговик; -теплая одежда, головные уборы.
Далее детям демонстрируется мнемотаблица. Определяются логические связки: - цифра «3» и три кома снега (снеговик); - -цифра «3» - два уха и один хвост: три овала; - -по три веточки у ствола справа и слева; - -солнце - круг, а шапка - полукруг; - -верхняя строка мнемотаблицы состоит из прямых линий; - «ключом» мнемотаблицы является цифра «3». Под музыкальное сопровождение проводится физкультминутка «А теперь пора творить – бабу снежную лепить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...
Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....
«Педагогические хитрости» Применение игровых приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Каждый воспитатель в детском саду пытается внести в процесс воспитания свою изюминку, которая помогает сделать этот процесс более интересным и полезным для своих воспитанников. В своей презентац...
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
В статье «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...
Столовый этикет. Использование мнемотехнических приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Проблема нравственного воспитания, одна из самых острых проблем в современном обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет ...
Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»
Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...