Сказка - за безопасность детей
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сказки – за безопасность детей.

Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявиться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному – вообще ко всему живому. Но не следует думать, что чтение сказок можно сделать ребенка добрым и отзывчивым, тем не менее каждая сказка рождает в его душе такие чувства, как участие, волнение, сопереживание.

         Дети сами нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь им сохранить это качество на всю жизнь.

         Практика показывает: что сказки можно использовать как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

         Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_za_bezopasnost_detey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки – за безопасность детей.

Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявиться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному – вообще ко всему живому. Но не следует думать, что чтение сказок можно сделать ребенка добрым и отзывчивым, тем не менее каждая сказка рождает в его душе такие чувства, как участие, волнение, сопереживание.

        Дети сами нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь им сохранить это качество на всю жизнь.

        Практика показывает: что сказки можно использовать как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

        Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия «Лисичка – сестричка и серый волк».

Цель. Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки;

вызывать желание помочь им;

Развивать мышление, сообразительность, фантазию;

учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам.

Ход занятия

Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории и ситуации могут случится с любым человеком в любой момент.

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Воспитатель. Вы прослушали сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями?

Ответы детей.

  • Дед остался без улова, лиса обманула и забрала всю рыбу.
  • Волка побили, он остался без хвоста.
  • Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.
  • Бабка осталась без рыбы и воротника.
  • Лиса в избу влезла и угодила головой в кадку, тесто испортила.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она перехитрила, всех обманула, всем зло причинила. Опишите внешность лисы?

Ответы детей.

  • Рыжая, пушистая.
  • Лиса красивая, хвост длинный, пушистый.
  • Хитрая
  • Острая мордочка.
  • Лисичка – самая красивая в лесу.

Воспитатель. А если бы вы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?

Ответы детей.

  • Нет, на вид она очень красивая и хорошая.
  • Но взгляд у нее хитрый.

Воспитатель. Правильно ребята! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные.

Скажите: почему лиса обманула деда?

Ответы детей.

  • Потому, что она хитрая
  • Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту не хочет.
  • Потому, что охотиться тяжело, легче деда обмануть.
  • Потому, что дед ей поверил.

Воспитатель. А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Ответы детей

  • Нужно было не обращать внимания на лису и проехать мимо.
  • Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки.
  • Нужно было внимательней смотреть за лисой.

Воспитатель. Правильно! Дед увидел легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл, что лиса коварная и хитрая. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, то били бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мило, то остался бы с рыбой.

Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности.

А кто еще пострадал от хитрой лисы?

Ответы детей

  • Волк

Воспитатель. А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?

Ответы детей

  • Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она его постоянно обманывает. Сказал бы: «Сама покажи, как ловить рыбу хвостом».
  • Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.
  • Волк глупый, ему лень подумать, что будет, если он хвост в прорубь опустит.

Воспитатель. А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?

Ответы детей

  • Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся, а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим наловить. Лиса посоветовала волку опустить хвост в прорубь и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся волк на лису и ушел в лес. А лиса так и осталась голодная.
  • В зимний день возвращался дед с рыбалки. Увидел лису на дороге, остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит, мех на лисе красивый, пушистый. Вспомнил о своей старухе: хороший будет воротник для старухи. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? И начала всю рыбку выбрасывать. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила, рассердился на нее – лиса испугалась и убежала в лес. Уехал дед, а рыбка осталась лежать в снегу. Шел сзади голодный волк, увидел рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказки конец.

Воспитатель. Молодцы» Сегодня на примере Сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент.

В сказке лиса обманула деда и волка. А вот если бы дед поступил по-другому: не брал лису, то остался бы с рыбой. Так же и жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь всех нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте, если вы найдете какой- нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?

Ответы детей

  • К нему нельзя прикасаться
  • Его нельзя брать в руки

Воспитатель. Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью.

И самое главное, помнить и выполнять простые правила.

  • Ничего не поднимать на улице.
  • Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
  • Никогда никуда не ходить с чужими людьми.
  • Главное: прежде чем совершить какой – нибудь поступок, нужно хорошо подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас не попадать в те ситуации, в которых оказались сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, предостеречь.

Сегодня вы хорошо поработали. Мы узнали много нового и интересного.

А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие. Тема: « Сказки за безопасность детей. «Лисичка – сестричка и серый волк».

Предлагаю вам конспект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сказка за безопасность детей . «Лисичка сестричка и серый волк». Данный конспект будет полезен воспитателям старшей группы....

«Любимые сказки про безопасность детей»

Конспект интегрированного занятия вподготовительной группе по образовательной области «Формирование основбезопасности»...

«Любимые сказки про безопасность детей»

Конспект интегрированного занятия вподготовительной группе по образовательной области «Формирование основбезопасности»...

Сценарий сказки по безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста «Дорожные приключения Фунтика»

Данный сценарий адресован воспитателям групп старшего дошкольного возраста с целью развития у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через досуговую деятельность. Постановк...

Развлечение по безопасности детей на улице по сказке «Колобок»

Развлечение по безопасности детей на улице по сказке «Колобок»...

Спортивное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "СКАЗКИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ"

СКАЗКИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙВоспитатель: Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшний день, вам принесет много новых интересных впечатлений...

Сказки по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Информационная безопасность детей в сети Интернет»

Говорить о безопасности с детьми в интернете важно. И очень сложно. Наставления взрослых часто кажутся скучными и непонятными. Помочь могут сказки.Сказки призваны не только ра...