Театральная деятельность в доу
материал на тему
Игры-инсценировки, проводимые в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же в виде свободного пересказа текста детьми, становятся основой сюжетно-ролевой игры. Дословный пересказ текста произведения педагог обычно выполняет вместе с детьми и при этом берет на себя роль ведущего, а детям поручает другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сам педагог, а дети его повторяют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost_v_dou.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ:
ЦЕЛИ, ДИАГНОСТИКА, ОБУЧЕНИЕ
Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками. Занятия в театральном кружке, организованном в ДОУ, содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.
Игры-инсценировки, проводимые в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же в виде свободного пересказа текста детьми, становятся основой сюжетно-ролевой игры. Дословный пересказ текста произведения педагог обычно выполняет вместе с детьми и при этом берет на себя роль ведущего, а детям поручает другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сам педагог, а дети его повторяют.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям. Кукольный театр - это еще один вид сюжетной «режиссерской» игры: Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее, а детские знания - гораздо прочнее. Вместе с тем сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения. Освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к деятельности и потребности в ней. Это противоречие может быть разрешено при условии разработки системы занятий по театрализованной деятельности. Приступая к театрализованной работе с детьми, необходимо вначале провести диагностику по теме «Психомоторное развитие ребенка» (методика А.Бурениной) и выявить оценку результатов по критериям театрально-игровой деятельности, разработанным Н.Ф. Сорокиной.
Диагностика показала, что речь детей не достаточно выразительна, детьми слабо используются средства выразительности (мимика, жесты, движения), дети не умеют взаимодействовать с партнером. По результатам диагностики высокий уровень развития театрально-игровой деятельности отмечался только у 8% детей, средний – у 71%, низкий уровень развития показали 21% детей, поэтому возникла необходимость создания театрального кружка и системы работы по развитию творческих способностей посредством театрализации. Любое факультативное занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива.
Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затем надо активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое место в театрализованных занятиях отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого используются упражнения «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и др. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным и разнообразным, поэтому такой материал используется на каждом занятии. В основную часть занятия включаются игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими.
В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции. Игры, используемые на занятии, можно объединить в несколько блоков. Первый блок « Что такое театр?». Дети знакомятся с историей театра, с профессиями людей, работающих в нем. Ребята с интересом слушают рассказы о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Был сделан наглядный материал к занятиям. Цель этого блока - расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству. Второй блок «Волшебный мир эмоций».
Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей. Третий блок «Люблю своего героя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры.
Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь следующих результатов: - раскрепощения ребенка, осознания им возможности своего тела; - развития выразительности телодвижений; - развития двигательных способностей; - мышечной свободы, снять перенапряжение мышц В этот блок также включаются игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, использованные игры и этюды помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству. В четвертую часть занятия включаются игры-инсценировки, подготовка к театрализованным представлениям, кукольный театр. Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром, педагог ставит перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».
Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...
Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"
Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...