Гражданско-правовое образование детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре «Государства»
статья (старшая группа) на тему

Тырышкина Альфия Наильевна

Цель игры:        создание единого игрового образовательного пространства для детей старшего дошкольного возраста как одной из форм подготовки их к современной жизни и способа поддержки учебно - воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-правовое образование детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре «Государства»

А.Н.Тырышкина, воспитатель,  МДОУ  «ЦРР-ДС «Улыбка» г.Абаза

Сюжетно - ролевая игра «Государство»

 Цель игры:

  • создание единого игрового образовательного пространства для детей старшего дошкольного возраста как одной из форм подготовки их к современной жизни и способа поддержки учебно - воспитательного процесса.

Задачи игры:

  • Дать детям начальные политические знания;
  • Дать детям почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
  • Развивать у детей такие качества, как самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;
  • Учить детей конструктивному общению друг с другом.

 Принципы игры:

  • Добровольное участие;
  • Использование любых действий, но при условии, что они не вредят другому;
  • Осознание собственных поступков;
  • Бесконфликтное погружение в самые разные социальные общности.

Игра - универсальный  способ воспитания  и  обучения  ребёнка.  Так  как  игра  является  самой  любимой  и  естественной  деятельностью  дошкольников.

В  игре  ребенок  развивается,  общается,  она  дарит  ребёнку  радость,  уверенность в себе  и  своих  возможностях,  в  игре  ребенок  познаёт окружающий  мир.  Учитывая  детские  возможности  и  потребности,  педагоги  нашего  детского  сада использовали  в  своей работе сюжетно-ролевую  игру  «Государство».  Надо  сразу  отметить,  что  эта  игра  долговременная  и  самый  наименьший  срок  её  продолжения      -2недели.  

Одна  из  задач  этой  игры- познакомить  детей  с  устройством  государства  и  его  управлением.  А  также  эта  игра  дает  возможность  почувствовать  себя  ответственным   гражданином  своей  страны:  учит  детей  общению  друг  с другом.

Перед  тем,  как  начать эту  игру,  мы   провели  предварительную  работу  .Рассказали  детям,  что  такое  государство,  что  в нашем  государстве  есть  президент  и  именно  он  издает  указы   на  благо  своей  страны  и  которому  доверяет  народ,  то есть  мы.  Дети  узнали,  что  в нашем  государстве  есть  Министерство  труда   и  социального   развития, Министерство  внутренних  дел,  Министерство  здравоохранения,  образования  и  др.  

Затем  детям  было  предложено  создать  свою  страну,  придумать  ей  название,  издать  свои  законы,  свои  министерства.  Так  в   детском  саду  «Улыбка»  появилось  государство – Радуга.  И  дети  подготовительной  группы  и воспитатели  стали  гражданами  этой   страны, которые  имели  право  знать  занимать  любую  должность.  Путем  голосования   мы  провели  выборы.  Дети  избрали   Совет   страны,   в   который   вошли:

-президент – Вика Ч.

-Министр  труда – Света С.

-Министр  здравоохранения – Кирилл  З.

- Министр образования – Кристина К.

Министр МВД (главный  милиционер) - Вадим З.

Эти  дети   назначили  себе   помощников,  разумеется  из  числа   своих  друзей.

И  игра  началась.

В игре  смоделирована  реальная  жизнь  наших  детей.

Основная  задача  Совета  государства  -  была  создать  необходимые  условия  для  развития  и реализации  общественных  работ,  досуга.  Например,   Министр  труда  отвечал  за   распределение  работ   и  вел  контроль  за их  выполнением,   он  каждый  день  назначал  у  нас  дежурных    по  столовой,  дежурных  в   природном    уголке,   которые  следили  за   порядком  в  группе,   помогали  воспитателю    в  подготовке  к  занятию.

Президент   руководил  и  вел   контроль  за  выполнением  всех  должностных  обязанностей.  Министр  МВД  следил  за   порядком  и  разрешал  различные  конфликтные  ситуации.  Министр  образования  помогала  детям,  которые  затруднялись  в  выполнении  какого  либо  учебного  задания - сама  или   назначая  помощников.  Они  учили  с  этими  детьми  цифры,  буквы,  рисовали, разучивали  песни.  Министр  здравоохранения  следил  за  внешним  видом  и  опрятностью  детей,   аккуратность  сложенных  вещей  в  кабинках  и  на  стульчиках.

По  инициативе  детей  в  стране  Радуга  была  создана  доска  достижений  и  неудач  граждан.  Так  у  Министра  образования  был  стенд «Всезнайки»,  у  Министра  Здравоохранения   стенд  «Всесъедайки»,   у  Министра  труда  стенд  «Трудяшки»,  а  у  Главного  Министра  «Шалунишки».

Каждый  день  Совет  государства  принимал  решения,  чья  фотография   появится  на  каком  стенде  (  как  правило,  только  стенд  «Шалунишки»  был  пуст,  хотя  однажды  общим  голосованием  всех  граждан  государства,  там  покрасовалась  фотография   одного  мальчика, но  это  было  исключением).    

Проводилась  эта  игра  под  завуалированным  руководством  воспитателей, так  как  мы   являлись  первым  и  вторым  Советником  президента.  Педагоги  не  вмешивались  в  игровое  общение  детей,  но   тактично  направляли   игру  в  нужное  русло,  помогали  президенту   и министрам  принимать  правильное  решение.

Во  время  игры  дети  активно  участвовали    в  решении  важных  вопросов,  стоящих  перед  нашей   «страной».  Они  свободно  излагали  свое  мнение,  задавали  вопросы,  применяли  голосование  при  решении  коллективных  проблем,  выражали  свое  несогласие  и  отстаивали  свои  убеждения.

Играя  в эту  игру,  дети  не   только  знакомились  правилами  поведения,  нормами  общества,  но  приобретали  моральные  качества  такие  как: ответственность,  справедливость,  самостоятельность.

Итог  игры:

  • Дети старшего дошкольного возраста вступили в реальные социальные отношения, получили знания о политической жизни нашей страны, а также приобрели те нравственные и деловые качества, которые в дальнейшем понадобятся им в повседневной жизни.

Литература

  1. Л.Табунова, А.Емельянова, Т.Хомякова  «Игра в  «Государство».  «Обруч»№6 2001г., М., «Линка – Пресс».

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....

Статья: "Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"

Значимость игровой деятельности детей в их развитии всегда была и будет высоко оцениваться педагогами дошкольного образования....

Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В материале представлены рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре....