Артикуляционная гимнастика для детей третьего года жизни
консультация (младшая группа) по теме
В данной работе предоставлены визуальные пособия и подробное описание артикуляионной гимнастики для малышей, системаизированны дефекты, возникающие у детей, разработана методология исправления большинства встречающихся дефектов. Приятным бонусом станет паучительная сказка "Язычек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для малышей
"Окошко" | |
"Чистим, зубки" | |
"Месим тесто" | |
"Чашечка" | |
"Дудочка" | |
"Заборчик" | |
"Маляр" | |
"Грибочек" | |
"Киска" | |
"Поймаем мышку" | |
"Лошадка" | |
"Пароход гудит" | |
"Слоник пьёт" | |
"Индюки болтают" | |
"Орешки" | |
"Качели" | |
"Часики" | |
"Блинчик" | |
"Вкусное варенье" | |
"Шарик" | |
"Гармошка" | |
"Барабанщик" | |
"Парашютик" | |
"Загнать мяч в ворота" |
Артикуляционная гимнастика для малышей.
Дефекты развития речи сегодня в той или иной степени встречаются у каждого третьего ребенка.
К сожалению, далеко не все родители знают, что к шести годам ребенок должен четко выговаривать все буквы. К дефектам речи ребенка многие родители относятся легкомысленно, считая, что они исчезнут сами собой, а иногда даже поощряют картавящего ребенка, умиляясь над его речью.
Все это приводит к большим проблемам в школе, непониманию сверстников и комплексам.
Проблему всегда легче предотвратить, чем исправлять.
С помощью несложных упражнений артикуляционной гимнастики можно подготовить органы речи ребенка к постановке звуков. Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой можно с полутора – двух лет.
Сама по себе гимнастика не исправит дефекты речи, но поможет предотвратить их развитие, и в будущем вам не придется тратить деньги на дорогостоящих специалистов и выбирать, что вам дороже – семейный отпуск в дальние страны, новая детская итальянская мебель в спальню малыша, или четкое произношение чада.
Заниматься артикуляционной гимнастикой следует регулярно, каждый день в течение десяти-пятнадцати минут. Для занятий понадобится зеркало, ребенок должен видеть свое отражение. Занятия желательно проводить в игровой форме, чтобы ребенок меньше уставал и не воспринимал занятия как наказание.
Упражнение «Заборчик» помогает укрепить мышцы губ и развивает их подвижность. Ребенок должен легко и непринужденно улыбнуться, обнажив при этом верхние и нижние передние зубы. В таком положении ребенок должен удерживать губы 5-10 секунд. При этом родителям необходимо следить, чтобы он не подворачивал вниз верхнюю или нижнюю губу. Если нижние зубы ребенок не показывает, нужно сделать сначала другое упражнение – пусть малыш приподнимает и опускает нижнюю губу при сомкнутом рте. Для этого на нижнюю губу нужно положить палец и им помогать движению.
Упражнение «Обезьянка» поможет отработать движение языка вниз при одновременном выполнении более тонких движений. Данное упражнение помогает укрепить мышцы языка. Ребенок должен немного приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. В таком положении нужно удерживать язык не менее пяти секунд. Если ребенку трудно найти место, где должен располагаться язык, ему можно помочь, указав место шпателем.
Упражнение «Хомяк» поможет развить произвольные движения языком и укрепить мускулатуру языка и щек. Язык ребенка должен поочередно упираться то в левую, то в правую щеку, создавая эффект набитых щек хомячка. В каждом положении язык должен задерживаться три-пять секунд. Во время выполнения этого упражнения рот должен быть закрыт.
Упражнение «Толстячки и Худышки» укрепит мускулатуру щек и поможет развивать координацию движений. Ребенок поочередно то надувает щеки, то втягивает их. Выполнять упражнение нужно в спокойном темпе, удерживая щеки в каждом положении по пять секунд. Во время выполнения упражнения губы должны быть сомкнуты.
Упражнение «Самовар». Хорошо подходит для укрепления мускулатуры губ и щек. Ребенок должен показать, как пыхтит самовар. Для этого нужно сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух две-три секунды, а потом выпускать его через губы, издавая звук «пых». Можно усложнить это упражнение, создавая искусственное сопротивление губами, а воздух подталкивая ударами по надутым щекам. Щеки должны оставаться надутыми.
Упражнение «Накажем непослушный язык» должно научить малыша удерживать язык широким, распластанным. Ребенку нужно улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па». Звук издавать не обязательно, но он позволяет ребенку сделать это упражнение с меньшими усилиями. Если упражнение не получается, можно выполнять его поэтапно. Сначала пошлепывать губами только кончик языка, потом середину языка. В конце можно начать пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед и назад. Не допускайте, чтобы ребенок заворачивал нижнюю губу и натягивал ее на нижние зубы. Язык во время упражнения должен быть широким, а его края должны касаться уголков рта.
Упражнение «Индюк» отрабатывает подъем языка и подвижность его кончика. Ребенок должен приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и начать производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движения нужно постепенно убыстрять, потом подавать звук, пока не послышится «бл-бл-бл», как будто бы болобочет индюк. Кончик языка при этом должен загибаться кверху.
Регулярное выполнение этих несложных упражнений из курса артикуляционной гимнастики поможет вашему ребенку избежать проблем с речью. К школе ваше чадо будет четко и ясно разговаривать, в вашем доме появится новая итальянская мебель, и все будут счастливы.
Сказка про Язычок.
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Статические артикуляционные упражнения
Упражнения для губ без предмета
Упражнение "Упрямая улыбка". Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый "мешает" ему улыбаться, сжимая губы рукой в "Трубочку", преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнение "Упрямая трубочка". Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
Упражнение 1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
Упражнение 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 - 30 см, ширина - 4 - 5 см)
Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз.
Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 - 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 - 15 секунд. Повторяется до 10 раз.
Упражнение 7. В отличие от упражнения: бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7
Занятие на звук "Р"
• Упражнения для языка и губ
• Положение органов речи при произношении звуков [р], [р']
• Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р']
Цель: закрепление правильного произношения звука "Р". Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами единственного и множественного числа.
Материалы: предметные картинки, наборы слов для составления схем.
1. Организационный этап.
Ребенка просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку. Ребенок отвечает: карр-карр! Как рычит собака при этом на ворону? Ребенок отвечает: р-р-р! Можно попросить ребенка подумать и ответить, какой звук встречается и в карканье вороны, и в рычании собаки. Малыш отвечает, что звук "Р". Далее уточняется, какой это звук: согласный, твердый. Можно спросить, как он правильно произносится.
2. Повторение слоговых рядов:
тра - тро - тру - тры
атр - отр - утр - итр
рта - рто - рту- рты
3. Выделение звука "Р":
а) как заводится моторчик? Как рычит щенок? Как рычит тигр? Придумайте свои звукоподражания.
б) - замените первый звук слова на звук "Р":
губка
нога
кот
танец
лампа
мак
мычать
коза
дом
пугать
мука
шов
Дети объясняют значение новых слов.
4. Поиграем в "добавлялки"
Читается четверостишие, а ребенку нужно добавить недостающее слово:
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как... (матрос)
Как бы мне пошла кор-рона! -
Важно каркает... ворона)
Жарким летом по горам
В шубе бегает... (баран)
В колючках еж и ерш
Но сразу разберешь:
Кто ежится - тот... (еж),
А кто ершится... (ерш).
5. Игра "Поможем Петрушке"
Ребенок увидел, что появился Петрушка, который читает смешные стишки, но забывает последние слова. Малыш помогает ему вспомнить их:
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
"Кошка, брысь!"
Потому что это...... (рысь)
В реке большая драка -
Поссорились два... (рака)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры, ры-ры-ры - у Ромы в руках... (шары).
ру-ру-ру, ру- ру-ру - продолжаем мы... (игру).
6. Игра -"Слушай и выполняй".
Просят ребенка придумать действия, в названии которых есть звук "Р" (прыгать, играть, ронять, продавать). Обращаясь к ребенку дается задание выполнить одно из этих действий. Например: "Рома, прыгай (корми рыб)!". Составляются предложения: "Рома прыгает (кормит рыб)". "Рома и Вера прыгают (кормят рыб)".
7. Итог занятия.
Чему ты сегодня учился на занятиях? Ребенок повторяет звук "Р", который учился правильно произносить.
Занятие на звук "Ш"
Цель: закрепление правильного произношения звука "Ш". Звуко-слоговой анализ, схемы слов: шут, мишка, машина. Знакомство с буквой "Ш". Чтение и преобразование слогов.
1. Организационный этап.
Дети гуляют по группе. Играет тихая музыка. Дети ищут разложенные в разных местах части разрезных картинок. Как только заиграет громкая музыка, каждый берет по одной части картинок, а затем ищет "свою пару" так, чтобы собрать всю картинку (кошка, петушок, кукушка и т. д.). Такими парами дети садятся за столы.
2. Загадки.
Называются загадки, а дети поднимают руку, если их картинка соответствует отгадке. Например:
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (Кошка)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет "ку-ку":
Никак не может научиться петь,
Как петух, - "кукареку".(Кукушка)
Он в землю носом постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.(Петушок)
Дети запоминают и повторяют отгадки, определяя при этом, какой звук повторяется во всех этих словах ("Ш").
3. Букава "Ш".
Детям напоминается, что каждый звук имеет свою фотографию (букву). Дети открывают конверты, лежащие у них на столах, и складывают из полосок букву Ш. Выбирается ведущий. Он подходит к каждому ребенку и тихо называет ему разные гласные звуки: А, У. Тот выбирает из разрезной кассы соответствующую букву. И складывает слоги ША, ШУ. Затем проводится работа по преобразованию слогов: ША-> АШ
ШУ -> УШ
4. Чистоговорки.
Детям предлагается произнести чистоговорки со слогами ША, ШУ, АШ, ОШ.
Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.
5. Картинки и предложения.
Ведущий вместе с выбранным им помощником развешивают на доске конверты разного цвета с наклеенными на них геометрическими фигурами. Дети достают из них карточки со схемами слов разной сложности: и подбирают соответствующие картинки (мишка, шут, машина). С каждым из этих слов придумывают предложения.
6. Итог занятия.
Дети называют звук, который учились правильно произносить. Дети встают в круг в той последовательности, в которой их называет логопед. Предлагается игра: "Большой - маленький". Бросается ребенку мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, изменяет слово так, чтобы в нем появился звук "Ш" (ухо -ушко, петух - петушок, камень - камешек и т. д.).
Артикуляционная гимнастика для всех
Значение гимнастики для органов артикуляции, упражнения и рекомендации
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Трубочка (Хоботок).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
4. Улыбка — Хоботок.
Чередование положений губ.
5. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" — челюсть опущена на место, на "четыре" — челюсть даигается влево, на "пять" — челюсть опущена, на "шесть" — челюсть выдвигается вперед, на "семь" — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
12. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Звук Х и Х".
В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.
В середине слова: Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.
В конце слова: Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.
Предложения со звуками Х и Х".
Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут
Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.
В бухту вошёл (пароход).
На болоте растёт (мох)
На грядках сеют (горох)
По утрам поет (петух)
В воздухе летает тополиный (пух)
В квартире большая, уютная (кухня)
Машина дала обратный (ход)
Дети перестали шуметь, стало (тихо)
Стадо пасёт (пастух).
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.
У страха глаза велики.
Хорошую речь хорошо и выслушать.
Хороший человек хорошо и работает.
Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.
Хорошо сказал, хорошо и поехал.
Страх хуже смерти.
На словах тих, а на деле лих.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Кабы этот смех – да на всех.
Каков уход, таков и доход.
Делано наспех – и сделано на смех.
Хлеб за брюхом не ходит.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
Есть еще порох в пороховницах.
Худого не хвали, а хорошего не корми.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Хороший товар сам себя хвалит.
Полон хлевец белых овец. (подушка)
Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)
Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)
Слаще мёда, легче пуха.
Отдохни! – все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (лень)
Прохор и Пахом ехали верхом.
Ха - ха – ха – вкусная уха!
Ху – ху – ху – мы едим уху.
Ох - ох - ох –на болоте мох.
Хе – хе – хе – сидит птичка на ольхе.
"Х" все ходит, ходит, ходит,
Места, что ли не находит?
Уха была не плоха,
Хороша была уха.
Не вынеся этого смеха,
Он встал и уехал.
Хохотушка – буква "Х"
Рассмеялась: ха – ха – ха.
Хомяку сказал хорёк:
"Хвост твой узок, мой широк"
Не хочешь великаном стать?
На ходули надо встать.
Охи, охи, хохот, смех –
Скоморохи выше всех.
Был в саду переполох – там
Расцвел чертополох.
Чтобы сад не заглох
Пропололи чертополох.
Рассказ "Хомяк – хвастун"
Жил был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
- Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего. Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух ты! – восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами – хрустит. Смотрю – лежат две большие змеи, спят. Храпят на всю Африку. Я тихонечко подкрался и связал из хвосты узлом! А потом…я…
- Что, что потом!? – хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?
Звуки Г, Г".
В начале слова: Газ, гам, газон, гаммы, гамак, гавань, газета, гармонь, гараж, галстук, гобой, говорить, горилла, говяди-на, годовщина, гол, гость, год, гоп, гомон, горка, горько, город, гончие, голубь, губы, губка, гудеть, гудок, гумно, гнать, гнуть, грач, груша, громко, грива, грибы, гнев, гнёт, гнездо, гвоздь, гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз, гитара, гений, Гена, герб, Гера, герань, гербарий, гигант
В середине слова: Помогать, снега, рога, книга, радуга, нога, яга, нега, телега, огород, бегом, вагон, загон, огонь, Бугор, ноготь, иголка, кругом, загорать, разговор, гогот, лягушка, могут, загнать, загнуть, согнуть, вогнуть, тигр, гиря, ноги, бульдоги, пироги, дороги, сапоги, жги, долги, деньги, торги, шаги, враги, слоги, загиб, пегий, ангина, джигит, энергия, сгинуть, вдребезги, трагедия, легенда, гигиена, георгины
Предложения со звуками Г и Г".
Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню. Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей. Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу. Галя загадала загадку. У Гоги – гаммы. Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы. В огороде на грядке растут огурцы. Густ гогочет:"Га – га – га". Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы. На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой. На заводе гудит гудок. У Гоги – гири. Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн. На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги. Вечная слава героям. На флаге – герб. Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей. Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре. Галя надула губы. Пионерский лагерь находится у горы. В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.
У страха глаза велики.
Много снега – много хлеба.
Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
Не гони коня кнутом, гони коня овсом.
Отвага – силе подруга.
Где огонь, там и дым.
Гость не много гостит, да много видит.
Где густо, где пусто, где ничего нет
Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога (гвоздь)
С грузом идут, без груза останавливаются (часы с гирями)
Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыбка)
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Га – га – га, га – га – га – идут гуси на луга.
Ги- - ги – ги, ги – ги – ги – Гога, ты на луг беги.
На болоте, на лугу стоит блюдо творогу.
Говорила им горилла, приговаривала.
Гоп! Гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Дружат гусь и Галя.
Гусь за ней шагает,
Гусь за ней шагает,
гусь привык ходить гуськом
За гусиным вожаком.
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка –
Вот и вся считалка.
Га – га – га – гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь,
На гусей и на гусыню
Все гляжу – не нагляжусь.
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист –
Я га – га- га голосист!
Скажи погромче слово Гром.
Грохочет слово, словно гром.
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела –
По –гусиному шипела.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
Погляди – ка, погляди – ка,
Что за красный огонёк?
Это красная гвоздика
Новый празднует денек.
А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок.
До утра, до новой встречи
Свой погасит огонёк.
Рассказ "Генерал Гена"
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало – настоящий генерал получился.
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
- А вот же, под крылом, - говорит Гена.
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх, вы, глупенькие, грустно сказал Гена, - нет у вас фантазии!
Г. Юдин.
Группа звуков К, К"..
Звук К
В начале слова: Кабан, кабина, кабинет, камин, канава, канат, камень, кашель, касса, кашне, калач, карман, капуста, коса, ковбой, конец, кот, кон, конь, код, ком, кол, кофе, комната, куб, купать, куры, кулич, кухня, кнут, квас, класс, клад, клоун, крапива, крупа, кружево.
В середине слова: Мука, река, мышка, челка, белка, елка, дымка, юбка, ветка, палка, девочка, молоко, балкон, шоколад, окно, окунь, ткань, шкаф, акробат, простокваша.
В конце слова: Мак, бак, лак, бок, пирожок, сапожок, сук, стук, паук, лук, хомяк, маяк, моряк, воск, волк, полк, обелиск.
С двумя звуками: Каемка, кадка, какао, капкан, катушка, ракушка, какой, каменщик, кашка, копейка, кокон, коло-кол, кукла, каучук, колпак, кубик, кулак, кубок, кулёк, кончик, клубок, клык, кнопка, сказка.
Звук К"
В начале слова: Кит, кинь, кино, кивать, кинжал, кисель, кисть, кета, кеды, кедр
В середине слова: Накинь, перекинь, экипаж, вовеки, вопреки, маки, баки, ёлки, мелки, палки, пакте, макет, ракета, брикет
С двумя звуками: Кепки, кокетки, киски, кирки, киоски.
Предложения со звуками К и К".
Катя пьет кофе. У Коли каникулы. Котик – кот, иди ко мне! Кукушка кукует: "Ку – ку - ку". У Кати колпак. На клумбе рос мак. Коля купил аквариум. Катя покупает клубок ниток. Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды. Клаве купили коньки. На клумбе маки Ким покупает кубики. На окошке – кошка, под окошком – клумба. Старик закинул леску в реку. Костя и Катя идут в клуб кинолюбителей.
Закончить предложения, добавив слова со звуками К и К":
Кораблем управляет (капитан)
Катя упала в (канаву)
На клумбе цветут красные (маки)
В конюшне стоят (кони)
У Кати болит (бок)
Катя и Коля слепили (ком)
Кира пьет (кофе, какао)
У детей летние (каникулы)
Костя кладет брюки в (бок)
У Кати клюквенный (кисель)
Катя купила (коньки)
Коля купил (кепку)
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.
Коси коса, пока роса.
Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
Рабочие руки не знают скуки.
Как ни кинь – все клин.
Каков век, таков и человек.
Каков корм, таков и конь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)
По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (белка)
Домик маленький, а жильцов много (коробок спичек)
Купи кипу пик!
Наша река широка, как Ока.
Около кола колокола.
У Кондрата куртка коротковата.
Покатил Костя в Кострому в гости.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.
Свинушки-старушки; волнушки - стрекушки; сыроежки – сладкоежки.
Клала Клара лук на полку,
Кликнула к себе Николу.
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапкой кошка.
Куд - куда? Куд – куда?
Ну – кА, ну – кА, все сюда!
Ну – кА, к маме под крыло,
Куд – куда всех понесло?
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
Кот копеек накопил
Кошке козочку купил,
А козе - капустки
Кочанчик хрусткий.
Коваль ковал коня,
Конь – копытом Коваля,
Коваль – кнутом коня.
У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: "Ку –ку –ку!"
Внизу бежит речушка по жёлтому песку,
Поет кукушка звонко:" Ку –ку –ку!"
Рассказ "Как варить компот"
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книги, как сварить компот!
- Ну и как его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное за мной!
Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье!
Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:
- Компот называется! Сам ешь!
Почему так невкусно получилось? – мрачно задумался кот.
Г.Юдин
Речевые игры для отработки звуков К, Г, Х.
- Игра "Подбери нужное слово" В лесу растет (мох), Коля под дождем (мок). Бойцы рыли подземный (ход), в доме жил
- Игра "Цапля и лягушки" Дети выбирают ведущую и надевают ей шапочку цапли. Все остальные становятся лягушками и "прыгают в болоте". При этом поют: "Мы зеленые лягушки, Мы веселые квакушки, Громко квакаем с утра: "Ква-ква-ква, ква, ква!" Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит: "По болоту я шагаю, и лягушек я хватаю. Целиком я их глотаю - хап-хап-хап". Увидев лягушат, цапля произносит: "Вот они, лягушки, зеленые квакушки! Берегитесь, я иду - я вас всех переловлю!" Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки" выбывают из игры.
- Игра "Дети и гуси" Группа детей делится на две команды: первая – дети, вторая – "гуси" Гуси гуляют по поляне. Появляются дети. Обращаясь к гусям, дети спрашивают: - Гуси, гуси! - Га – га – га! – отвечают гуси. - Пить хотите? - Да – да – да! Далее выносят воду. - Гуси, гуси! Вот вода! - Га – га – га, га – га – га! (гуси кланяются благодарят)
- Игра "Дети, гуси и лиса" "Гуси" машут крыльями и летают по комнате. В кустах сидит лиса. Появляются дети. Они протягивают к гусям руки и спрашивают: - Гуси, гуси, вы откуда? - Га – га – га, га – га – га! Все мы с юга, все мы с юга! - Гуси, гуси, вы куда? - Га – га – га, га – га – га. Мы летим на луга! - К нам летите на луга, на зеленые луга! - Га – га – га, га – га – га! Внезапно появляется "лиса": - Мигом гуся утащу, своих деток утащу. (пойманные гуси выбывают из игры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....
"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...
Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...
Комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики с детьми третьего года жизни
Упражнения и игры для развития речи с малышами....