Руководство развитием режиссерскими играми детей
методическая разработка на тему

ВЫСТУПЛЕНИЕ  на секционном заседании городского методического объединения воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vistuplenie_shovkoplyas_e.a.docx32.54 КБ
Office presentation icon razvitie_rezhisserskoy_igry_v_madou.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 на секционном заседании городского методического объединения воспитателей по направлению:                

                                                   

                                                                            Методист МАДОУ ЦРР-ДС №41

                                                                            Шовкопляс Е.А.

«Руководство развитием режиссерскими  играми детей"

Наш детский сад реализует программу «Детство» и мы представим вам систему развития режиссерской игры в соответствии с задачами данной программы.

Можно выделить две прямо противоположные позиции в понимании природы и содержания детской игры, в значительной мере определяющие педагогические рекомендации по организации и руководству игрой.

Согласно первой позиции, игра трактуется как инстинктивно биологическая по своей природе деятельность, которая в особой  форме выражает врожденные влечения ребенка,  то есть возможности свободного самовыражения ребенка.

         Согласно второй позиции, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую вхождение и освоение социальным миром –миром человеческих отношений, как социальных, так и межличностных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Игра, «наводя мосты» между детством и взрослостью, предлагает «идеальную форму» (Д.Б. Эльконин), задающую образец эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Здесь игра не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», решая задачу подготовки ребенка к будущей «взрослой жизни».

  • Какие  игры вы знаете?
  • К какому  виду игр относится режиссерская игра?

К творческим играм дошкольников относятся: сюжетно-ролевая(разновидность с/р режиссерская игра), игра-драматизация, театрализованная игра, игра эксперементирование.

Однако, несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, режиссерская игра дошкольника изучена менее других.  

В буквальном смысле слово «режиссер» (от французского глагола «управлять»)-это распорядитель.

Режиссер- лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, декорации. 

Как вы думаете, какое влияние оказывает режиссерская игра на развитие ребенка?

Режиссерская  игра оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка дошкольника, высших форм восприятия и наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий и воображения, произвольности поведения, и деятельности ребенка.  

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка,  потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

Перейдем непосредственно к развитию режиссерской игры в нашем образовательном учреждении.

Наше автономное учреждение создано 2008 году.     В январе 2009 года в детский сад поступили первые дети. В связи с постепенным поступлением детей адаптационный период проходил до апреля 2009года.

В МАДОУ создана предметно-игровая  развивающая среда, отличающаяся гибкостью, многофункциональностью, отвечающая  требованиям современных образовательных технологий и реализуемых программ, созданы все условия для развития игровой деятельности.  

         В программе   « Детство» в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» не выделены задачи, содержание, игровые умения и критерии развития режиссерской игры.  Анализ программы «Детство» показал, что обучать играть, в  режиссерские игры мы начинаем,  со средней группы. Но в книге «Методические советы к программе Детство» рекомендуют нам педагогам формировать предпосылки к режиссерской игре со второй младшей. Работа в этой возрастной группе проводится в рамках дидактических игр по сенсорному воспитанию. В среднем  дошкольном возрасте  происходит интенсивное развитие  режиссерских игр.

         Доказано, что на шестом-седьмом году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. По-видимому, по отношению к ребенку пяти-семи лет необходимо говорить именно о развитии субъектной позиции в режиссерской игре.

В книге Методические советы к программе «Детство» автор предлагает  взаимодействовать с детьми старшего возраста дифференцированно в зависимости от уровня усвоения режиссерской  игры.  Педагогическое сопровождение режиссерских  игр осуществляется поэтапно.

Дети становятся соавторами полуфункционального игрового материала.

В процессе работы постепенно меняется роль педагогов детской игровой деятельности.

-Сначала педагог выступает как носитель игровых умений и взаимодействует в игре с каждым ребенком.

- Затем в игру втягиваются 2-3 ребенка партнером которых, выступает взрослый.

-Далее педагог становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения.

-И наконец, воспитатель выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая им при необходимости советом.

Во всех возрастах для режиссерской игры используются мелкие игрушки,

Сенсорные и ролевые поля поля.

Образовательная область «Социализация»

 Карта программных требований к содержанию режиссерской игры          

Возр.гр.

Разд.

Группа общеразвивающейся направленности детей 4-го года жизни

Группа общеразвивающейся направленности детей 5-го года жизни

Группа общеразвивающейся направленности детей 6-го и 7-го года жизни

Творческая игра (режиссерская игра)

Содержание

  • игры с элементами драматизации;
  •  игры с имитацией образов зверей, птиц, сказочных персонажей;
  •  игры - фантазии с использованием пальчикового театра, кукол – перчаток;
  • игровые импровизации под музыку, литературный текст;
  • создание простых построек  из строительных материалов;
  • игры – экспериментирования с водой, песком, снегом, бумагой.
  • отражать бытовые сюжеты и впечатления о жизни и труде взрослых (семья, детский сад, магазин, парикмахерская);
  •  построение сюжета (4-6 смысловых эпизодов);
  • проявление интереса к строительно-конструктивным играм;
  •  проявление интереса к театрально – игровой деятельности;
  •  участие в играх – имитациях, хороводных;
  • использование элементарных режиссёрских игр, разыгрывание придуманных сюжетов;
  •  игры – драматизации ("Репка", "Кот, петух и лиса", "Колобок");
  • участие в играх – экспериментированиях.
  • отражать различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, фантастические, содержание литературных произведений;
  • придумывание новых ролей и игровых действий;
  •  использование  разнообразных построек  из строительных материалов;
  • разыгрывание в творческих театральных, режиссёрских и играх – драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей;
  •  разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками – самоделками;
  • творческое создание разных игровых образов, выразительная передача их  действий, физического состояния, смены настроения с использованием мимики, пантомимики, интонации;
  • придумывание новых подвижных игр, новых игр с правилами;
  • игры экспериментирование  с разными материалами.

 

 

Критерии оценки развития режиссерской игры составлялись на основе тех же вышеперечисленных программных требований и анализа психолого-педагогической литературы по данному направлению

       На слайде вашему вниманию представлены  критерии по  развитию режиссерской игры во всех возрастных группах.    

Возрастная категория

Критерии оценки развития режиссерской игры

Группы общеоазвивающей направленности 4-го года жизни

-Передают сюжет из нескольких 2-4 действий.

-Проявляют желание создавать игровые образы.

-Отражают в игре персонажи, ситуации знакомых сказок.

-Используют предметы заместители.

-Используюр свой сенсорный опыт.

Группы общеоазвивающей направленности 5-го года жизни

Разыгрывают придуманные сюжеты с игрушками.

Умеют назвать игру.

Используют предметы заместители, осуществляют воображаемые действия.

Принимают воображаемые игровые действия других играющих.

Передают разное эмоциональное состояние персонажей.

Ведут негромкий диалог с игрушками,  коментируют их «действия».

Говорят разными голосами заразные игрушки.

Группы общеоазвивающей направленности 6-го и 7-го года жизни

Самостоятельно создают на основе разнообразных впечатлений новые сюжеты, новых ролей и игровых действий.

Разыгрывают сюжеты сказок;

литературных произведений;

 внесение в них изменений;

придумывание новых сюжетных линий;

введение новых персонажей, действий.

Действуют  и говорят от имени разных персонажей;

Сочетают движения игрушек с речью

По результатам педагогического мониторинга   за 2008-2009 учебный год  низкий уровень  сформированности навыков режиссерской игры составил   64%.

Высокий –10%

Средний-26%

Низкий- 64%

 Таким образом, анализируя результаты педагогического  мониторинга, мы пришли к выводу о необходимости совершенствования системы работы по развитию режиссерской  игры.

Мы определили следующие направления работы  по развитию режиссерской игры в МАДОУ:

В группах 4-го года жизни на основе сенсорного развития;

В группах 5-го года жизни на основе игр-имитаций, игр-импровизаций;

В группах 6-го и 7-го года жизни на основе развивающих игр разной направленности.

         Для проверки эффективности проведенной работы,    в апреле 2010 года был проведен  итоговый мониторинг. Анализ результатов педагогического мониторинга позволил сделать вывод о том, что наша система работы значительно повысила уровень  развития  режиссерской игры, высокий уровень составил 56%.  Мониторинг в апреле 2011года подтвердил правильность выбранной системы работы по данному направлению. Высокий уровень составил 68 %.  

Образовательная область «Социализация»

                            Карта программных требований по разделу программы «Детство»

 «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».  (творческая игра)

Какие игровые умения и речевое взаимодействие относятся к сюжетно-ролевой игре,

а какие к режиссерской?

№п/п

Игровые умения

С/Р

Р\И

Определять тему и развитие сюжета.

Отражать впечатления реальной жизни (больница, школа, парикмахерская, магазин).

Отражать фантазийные образы, навеянные сказками, мультфильмами, игрой воображения.

Уметь самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, используя считалки, жребии, выбор по желанию и интересам.

Уметь создать обстановку с учётом темы игры.

Пользоваться предметами – заместителями.

Передавать в роли характер, настроение персонажа.

Называть свою роль, определять словесно воображаемые события.

Использовать ряженье, придумывать детали костюма

Действовать от имени разных персонажей.

Сочетать движения игрушек с речью.

Ставить кукольные   концерты.

Говорить, исполнять песни, стихи в соответствии с игровым образом.

Выразительно передавать игровые образы.

Имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие режиссерской игры в МАДОУ Методист МАДОУ ЦРР-ДС№41 «РОСИНКА» Шовкопляс Е.А.

Слайд 2

Руководство развитием режиссерской игры Организация и руководство игрой 1 позиция Врожденное влечение самовыразиться 2 позиция Социализация ребенка (мир человеческих, социальных межличностных отношений..)

Слайд 3

Структура творческой игры Творческие игры Сюжетно- ролевая игра Игра- драматизация Театрализованная игра Игра- Эксперименти- рование Режиссерская игра

Слайд 4

РЕЖИССЕР! В буквальном смысле слово «режиссер» (от французского глагола «управлять») – это распорядитель .

Слайд 5

МАДОУ ЦРР-ДС №41 «РОСИНКА» Р азвитого, О бразованного , С амостоятельного , И нициативного , Н еповторимого , К ультурного , А ктивно-творческого .

Слайд 6

Структура развивающей среды МАДОУ ЦРР ДС №41 «Росинка» Образовательная среда Физкультурно- оздоровительная среда Условия психологического комфорта Э С Т Е Т И Ч Е С К А я Р А З В И В А Ю Щ А я ИЗО Картинная галерея Хореография Театр Музыка Кабинет БОС Фотарий Бассейн Тренажерный зал Спортивный зал ПДД ПБ Комната русского быта Библиотека Зимний сад Компьютерный класс музей Экологическая студия Автодром Сенсорная комната Игровая зона Кабинет психолога 13 групповых кабинетов 13 групповых участков Спортивная площадка автодром Огород цветники

Слайд 7

Развивающая среда МАДОУ

Слайд 8

Позиция педагога Носитель игровых умений партнер Помощник в игровой деятельности наблюдатель

Слайд 9

Карта программных требований к содержанию режиссерской игры. Отражать бытовые сюжеты и впечатления о жизни, труде взрослых (семья, детский сад, магазин, парикмахерская) Построение сюжета (4-6 смысловых эпизодов) Проявление интереса к театрально-игровой деятельности; Участие в играх-имитациях, хороводных; Использование режиссерских игр, разыгрывание придуманных сюжетов; Игры-драматизации («Репка», «Кот, петух и лиса); Участие в играх – экспериментированиях. Игры с элементами драматизации; Игры с имитацией образов зверей, птиц, сказочных персонажей; Игры-фантазии с использованием пальчикового театра, кукол-перчаток; Игровые импровизации под музыку, литературный текст; Создание простых построек из строительных материалов; Игры – экспериментирования с водой, песком, бумагой Отражать различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, фантастические, содержание литературных произведений; Придумывание новых ролей и игровых действий; Использование разнообразных построек из строительных материалов; Разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских и играх- драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей; Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; Творческое создание разных игровых образов, выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроения с использованием мимики, пантомимики, интонации; Придумывание новых подвижных игр, новых игр с правилами; Игры- экспериментирование с разными материалами. Группа общеразвивающейся направленности детей 4-го года жизни Группа общеразвивающейся направленности детей 5-го года жизни Группа общеразвивающейся направленности детей 6-го года жизни

Слайд 10

Показатели критерии педагогического мониторинга Передают сюжет из нескольких 2-4 действий. Проявляют желание создавать игровые образы. Отражают в игре персонажи, ситуации знакомых сказок. Используют предметы заместители. Используют свой сенсорный опыт. Разыгрывают придуманные сюжеты с игрушками. Умеют назвать игру. Используют предметы заместители, осуществляют воображаемые действия. Принимают воображаемые игровые действия других играющих. Передают разное эмоциональное состояние персонажей. Ведут негромкий диалог с игрушками, комментируют их «действия». Говорят разными голосами заразные игрушки. Самостоятельно создают на основе разнообразных впечатлений новые сюжеты, новых ролей и игровых действий. Разыгрывают сюжеты сказок; литературных произведений; внесение в них изменений; придумывание новых сюжетных линий; введение новых персонажей, действий. Действуют и говорят от имени разных персонажей; Сочетают движения игрушек с речью. Группа общеразвивающейся направленности детей 5-го года жизни Группа общеразвивающейся направленности детей 6-го года жизни Группа общеразвивающейся направленности детей 4-го года жизни

Слайд 11

Результаты педагогического мониторинга за 2008-2009 учебный год

Слайд 12

Система работы по развитию режиссерской игры в МАДОУ Сенсорное развитие Игры-имитации, игры-импровизации Развивающие игры Группы общеразвивающей направленности 4-го года жизни Группы общеразвивающей направленности 5-го года жизни Группы общеразвивающей направленности 6-го и 7-го года жизни

Слайд 13

Итоговый мониторинг

Слайд 14

Сравнительная диагностика результатов за 2 года:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста

Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...

Руководство развитием самостоятельной детской математической деятельности

Руководство развитием самостоятельной детской математической  деятельностиС первых минут своей жизни ребенок учится познавать окружающий мир мам и с помощью взрослых. .В дошкольном детстве важной...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «БИБЛИОТЕКА» в подготовительной к школе группе.

Перспективное планирование содержит 4 блока : 1. Ознакомление с окружающим миром; 2.Обогащение  игрового опыта; 3.Предметно-игровая среда; 4.Активизирующее обогащение....

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «Игрушки»

Ознакомление с окружающимОбучение игреИзменение предм.- игр. средыАктивизирующее общение...

Методика руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображении природы.

В статье представлена методика формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы....