Организация экологических наблюдений в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему
Методика работы по данному направлению.
Организационно-методическая форма проведения наблюдений.
Подготовка педагога к наблюдению.
Экологические знания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экологических наблюдений в ДОУ
Трудно даже представить нам это-
Если мир одного будет цвета!
Оттого шар земной наш чудесен,
Что под радугой яркой рожден-
Сколько в мире цветов, сколько песен,
И прекрасен и радостен он!
Разноцветная наша планета.
Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает дошкольников и вызывает в них радостные переживания, впечатления, которые запоминаются на всю жизнь. Свою работу мы строим с учетом возрастных особенностей дошкольников, освоения культурно – нравственных ценностей, приобщения культурно – историческому опыту.
Такая работа позволяет выйти из традиционных рамок обучающего процесса, помогает овладеть и внедрить новые методики, формы и средства работы с детьми. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающим успешную работу – является организация развивающей среды, которая способствует реализации экологического образования в познавательной и нравственной сфере.
Основной упор мы делаем на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Ведь одним из самых главных условий воспитания здоровых детей – это прогулки на свежем воздухе. Закаливающее действие разных температур, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Прогулки на свежем воздухе помогают ребенку гармонично развиваться. Для того, чтобы детям на прогулке было интересно, необходимо разнообразить наблюдения, повышать двигательную активность в разные периоды года, использовать упражнения для индивидуального физического развития, включать задания на развитие мелкой моторики, игры, развивающие речь детей – это стихи, загадки, пословицы и поговорки. Все это поможет прикоснуться к мудрому народному слову и к поэтической русской речи. Необходимо вовлекать детей в посильные и интересные для них трудовые действия. Видеть значимость своего труда, умение поддерживать порядок на участке детского сада. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к игрушкам.
Природа оставляет яркий след в душе ребенка потому, что она многообразна. Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – все это интересует и увлекает ребенка, будят воображение и фантазию. Общаясь с природой, ребенок не перестает удивляться, воспринимая все ярче и острее, чем взрослые. Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь ему в познавании окружающего мира.
А мир вокруг дошкольника огромен, а он еще мал и опыт его ограничен, поэтому надо знакомить его с природой постепенно, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создавать условия, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о ней.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:
- Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
- Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
- Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
- Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
- Подготовка и организация наблюдений.
Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:
- Содержание наблюдения и организация.
- Время и место проведения наблюдения.
- Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
- Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.
Экологические знания дети нашего сада получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач.
Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
В нашем саду есть ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА: в каждой группе детского сада имеются комнатные растения, за которыми дети наблюдают и ухаживают.
ОГОРОД, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ...
Презентация по теме "Методика организации экспериментирования и экологических наблюдений в ДОУ"
Презентация по теме "Методика организации экспериментирования и экологических наблюдений в ДОУ"...
Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка
Работа на тему "Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка"...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»...
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду А.И. Иванова
Иванова Александра ИвановнаМЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУПособие для работников дошкольных учреждений...
Организация экологических наблюдений в старшей группе детского сада
Материал составлен на основе методицеских рекомендаций С. Н. Николаевой к программе "Юный эколог"....
Методическая консультация для родителей «Экологические наблюдения и эксперименты в дошкольной организации как средство экологического воспитания ребенка»
17.11.2020 г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей "Экологические наблюдения и эксперименты в дошкольной организации как средство эколог...