Организация экологических наблюдений в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Самойлова Татьяна Викторовна

Методика работы по данному направлению.
Организационно-методическая форма проведения наблюдений.
Подготовка педагога к наблюдению.
Экологические знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологических наблюдений в ДОУ

Трудно даже представить нам это-
Если мир одного будет цвета!
Оттого шар земной наш чудесен,
Что под радугой яркой рожден-
Сколько в мире цветов, сколько песен,
И прекрасен и радостен он!
Разноцветная наша планета.

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает дошкольников и вызывает в них радостные переживания, впечатления, которые запоминаются на всю жизнь. Свою работу мы строим с учетом возрастных особенностей дошкольников, освоения культурно – нравственных ценностей, приобщения культурно – историческому опыту.

Такая работа позволяет выйти из традиционных рамок обучающего процесса, помогает овладеть и внедрить новые методики, формы и средства работы с детьми. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающим успешную работу – является организация развивающей среды, которая способствует реализации экологического образования в познавательной и нравственной сфере.

Основной упор мы делаем на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Ведь одним из самых главных условий воспитания здоровых детей – это прогулки на свежем воздухе. Закаливающее действие разных температур, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Прогулки на свежем воздухе помогают ребенку гармонично развиваться. Для того, чтобы детям на прогулке было интересно, необходимо разнообразить наблюдения, повышать двигательную активность в разные периоды года, использовать упражнения для индивидуального физического развития, включать задания на развитие мелкой моторики, игры, развивающие речь детей – это стихи, загадки, пословицы и поговорки. Все это поможет прикоснуться к мудрому народному слову и к поэтической русской речи. Необходимо вовлекать детей в посильные и интересные для них трудовые действия. Видеть значимость своего труда, умение поддерживать порядок на участке детского сада. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к игрушкам.

Природа оставляет яркий след в душе ребенка потому, что она многообразна. Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – все это интересует и увлекает ребенка, будят воображение и фантазию. Общаясь с природой, ребенок не перестает удивляться, воспринимая все ярче и острее, чем взрослые. Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь ему в познавании окружающего мира.

А мир вокруг дошкольника огромен, а он еще мал и опыт его ограничен, поэтому надо знакомить его с природой постепенно, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создавать условия, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о ней.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. 

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

  1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
  2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
  3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
  4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
  5. Подготовка и организация наблюдений.

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

  1. Содержание наблюдения и организация.
  2. Время и место проведения наблюдения.
  3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
  4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Экологические знания дети нашего сада получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
В нашем саду есть ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ТРОПА. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА: в каждой группе детского сада имеются комнатные растения, за которыми дети наблюдают и ухаживают.

ОГОРОД, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ...

Презентация по теме "Методика организации экспериментирования и экологических наблюдений в ДОУ"

Презентация по теме "Методика организации экспериментирования и экологических наблюдений в ДОУ"...

Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка

Работа на тему "Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка"...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»...

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду А.И. Иванова

Иванова Александра ИвановнаМЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУПособие для работников дошкольных учреждений...

Организация экологических наблюдений в старшей группе детского сада

Материал составлен на основе методицеских рекомендаций С. Н. Николаевой к программе "Юный эколог"....

Методическая консультация для родителей «Экологические наблюдения и эксперименты в дошкольной организации как средство экологического воспитания ребенка»

17.11.2020 г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей "Экологические наблюдения и эксперименты в дошкольной организации как средство эколог...