Формирование познавательной активности детей 6 – 7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье.
проект (подготовительная группа) на тему
Цель исследования: выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследования: Формирование познавательной активности детей 6 – 7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье.
Проблема формирования познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогики, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. При этом основное внимание уделяется изучению познавательной активности у детей школьного возраста. Вопросы же развития познавательной активности дошкольников в настоящее время недостаточно изучены.
Хотя немногочисленные исследования (Голубева А.Н. 1955 г., Денисенкова Н.С. 1991 г., Запорожец А.В. 1986 г., Князева С.Л. 1986 г.) говорят о том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность, «направляемая и побуждаемая познавательной задачей».
Психологическое самочувствие – система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Психологическое самочувствие ребенка и общение ребенка с близкими взрослыми, направляющими его практически имеют решающее значение в его развитии.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы вызвана недостатком информации о влиянии психологического самочувствия на познавательную активность дошкольников.
Целью нашего исследования является выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.
Объектом данного исследования являются дети 6 – 7 лет
Предмет исследования – познавательная активность детей 6 – 7 лет; их психологическое самочувствие.
Приступая к исследованию, я выдвинула следующую гипотезу: психологическое самочувствие детей 6 – 7 лет в семье оказывает влияние на формирование познавательной активности.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- Выявить наличие благоприятной семейной ситуации в семьях детей 6-7 лет.
- Сформировать две экспериментальные группы по результатам первой методики, в зависимости от благоприятной\неблагоприятной семейной ситуации.
- Изучить психологическое самочувствие детей 6-7 лет.
- Выявить уровень познавательной активности детей 6-7 лет.
- Выявить влияние психологического самочувствия на формирование познавательной активности детей 6-7 лет.
Экспериментально-психологическое исследование проводилось с сентября 2013 г. по декабрь 2013 г. на базе МДОУ «Усогорский детский сад «Снежанка».
Экспериментальная работа была проведена в 4 этапа.
На первом этапе использовался тест «Кинетический рисунок семьи» в модификации Р.Ф. Беляускайте. Цель: выявление наличия благоприятной семейной ситуации в семьях детей.
Для теста КРС была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность в семейной ситуации. Каждый симптомокомплекс делился на симптомы, наличие которых оценивалось 0 баллов, отсутствие – 1, 2 или 3 балла, в зависимости от степени выраженности. На основании выделенных критериев мы разработали следующую шкалу оценивания: более 2,2 баллов имеют дети с неблагополучной семейной ситуацией, 2,2 балла и менее – дети с благоприятной семейной ситуацией.
По результатам теста на выявление благоприятной семейной ситуации детей 6-7 лет выявили, что у 15 детей (68 %) в семьях благоприятная ситуация, а у 7 детей (32 %) неблагоприятная семейная ситуация. На основании этого дети были поделены на две экспериментальные группы.
На втором этапе была проведена методика «Карта Стотта». Цель: конкретизировать психологическое самочувствие детей в семье.
Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 симптомокомплексов (СК). При заполнении КН наличие каждого из указанных образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу. Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается один балл, за другие – 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки. В каждом СК баллы суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Интервал от 0 до 20 % говорит о слабой выраженности качества; от 20 до 40 % - заметная выраженность; от 40 до 60 % - сильная выраженность; от 60 до 80 % - очень сильная выраженность; от 80 до 100 % - нарушение.
По результатам данной методики было получено следующее: у 15 детей (100 %) экспериментальной группы 1 преобладает слабая выраженность всех симптомокомплексов. Дети данной экспериментальной группы не испытывают недостатка доверия к людям, редко уходят в себя, стараются добиваться хорошего расположения взрослых и сверстников, усидчивы, легко концентрируют внимание и т.д. У 7 детей (100 %) экспериментальной группы 2 – заметная выраженность тех или иных симптомокомплексов. Эти дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, трудно адаптируются к окружающей обстановке и к чему-то новому. Таким образом, можно отметить, что сходства между двумя экспериментальными группами не обнаружено.
На третьем этапе использовалась методика «Лесенка», автор В. Щур. Цель: выявить тип самооценки у детей 6-7 лет.
Обработка данных:
У ребенка неадекватно завышенная самооценка, если он, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что родители и воспитатель оценивают его также, аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого, не дифференцирует «себя – реального» и «себя – идеального».
У ребенка завышенная самооценка, если он после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него, обстоятельствами и причинами, считает, что оценка взрослого в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной.
У ребенка адекватная самооценка, если он, обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже; дифференцирует «себя – реального» и «себя – идеального».
У ребенка заниженная самооценка, если он ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет, либо ссылается на мнение взрослых; на все вопросы отвечает: «Не знаю», считает, что оценка взрослых аналогична его собственной.
На основе полученных данных, каждому ребенку был присвоен определенный тип самооценки. У детей экспериментальной группы 1 преобладает адекватная самооценка – 9 детей (60 %); 4 ребенка (27 %) имеют завышенную самооценку; 2 ребенка (13 %) имеют неадекватно завышенную самооценку. У детей экспериментальной группы 2 преобладает низкая самооценка – 5 детей (71 %); 2 ребенка (29 %) – адекватную самооценку. Таким образом сходства между детьми двух групп не выявлено.
На четвертом этапе была проведена методика «Вопросы к картинкам», автор О.М. Дьяченко. Цель выявить уровень познавательной активности у детей 6-7 лет.
Результаты исследования оценивались по трехбалльной шкале.
3 балла – с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают более 5-6 вопросов третьего и четвертого типов.
2 балла – большее количество вопросов третьего типа. Возможно появление 1 – 5 вопросов второго типа.
1 балл – дети придумывают к каждой картинке 1 – 3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типов или отказываются от выполнения задания.
Распределение детей по уровням осуществлялось на основе показателя среднего балла.
1 – 1,7 – низкий уровень;
1,8 – 2,4 - средний уровень;
2,5 – 3 – высокий уровень.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большинство детей экспериментальной группы 1 имеют высокий уровень развития познавательной активности, а именно 12 детей (80 %) и только 3 детей (20 %) – средний уровень; большинство детей экспериментальной группы 2 имеют низкий уровень познавательной активности – 4 детей (57 %), 3 детей (43 %) – средний уровень.
Цель, поставленная вначале нашего исследования, была достигнута в процессе нашей работы.
Задачи выполнены.
Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза о том, что психологическое самочувствие детей 6 – 7 лет в семье оказывает влияние на формирование познавательной активности, нашла свое подтверждение.
Таким образом, дети с благоприятной семейной ситуацией, устойчивым психологическим самочувствием, адекватной самооценкой имеют высокий уровень развития познавательной активности, в то время как неблагоприятная семейная ситуация, наличие таких показателей психологического самочувствия, как тревожность, конфликтность, недоверие и т.д., а также низкая самооценка способствуют формированию низкого уровня развития познавательной активности.
По результатам моего исследования были проведены индивидуальные беседы с родителями, в основном из семей с неблагоприятной семейной ситуацией.
Оформляются стенды для родителей по темам: «Семья глазами ребенка», «Искусство быть родителем», «Психологический комфорт в детском саду и дома».
Также результаты исследования заставили задуматься о процессе взаимодействия педагогов с родителями. В котором выявился ряд недостатков:
- Авторитаризм в общении с родителями (25% педагогов);
- Отсутствие согласованности, взаимные претензии (50%);
- Неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с родителями (29%).
В связи с этим в нашем детском саду запущен проект, направленный на формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивацию к самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"
Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи" Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, фор...
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...
Консультация для воспитателей: «Развитие речи и формирование познавательной активности детей»
Материал для воспитателей...
Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».
В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...