Консультация: «Работа с детьми по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе»
консультация (младшая группа) на тему
Данная консультация подготовлена в помощь педагогу при планировании работы по речевому развитию в младшей группе. В ней раскрываются основные формы и методы реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevoe_razvitie.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика
Структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
___________________________________________________________________
Консультация:
«Работа с детьми по образовательной области «Речевое развитие»
в младшей группе»
Подготовила:
Андреева О.Ю.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральных государственных образовательных стандартах, занимает важное место.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Речевое развитие» являются:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Основными формами, способами, методами и средствами реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников являются:
- Рассматривание
- Игровая ситуация
- Дидактическая игра
- Ситуация общения.
- Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
- Интегративная деятельность
- Хороводная игра с пением
- Игра-драматизация
- Чтение
- Обсуждение
- Рассказ
- Игра
Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали ситуации образовательного характера и ситуации общения. Ведущими выступают образовательные ситуации, ситуации общения, которые простроены в соответствии с моделью реализации педагогического процесса ДОУ.
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.
- Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
- Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
- Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
- Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.
- Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
- Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т.д. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.
Очень важное значение, при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами развития, имеет организация предметно-развивающей среды в групповом помещении. Известно, что предметно-развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.
В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются алгоритмы
(алгоритм последовательности чистки зубов умывания, одевания).
Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.
В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами семье уделяется большое значение в организации образовательного процесса, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе» «Осенние дары огорода».
План НОД по развитию речи...
Педагогическая диагностика образовательной области Речевое развитие второй младшей группы
В данном материале представлены развернутые таблицы диагностического обследования детей второй младшей группы, сводная таблица результатов с диаграммой на начало года 2014-2015 уч.г. по ФГОС...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе.
- формировать понятие имя признака – влажность и считывать схематичное изображение этого признака.- учить детей определять объект по признаку влажность у предметов окружающего мира: сухо, сыро, мокро,...
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие».
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»....
Пословицы и поговорки для работы с детьми по образовательной области "Речевое развитие"
Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми) по образовательной области « Речевое развитие» во 2 группе раннего возраста на тему: «Знакомство с рассказом Якова Тайца «Поезд»
Задачи:1. Учить детей внимательно слушать рассказ Я.Тайца «Поезд» без наглядного сопровождения. 2.Продолжать учить детей рисовать карандашом.3.Обогащать словарь детей словами: машинис...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе По теме : « Что мы купим в магазине «
Тема недели: " Магазин, правило поведения в магазине"....