Формирование патриотических чувств дошкольников 4-5 лет через музейную педагогику.
статья (средняя группа) на тему
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_muzey_v_detskom_sadu.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств дошкольников (4-5лет)
через музейную педагогику.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Музей в детском саду – это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир русской культуры.
Хочу поделиться с вами о создании мини – музея в детском саду на примере нашего мини – музея « Валенок ». Специфика жизни современного города не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети были в краеведческом музее. По этой причине мы решили создать в своей группе мини-музей . Многие родители поддержали наше начинание и помогали нам. Мамы и папы, сотрудники детского сада не раз были в нашем музее и с большим интересом наблюдали, как создается и развивается наш музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию по всем правилам, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини – музей. Часть слова мини в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее не велики. Важная часть музея: участие детей и их родителей в создании мини – музея. В процессе создания музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли экскурсоводов.
Целью создания данного мини – музея стала:
Формирование патриотических чувств дошкольников через музейную педагогику.
Задачи нашего мини – музея:
1.Познакомить воспитанников, родителей, педагогов с историей страны на примере народных промыслов. Возникновения и создания валенка.
2.Обогащение предметно – развивающей среды группы с помощью создания мини-музея, закладывание культурных ценностей.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность (при создании творческих работ с использованием аппликации, рисования, лепки).
6. Привлечение родителей к сотрудничеству.
7. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание осознанного интереса к русской народной культуре.
Ожидаемые результаты нашего мини – музея:
- Создание мини – музея
- Повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми через создание мини – музея «Валенок»
- Активизация познавательной деятельности детей.
Сроки проекта:
3 месяца
На базе мини – музея проводились - различные виды занятий и развлечений. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями и детьми на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, лепке и ручному труду, в самостоятельной деятельности детей.
Работа над мини – музеем обеспечила разностороннее развитие детей по основным образовательным областям:
«Здоровье» - дети получили знания о валенках, как о надёжной зимней обуви (тепло, ноги не мерзнут, не заболеешь);
«Социализация» - развитие игровой деятельности (дидактические игры), театрализованные игры – драматизация (Теремок);
«Труд» - знакомство с трудом валяльщиков – изготовителей валенка;
«Познание» - сенсорное развитие (знакомство с войлоком), развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора. Знания о фольклоре, обычаях, о производстве валенок, их назначении.
«Коммуникация» - развитие речи. Речевая активность. Дети рассказывают об экспонатах, расширяют словарный запас, связно и последовательно выражают свои мысли, отвечают на вопросы, придумывают сказки, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного рассказа.
«Чтение художественной литературы» - подборка сказок, стихов, частушек, пословиц.
«Художественное творчество» - развитие умений и навыков в детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации) плюс творчество. Дети получают положительные эмоции при создании работ, учатся воображать, фантазировать.
Этапы работы:
- Организационный
- Практический
- Итоговый
- Конечный результат
Формы работы с детьми:
I.Продуктивные виды деятельности
- Занятие по аппликациям «Укрась валенок»
- Занятие по рисованию «Валенок для Деда Мороза»
II. Работа по физическому развитию.
Подвижные игры: «Кто быстрее добежит», «Попади в цель», «Проскачи и не урони», «Кто дальше кинет».
III. Работа по художественно – эстетическому направлению.
Рассматривание иллюстраций с узорами на валенках.
IV. Слушание частушек, сказок, рассказов, стихов о валенках.
Формы работы с родителями:
- Консультации
- Привлечение к изготовлению экспонатов для мини музея.
Итог: Создание Мини – музея помогло воспитателям в работе духовно – нравственного воспитания, развития речи детей, расширению их кругозора. Дети познакомились с историей народных промыслов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"
Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...
План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...