ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья по теме
1.1 Современные требования к дошкольному образованию
Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки [20].
Исследования показывают, что развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способная оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_podhody_k_ponimaniyu_sredy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.1 Современные требования к дошкольному образованию
Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки [20].
Исследования показывают, что развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способная оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века [18]. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед.наук НИИ дошкольного воспитания.
В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования раскрываются аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
По определению С.Л. Новоселовой, предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств [15].
ФГОС ДО определяет требования к предметно – пространственной среде:
- Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
- Трансформируемость пространства, т.е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность среды и игровых материалов.
- Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
- Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
- Безопасность среды, т.е. соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Новые требования ФГОС ДО подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда поможет решить поставленные перед педагогом задачи.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» [15].
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования, программа должна быть направлена на создание:
- условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.
Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицирует ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также социокультурных задач развития.
Постепенно ребенок абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируется с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация – это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации – реализация в обществе уникальной индивидуальности личности.
В отличие от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.
Основные механизмы социализации:
- идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;
- интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому механизму социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности;
- ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие;
- социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. У каждого воспитанника несмотря на объективную реальность, включенную в картину мира, формируются собственные, интерсубъектные представления о социальной действительности. Моделируя образовательную среду, важно понимать, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматической, воспроизводящей ограничения, – зависит от ее содержания и целей.
Детские сады, учреждения дополнительного образования и другие дошкольные образовательные организации как первые институты социализации ребенка представляют социум и становятся основой для построения его обобщенных отношений с социальным окружением. Благодаря особой образовательной среде институты социализации формируют у ребенка представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения с взрослыми и группой сверстников.
Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.
1.2 Развитие дошкольников и развивающая среда
Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. И хотя родители и общество предъявляют к ребенку социальные требования уже в школе, пренебрегать его возрастной чув-ствительностью к социальным моделям поведения недопустимо [7].
Представления ребенка о себе в ходе социализации становятся все более дифференцированными, разносторонними, адекватными и глубокими. Социализация и индивидуализация проявляются через средовую стимуляцию социальных (по отношению к окружению) и индивидуальных (по отношению к собственному «Я») переживаний.
Образовательная среда предоставляет возможности для социального научения, когда наблюдение за эффективными (результативными) образцами поведения способствует развитию у ребенка необходимых знаний и навыков. Взрослый в дошкольной образовательной организации является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую образовательную среду должен задавать направления социализации. Развитие обеспечивается, если этот процесс не сводится к дидактике и морализаторству и становится образом жизни педагога.
Другой механизм социализации - социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда определенный способ действия является регламентированным, социально заданным и стабилизирующим позитивные отношения. Общественные нормы социальных ритуалов обеспечивают их успешность, то есть достижение положительного результата взаимодействия. Организация образовательной среды позволяет вооружать ребенка способами регуляции собственного поведения через ритуалы взаимодействия, например, субкультурные детские регуляторы отношений.
Ритуалы прекрасно моделируются образовательной средой дошкольной образовательной организации, разные помещения которой задают определенную направленность взаимодействия и регулярность действий. Организованность среды упорядочивает психическую жизнь ребенка и через внешнюю стимуляцию дает импульсы, запускающие нужные модели поведения.
Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача социального взрослого (воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога-педагога и др.) - исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.
Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности.
Из общих положений ФГОС дошкольного образования можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность. Это означает, что предметная среда не должна быть уменьшенной (детской) копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности.
Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения [8].
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков и т. д.). Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды - ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, интернациональность, с другой. Основой такого подхода является уважение прав и свобод человека.
Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
- уважение себя и других;
- уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
- естественность поведения и искренность;
- готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
- самостоятельность намерений и решений;
- эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
- ориентация на индивидуальные и социальные интересы.
Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка [8].
Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь законы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей[9]. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.
Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития -индивидуализации и персонализации. Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности.
Как уже отмечалось, социализация в дошкольном детстве связана преимущественно с идентификацией - включением в группу сверстников, ориентацией в групповых отношениях и формированием внутренней позиции в системе отношений с другими (взрослыми и сверстниками). В игровой среде ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....
Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника
Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...