Отчет воспитателя по адаптации детей к ДОУ
консультация по теме

Артамонова Ирина Александровна

     С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchet_po_adaptatsii_detey_k_dou.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

     С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

      Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит физическое и психическое развитие ребенка, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и в семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Контакты с родителями начились за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Мы организовали первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводилась беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Затем родителей знакомили с группой, проводили экскурсию по групповым помещениям, чтобы как можно подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрировали, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С этой целью мы подготовили для родителей консультации и рекомендации: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Значение режима дня для воспитания», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте». Также подсказываем родителям какие игрушки и пособия следует приобрести для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.

     С каждым родителем заранее было обговорена очередность поступления детей в детский сад. Для того, чтобы помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад – вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сначала мы принимали ребенка на 2 часа, в неделю не более трех малышей. В этот период каждое утро мы проводили экскурсию по группе, подробно знакомили с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения, старались установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком, учитывая его домашние привычки. Это позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения.

     На следующем этапе ребенок посещает ДОУ в первую половину дня. В этот период продолжаем устанавливать эмоциональный контакт с малышом (он уже сам идет на руки, на колени, принимает нашу ласку); закладываем основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствуем развитию игры «рядом»; побуждаем к самостоятельным действиям в группе.

     К концу недели малыш по желанию остается на дневной сон, и только после этого дети посещают детский сад в течение дня.

     Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период приучаем ребенка к приему пищи в детском саду, формируем у малыша навыки самообслуживания, побуждаем к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого, учим слышать свой голос, откликаться на его призыв и просьбу.

     Основные цели во время адаптационного периода детей – это:

1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

2. Формирование чувства уверенности в окружающем

3. Обучение навыкам общения со сверстниками.

     Сгладить адаптационный период у детей нам помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

     Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Мы сделали картотеку игр, которые можно использовать в адаптационный период.

     Очень любим заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит развивает и речь, знакомить с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами мы проводим каждый день.

     Также в период адаптации каждый день проводим игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываем постепенно, чтобы не было перенасыщения среды, которая вредит малышу.

     Детям каждодневно читаем и рассказываем русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.

     Занятия проводим в игровой форме. Проводим занятия по развитию речи, сенсорному воспитанию, по изобразительной деятельности(лепка, рисование), по физкультуре, музыке. Широко используем на занятиях наглядные методы (показ предметов, образца), словесные (вопросы, указания, объяснения), игровые методы, сюрпризные моменты.

     Адаптация ребенка к дошкольному учреждению контролируется с помощью «листа адаптации», где отмечаются  сон ребенка, его аппетит, настроение.

     Из 19 малышей, которые пришли к нам в группу, у 17 – легкая форма адаптации. Средняя форма адаптации наблюдается у 2 малышей. Тяжелой формы адаптации не было ни у кого. Практически все дети приучены слышать голос воспитателя, выполняют требования, очень любят заниматься, спокойно выдерживают 10 минут занятия. Все дети очень контактные и эмоциональные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду

Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ....

Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"

Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

ОТЧЕТ О ПЕРИОДЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

             Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения Группа «бельчата»...

Отчет о периоде адаптации детей 2 младшей группы к условиям дошкольного учреждения.

С поступлением 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей  новые требования к поведению, постоянный контакт с...

Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста за 2017-2018 учебный год к условиям дошкольного учреждения группа «Гномики».

Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста за 2017-2018 учебный год к условиям дошкольного учреждения группа «гномики».Воспитатель: Шишкина Ирина Сергеевна.С приходом в д...

24.05.2023 г. Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста «Муравьишки» за 2022-2023 учеб.год к условиям дошк.учрежд.

24.05.2023 г. Отчет о периоде адаптации детей группы раннего возраста «Муравьишки» за 2022-2023 учеб.год к условиям дошк.учрежд.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28391042"...