План-конспект Непосредственно образовательной деятельности С дошкольниками в старшей группе по теме: « Народные традиции» «Сырная масленица» «Познавательно-исследовательская»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста по теме: "Народные традиции" "Сырная масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa_ponedelnikoffice_word.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Непосредственно образовательной деятельности

С дошкольниками в старшей группе

по теме: « Народные традиции» «Сырная Масленница»

«Познавательно-исследовательская»

1.Интеграция образовательных областей по задачам

Образовательные области

Задачи

  1. Физическое развитие

 Формировать у детей положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук.  

Социально - личностное

Формировать умение детей решать задачи на сообразительность.

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Познавательно-исследовательская

Формировать представления  о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

Коммуникативное

Формировать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи. Развивать активность, умение проявлять самостоятельность и инициативность в действиях. Развивать активный словарь:  Русь,  потешки,  заклички,  чучело, сырная, солнечная, круглая, балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

2.  Материалы оборудования:  иллюстрации к празднику Масленица,  иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,   Б.Кустодиев «Масленичное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа  масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

3. Логика НОД

Формы работы

Ожидаемый результат

4. Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. 

 В этот праздник не скучают,

 Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

 Чтобы было очень вкусно,

  К самовару подходи –

 Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.  Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог. 
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой,  румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу,  дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

5. Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением  Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался  разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. 
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). 
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота — золовкины посиделки.  Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. 

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай, 
Наша Масленица. 
Ты прощай, прощай, 
Наша широкая. 
Ты пришла с добром, 
Со блинами, пирогами 
Да со оладьями. 
Мы катаемся с горы 
От зари и до зари, 
А сегодня, в воскресенье, 
Наше кончилось веселье. 
Прощай, прощай, 
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру  «Гори, гори ясно»

6. Малоподвижная Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

7. Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель:  Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Имеют представление  о русском народном празднике Масленица. Знакомы  с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Знают и понимают народные  потешки, заклички.

Проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками  в продолжительной игре, умеет выбирать роль в сюжетно ролевой игре. Имеет опыт  правильной оценки хороших и плохих поступков.

Испытывает положительные эмоции. Умеет вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Развиты ассоциативное  мышление, эмоциональной сферы

Имеет представление о русских традициях

 

Знают стихи, потешки, заклички понимают смысл их, участвуют в обсуждениях, умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему «Магазин игрушек»

Данная работа является разработкой плана-конспекта НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Магазин игрушек"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Наш город».

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку-конспект, цель которого способствовать расширению представлений детей о городе, воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него....

План-конспект НОД ФГОС Непосредственно образовательной деятельности С дошкольниками в старшей группе по теме: « Лунтик в гостях уребят » «Познавательно-исследовательская» ФЭМП

Формировать умение подбирать пары и группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.- Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «В гости к сказке" ( по сказкам К.И.Чуковского).

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "В гости к сказке" (по сказкам К.И.Чуковского)....

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект занятия в старших группах по теме: «Обычаи, традиции казаков»

Звучит кубанская народная песня.Под музыку дети входят в зал.-Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?Дети: казаки.СЛАЙД 1.-Правильно, песню эту...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группеТема: «Составление описательных рассказов по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»Интеграц...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты». Цель работы -...