"Хвойное богатство" краеведческий проект
статья по окружающему миру по теме

Тарасова Елена Александровна

Материал для ознакомления дошкольников с богатствами родного края (Барышского района)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_les.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Хвойное богатство Барышского леса»

 АВТОР: Тарасова Елена Александровна    

  ТЕМА:  «Хвойное богатство Барышского леса »

 ПРОБЛЕМА: Необходимость повышать экологическую культуру детей, на основе эмоциональных переживаний.

 ТИП ПРОЕКТА: Исследовательско – творческий

 СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ: Среднесрочный

 СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: Дошкольники подготовительной подгруппы, воспитатель, родители.

 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рассказ педагога, наблюдение, чтение художественной литературы, моделирование, демонстрация наглядности.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:   Красная книга, бумага, ручки, карандаши, книги, пластилин, картинки.

 ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ: Создание агитационных листовок для своего города по результатам проблемной деятельности.

  ЗАДАЧИ:

• Обучающие: Сформировать у детей представления о пользе хвойных лесов на примере своего района.

• Развивающие: Развивать  творческое мышление, память,

• Воспитательные: Воспитывать любовь и  бережное отношение к родной природе.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Игра «Хорошо- плохо»

НОД Познание «Богатство барышского леса»

ИР ТРИЗ

СДД Моделирование «Правила поведения в лесу»

СРР Мини-сочинение «Древесина в интерьере моей квартиры»

Игра «Что будет если…»

НОД Художественное творчество «Разработка запрещающих экологических знаков»

ИР ТРИЗ

СДД  Трудовой десант «Спасатели книг спешат на помощь»

СРР Анкетирование «Расход бумаги в моей семье»

НОД Чтение экологической сказки «

ИР ТРИЗ

СДД Труд «Оформление агитационных листовок»

СРР Сбор информации о деревообрабатывающей промышленности в Барышском районе

НОД Художественное творчество  «Художница-сосенка (печать хвоей)».

ИР ТРИЗ

СДД Труд «Оформление агитационных листовок»

СРР Совместное оформление и расклеивание агитационных плакатов «Береги лес!!!»

СРР- совместная работа с родителями

НОД- непосредственно- организованная деятельность с детьми

СДД- самостоятельная деятельность детей

ИР- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Приложение№2

Ознакомление с правилами поведения в лесу

Цель: Развивать у детей бережное отношение к природе.

1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждай кору деревьев.

3.Не собирай берёзовый сок, помни, что это вредит дереву.

4.Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

5.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

7.Не разоряй муравейник.

8.Береги жаб, лягушек, головастиков.

9.Не убивай змей.

10.Не лови диких животных и не уноси их домой.

11.Не разоряй птичьи гнёзда.

12.В лесу ходи по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

13.Не шуми в лесу, в парке.

14.Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.

15.Не разводи огонь, от него могут погибнуть животные, растения, насекомые.

Приложение№3

Запрещающие экологические знаки.

Цель: Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся вести себя в окружающей природе, развивать творческое мышление, воображение.

Приложени№4

-А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

-Тогда ты, наверное, лесная мышь.

- И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей!

-Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

-То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

-Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

-Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

- Рано!- ответил я.

- Иногда я ем ящерицу. А изредка – рыбу.

-Может, ты цапля?

-Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

-Похоже, ты куница.

-Не говори мне про куницу.

Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь»! Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я белку!

-Запомни! – сказала она.  – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух.

А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверёк в лесу.

Приложение №5

НОД художественное творчество

Тема: «Как поют и пляшут шишки».

Цель: Познакомить детей с приёмами создания различных образов из еловых и сосновых шишек. Способствовать уважительному, бережному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

Оборудование: шишки, пластилин, зубочистки, наглядные пособия.

Ход занятия:

1.Краткий рассказ воспитателя о выбранных детьми материалах для творчества: происхождение, время созревания шишек, их роль в сохранении лесных массивов.

2.Формулировка воспитателем проблемных вопросов:

1.    Что будет, если исчезнут  многие виды хвойных деревьев?

2.    Что является причиной исчезновения хвойных деревьев?

3.    Как избежать экологической катастрофы? (Ответы детей)

4.    Какой вклад каждый из вас может внести в дело по охране редких видов растений и животных?

3. Изготовление поделок

4. Охрана леса: от кого и как? Болеет ли лес и почему? Кто вредит лесу? Кто и как помогает охранять лес. Дятел – «Айболит» леса. Как дятел лечит лес. Питание дятла зимой. Рисуем «портрет» дятла.

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2.  Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.:  «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-краеведческий проект "Это все моя Сибирь-моя родина,мой мир"

С целью воспитания нравственного гражданина своего края   создан данный проект. Он является по сроку-долгострочным, в течении года и ориентирован на детей 5-7- лет. Данный проект носит интег...

Формирование мотивации у детей для участия в краеведческом проекте

Первая беседа с детьми в рамках краеведческого проекта с целью формирования первичной мотивации. Краткий план....

краеведческий проект как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста

Департамент Образования г. Братск            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение...

Краеведческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Звезда»

Создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории...

Краеведческий проект "Редкие растения моей малой Родины"

Данный проект предназначен для образовательных организаций, занимающихся краеведческой деятельностью. Материалы помогут воспитателям и учителям адаптировать для собственной работы по краеведению....

Эколого-краеведческий проект "Парк - для нас, мы - для парка!"

Материал предназначен для педагогов ДОУ...