Консультация для воспитателей "Становление гендерной иднтичности"
консультация на тему
Пол является самой первой категорией, в которой ребенок осознает свое «Я». Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребенок уже знает, кто он – мальчик или девочка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_gendernoy_identichnosti.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление гендерной идентичности дошкольников
Полоролевое развитие – это процесс и результат овладения половой ролью (идентичностью) в ходе полоролевой социализации (В. Е. Каган). Гендерная идентичность – чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной или женщиной. Гендерная идентичность предполагает:
• психологическое отождествление себя с определенным полом;
• предпочтения, эмоциональные мотивационные выборы, связанные с определенным гендером;
• эмоционально-ценностное отношение, выражаемое по отношению к определенным гендерам (Чекалина А. А.). Ш. Берн описывает четыре стадии становления гендерной идентичности ребенка:
• гендерная идентификация – отнесение себя к тому или иному полу;
• гендерная константность – понимание того, что гендер неизменен;
• дифференциальное подражание: мальчики обычно – поведению мужчин, девочки – поведению женщин;
• гендерная саморегуляция – ребенок контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе.
Данные зарубежных и отечественных исследований (В. Е. Каган, Т. А. Репина, Н. В. Плисенко, О. В. Прозументик, Е. Е. Сапогова, Л. Э. Семенова, Р. Г. Христова, А. А. Чекалина, А. Бандура и др.) позволяют охарактеризовать процесс становления гендерной идентичности дошкольников. Пол является самой первой категорией, в которой ребенок осознает свое «Я». Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребенок уже знает, кто он – мальчик или девочка.
В период от полутора до трех лет дети учатся правильно относить себя, а также других людей к тому или иному полу (девочка, мальчик, дядя, тетя), но понимание детьми половых различий еще существенно ограничено. В три года дети достаточно уверенно относят себя к мужскому или женскому полу. По данным исследования Р. Г. Христовой, объясняя свою половую принадлежность, дети трех лет преимущественно ссылаются на утверждения своих родителей: «папа так сказал».
Для детей четырех лет важными признаками, определяющими гендерную принадлежность, являются особенности внешнего вида (прическа, одежда): «у девочек косички», «у мальчиков волосики короткие», «у девочек юбочки». Для девочек привлекательными атрибутами женского пола являются различные аксессуары для прически, а также красивая одежда. Называя пол других людей, дети четырех лет также ориентируются, прежде всего, на различия мужчин и женщин во внешнем облике (одежда, прическа). Кроме того, в этом возрасте дети начинают обращать внимание на традиционные виды деятельности мужчин и женщин в профессиональной сфере и семье.
В возрасте 4–5 лет дети, как правило, называют два-три признака, которыми различаются мальчики и девочки, преимущественно, это особенности внешности. Дети в этом возрасте все еще могут считать половую принадлежность обратимой, об этом свидетельствуют детские вопросы: «Папа, когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?».
Старший дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития, становления гендерной идентичности. Дети 5–6 лет достигают гендерной константности, осознают, что их пол постоянен и неизменен. Мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, дедушкой, а девочка, когда вырастет, будет женщиной, тетей, мамой, бабушкой. Старшие дошкольники не только правильно отвечают на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь, – мамой или папой (мужчиной или женщиной?)», но и аргументируют свой ответ: «мальчики бывают только мужчинами», «мальчик не может быть тетей», «только девочки бывают мамами».
К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью, формируется система половой идентичности. В исследовании Р. Г. Христовой установлено, что большинство старших дошкольников положительно относятся к своей половой принадлежности. Основной причиной удовлетворенности своим полом для девочек пяти лет является возможность иметь красивую прическу, одежду.
Для пятилетних мальчиков важны внешний вид, обладание типичными для пола игрушками и спортивные занятия. У шестилетних детей увеличивается число признаков, которыми они выражают удовлетворенность своей половой идентичностью. Для девочек 6–7 лет большее значение имеет внешний вид, одежда и аксессуары, а также личностные качества (доброта, ум).
Особенностью становления гендерной идентичности старших дошкольников является ярко выраженное стремление подражать представителям своего пола в одежде, поведении. Так, характеризуя развитие мальчиков, С. Биддалф отмечает, что примерно в возрасте шести лет у мальчиков «пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется» учится быть мужчиной»». В. Е. Каган в динамике формирования половой идентичности выделяет три основных периода: половых различий, номинативного пола и половой идентификации. Критические точки приходятся на три года (первичная половая идентичность) и 5–6 лет (система половой идентичности). Становление системы половой (гендерной) идентичности характеризуется единством сознания и поведения. Е. Е. Сапогова считает, что при своевременном становлении половой идентичности, формировании психологического пола к шести годам дети должны:
• эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость;
• располагать общим набором индивидуальных психологических установок мальчика – будущего мужчины и девочки – будущей женщины на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут;
• соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин);
• лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола;
• осознавать значение своей личности как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.
В конце седьмого – начале восьмого года жизни ребенок входит в этап персональной идентичности или полоролевой индивидуальности (В. Е. Каган, В. А. Петровский). В исследовании Р. Г. Христовой выделены следующие характеристики процесса гендерной идентификации дошкольников [10]:
• этапность, включающая осознание в возрасте 1,5–3 лет и формирование в возрасте 3–5 лет гендерной идентичности, а затем усвоение гендерной роли;
• интегративность;
• противоречивость между наблюдаемым ребенком в окружающем социуме и ожидаемым от него гендерным поведением;
• целостность физического, функционального, интеллектуального, эмоционального и психосоциального развития;
• единство биологического, психологического и социального начал, формирующее психологический пол в процессе гендерной социализации.
Исследование А. А. Чекалиной показало, что формирование психологического пола к началу младшего школьного возраста имеет множество особенностей, проявляющихся в степени отчетливости, глубины осознания ребенком своей половой принадлежности и отношения к ней . В исследовании выделено и описано четыре уровня сформированности половой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Наибольшее число детей было отнесено к адекватному уровню. Адекватный уровень характеризуется удовлетворенностью детей собственной половой принадлежностью, чувством гордости за свой пол, осознанием его необратимости, четкостью половых предпочтений в выборе игр, игрушек, партнеров по общению. Дети, относящиеся к данному уровню, представляют свои будущие общественные и семейные роли, проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.
Формирование мужской или женской гендерной идентичности не означает, что все мальчики наделены маскулинными, а девочки фемининными качествами в равной степени. Выделяют четыре типа полоролевого поведения в зависимости от преобладания маскулинных и фемининных качеств: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Тип полоролевого поведения формируется уже в дошкольном возрасте. В исследовании Л. Э. Семеновой о типах полоролевого поведения дошкольников показано, что самую многочисленную группу составляют дети с андрогинными предпочтениями (38 %). Соотношение других типов полоролевого поведения представлено следующим образом: с фемининными предпочтениями – 30,44 %, маскулинными – 30,2 %, недифференцированными – 11,4 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....
Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
Советы для родителей о подходе к воспитанию девочек и мальчиков....
Консультация для родителей "Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье".
Даны некоторые рекомендации по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей....
Консультация для родителей "Гендерные особенности детей при освоении фонетики английского языка"
Консультация для родителей "Гендерные особенности детей при освоении английского языка"...
Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»
Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...
Консультация для родителей "Гендерное воспитание в семье"
Нагладный материал...
Консультация дла воспитателей "Гендерный подход при организации питания детей"
формирование полоролевой идентификации при приёме пищи...