Конструирование образовательного пространства для одаренного ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Организация развивающей среды, выбор форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панкова Лариса Валентиновна

воспитатель

Филипская Светлана Викторовна

воспитатель

Якунина Оксана Константиновна

педагог-психолог

МБДОУ детский сад №29 «Рябинушка»

 г. Старый Оскол

Конструирование образовательного пространства

для развития одаренного ребенка

Аннотация: статья посвящена проблеме развития одаренных детей в дошкольных учреждениях, в ней описаны основные направления работы с талантливыми детьми.

Ключевые слова: одаренный ребенок, образовательное пространство, студийная работа, соревнование, совместная деятельность,

Находясь много времени в детском коллективе, стараемся присматриваться к своим воспитанникам, возможно среди них есть маленький любопытный «почемучка». Он с утра до вечера докучает нас своими вопросами, замечаниями, выкрикивает на занятиях и он же, раним и чувствителен. Одним словом, доставляет немало хлопот. А другой, выделяется необычно яркими творческими способностями, но при этом совершенно не спортивен, с неуправляемым поведением, порой и сам от себя устает.

Мы смотрим на этих детей несколько под другим углом. Возможно, это растут одаренные дети, пусть не той особой, высокой одаренности, о которой все чаще говорят психологи, но, тем не менее, отличающиеся от обычных детей, выделяющиеся из стандартного определения «хороший ребенок».

В дошкольных учреждениях массовое обучение часто сводится к типовым способам конструирования педагогами образовательного пространства, мало пропагандируются программы, курсы по воспитанию и обучению одаренных детей. Но современное дошкольное образование все чаще говорит об индивидуальном, инновационном подходе в воспитании и образовании к каждому ребенку, и особенно в отношении к талантливому малышу, чтобы не только сохранить, но и развить способности ребенка.

В психологии принято выделять два вида одаренности детей: особая одаренность и нормальная одаренность. Дети с особой одаренностью, с особыми задатками достаточно сильно видны среди сверстников не только своими достижениями, интеллектуальным развитием, но и порой не умением общаться со сверстниками или, наоборот, с ярким поведением, умением влиять на окружающих, так называемые «лидеры», социально одаренные дети. Воспитателю довольно просто в таких случаях понять, с каким ребенком придется иметь дело, надо заметить, что и детей таких очень мало.

Дети со вторым видом одаренности (нормальной) встречают почти в каждом детском коллективе, главное, обратить педагогу внимание на умненького ребенка, не по годам любопытного и при правильном взаимодействии, как с ребенком, так и с его семьей помочь, чтобы его любопытство переросло в любознательность. Очень важно в это время создать условия для исследований малышом окружающего его мира.

При взаимодействии педагога с ребенком воспитатель должен четко понимать мотивацию в работе с одаренным ребенком; не воспитывать его «как все», а развивать, поддерживать его индивидуальность, потребность в познавательной, творческой деятельности.

В своей работе мы стараемся особое внимание уделять вопросам общения. Ведь часто проблемой для одаренного ребенка является трудность во взаимоотношениях с другими людьми. Организация совместных игр, театров, спортивных развлечений, совместной деятельности является прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения. При организации общения с такими же детьми как он сам, с высоким интеллектуальным уровнем, большое внимание уделяем созданию коллекций, совместным проектам, работе в детской лаборатории.

Важным направлением в работе с одаренными детьми является кружковая и студийная работа. Целью данной деятельности мы ставим развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. В творческих детских объединениях ребенок имеет возможность раскрыться, проявить свой талант. Наиболее полно раскрыть свои интеллектуальные способности дети имеют возможность в совместных с детьми или с родителями научно-познавательных проектах (экология, математика).

Коллективная совместная деятельность способствует решению поставленных педагогами определенных задач:

- создание условий для индивидуального развития способностей детей;

- развитие продуктивного, абстрактного, ассоциативного мышления;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, готовности к совместному решению проблемы;

- формирование умения рассуждать, отстаивать собственную точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Для воспитания самоуверенности у ребенка мы достаточно продуктивно используем очень важный фактор развития личности соревнование (конкуренция). Через соревнование ребенок получает закалку характера, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах.

В процессе своего опыта общения с одаренными детьми мы разработали методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями:

- выяснить условия для воспитания и обучения ребенка в семье;

- выяснить через родителей о его увлечениях, интересах;

- оказать родителям помощь в создании в домашних условиях среды для исследований окружающего мира; спортивных достижений, художественно-продуктивной деятельности;

- дать родителям необходимые консультации о том, какие особенности в воспитании и обучении им придется осваивать;

- оказать психологическую помощь и поддержку семье.

Главное в работе с талантливым ребенком мы поняли, что не нужно заниматься гонкой за достижениями, результатами его одаренности, а сохранить потребность в юном даровании к умственной деятельности, к познанию, к творчеству, что бы он мог себя реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Программа разработана для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивн...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

     Индивидуальный образовательный маршрут составлялся с учетом результатов мониторинга и выводов, сделанных по результатам педагогической диагностики. Для педагогической диагно...

Образовательный маршрут на одаренного ребенка

Пример образовательного маршрута творчески одаренного ребенка ДОУ....

Образовательный маршрут на одаренного ребенка

Представлен образовательный маршрут на спортивно-одаренного ребенка дошкольника....

Образовательный маршрут на одаренного ребенка

В документе представлен образовательный маршрут на интеллектукльно-одаренного ребенка....

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка в математическом развитии 4 лет, он поможет педагогу развить математические способности ребенка с помощью развивающих игр В. Воскобовича...

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка средняя группа

Краткая характеристика ребенка:       Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна, подвижна, самостоятельна. Всем интересуется. Адекватно р...