Выступление на УМС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Активные формы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов.
Подготовил старший воспитатель Рубежная С.Ю.
Слайд 1 Активные формы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов.
Слайд 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободномыслящего, активно действующего воспитателя дошкольной образовательной организации на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
Актуальность проблемы состоит в том, что
- Новые задачи и направления развития образования определяют особые требования к личности и профессиональной компетенции педагогов через качество образования;
- Возникает необходимость корректировки задач работы по повышению их профессиональной компетенции;
- Обеспечить непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением активных методов обучения.
В условиях перехода от индустриального к информационному обществу кардинально меняются сложившиеся ранее представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению. Сама деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от человека, профессионала умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность.
Слайд 3. Эти процессы и тенденции определяют необходимость становления инновационной системы образовании, меняющей лозунг «Образование для жизни» на максиму «Образование на протяжении всей жизни» (Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования).
Слайд 4. В «Концепции модернизации Российского образования» подчеркивается: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия.. ., отличаются мобильностью…, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбу страны.., ее социально-экономическое процветание».
Слайд 5. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетенции педагогов. В этой связи можно дополнить принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств педагога следующими характеристиками:
- четкое видение современных задач образования;
- ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
- потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей;
- способность проявлять гуманную педагогическую позицию;
- умение заботится об экологии детства, сохранение духовного и физического здоровья ;
- умение создавать и постоянно обогащать культурно- информационную и предметно-развивающуюся среду;
- умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно-смысловую направленность;-
- способность к самообразованию и личностному росту.
Коренное изменение роли и функций педагога определяет необходимость корректировки задач работы по повышению его профессиональной компетенции:
1.повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов;
2. выращивание новых ценностей на основе имеющихся знания и опыта:
3. организация процесса самопознания и рефлексии;
4. профилактика «синдрома эмоционального выгорания»;
5. формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса;
6. формирование у педагогов мотивации достижений;
7.развитие профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов.
Как следствие, возрастают требования к организации методической работы в ДОО, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС к качеству образования.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Слайд 6 В ходе работы над данной проблемой мною были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие « активные методы обучения» в литературе;
2. Рассмотреть деловую игру с позиции активного метода обучения и повышения квалификации педагогов ДОО;
3.Раскрыть методику организации , виды деловой игры в ДОО;
4. Осуществить подбор деловых игр в соответствии образовательных областей по ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Слайд 7. Согласно определению, представленному С. Тюлиной, активные методы обучения ( далее АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразии мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний ,повышения своей профессиональной компетентности. АМО строятся на практической направленности, игровом действии, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге , использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств.
Слайд 8.Особенности активных методов обучения:
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
- практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность учебного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога ;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- задействование в процессе обучения всех органов чувств;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
С помощью активных методов обучения можно развить в педагогах способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Понятие активные методы обучения объединяют различные варианты стимулирования познавательных процессов , мыслительной активности педагогов, наблюдаются равноправное взаимодействие участников образовательного процесса.
Использование активных методов обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Каждый участник может в процессе обучения следовать своим индивидуальным маршрутом.
Слайд 9. Работа с педагогами должна базироваться на общих педагогических принципов организации обучения:
- отказ от критики участников процесса обучения;
- обеспечение свободы мнений;
- отказ от мер наказания и порицания обучающихся;
- уважении плюрализма жизненных позиций;
- приоритет самостоятельного обучения, совместной деятельности;
- опора на опыт обучающихся;
- осознанность обучения.
Слайд. 10. Активные методы являются одним из направлений интенсификации обучения, повышения его эффективности. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает подъем на качественно новый уровень таких показателей профессионализма как:
- способность принимать решения;
- умение решать проблему;
- уровень развития коммуникативных умений и качеств, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей;
- способность работать в команде.
В процессе работы над данной проблемой были проанализированы научные основы управления методической работой, определены ее содержание, формы и методы (К.Ю. Белая, А.И. Васильева, В.П. Дуброва, Ю.А. Конаржевский) . Анализ показал, что сегодня необходимы новые подходы к формированию методической работы в ДОО. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
Слайд 11. Следует отметить, что активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Как представляется, экспериментальные данные показывают целесообразность использования именно активных методов обучения. Именно поэтому, основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения профессионального роста и компетенции воспитателей с использованием активных методов обученмия.
На мой взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми. Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на использовании активных методов обучения.
Слайд 12.Семинар - одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольной организации.
Виды семинаров: теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, практикум.
Теоретический семинар предусматривает рассмотрение вопросов теории воспитания и обучения дошкольников. Актуальными являются семинары, включающие вопросы психологии дошкольников, гуманизации образовательного процесса и др.
Основой теоретического семинара являются:
- Развернутое собеседование по вопросам. Каждый вопрос плана обсуждается на основе выступлений, которые заранее готовятся педагогами. Выступающие педагоги в последние годы, используя ИКТ, готовят презентации. Предлагается использовать активный метод обучения на данных семинарах – диспут. Участие в диспуте побуждает активно использовать знания, оперировать ими. В итоге повышается качество знаний, на их основе формируются правильные суждения и убеждения.
Слайд 13. Семинар-практикум включает в себя теоретическую и практическую части. Это широко используемая форма работы в дошкольном учреждении. Выбор темы семинара-практикума зависит от профессионального уровня педагогов, от годовых задач дошкольного учреждения. В практической части семинара-практикума можно использовать разнообразные активные методы, направленные на освоение практических умений и навыков: моделирование, самоанализ и самооценка с использованием оценочных шкал, разработка фрагментов планов, конспектов, сценариев, анализ педагогических ситуаций, материалов, упражнение в использовании каких-либо методов, приемов (рисования, лепки, методов ТРИЗ) и т.д. Практические задания педагоги могут выполнять индивидуально, в парах, в малых группах и коллективно. Взаимодействие участников в разных сочетаниях будет полезным для них и динамичным.
К семинару-практикуму могут оформляться выставки: научно-методической литературы; игр, пособий; материалов из опыта работы педагогов и др.
Слайд 14. Семинар-брифинг – это разновидность теоретического семинара. Он позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки, так и на самом занятии. Воспитатели заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, поэтому все готовят все вопросы.
Во время проведения семинара-брифинга работа организуется следующим образом: педагоги разделяются на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. При этом количество педагогов в группе может быть разным. Затем идет обсуждение вопросов в командах. Вначале первая команда раскрывает свой вопрос, при этом участвует каждый член подгруппы. Поскольку повторы недопустимы, то каждый вынужден говорить по существу. Затем к обсуждению подключаются другие команды с уточнениями, дополнениями по первому вопросу (на это заранее дается установка). После обсуждения первого вопроса переходят ко второму, затем третьему и т.д. В конце старший воспитатель подводит итоги работы семинара-брифинга.
Слайд 15. Практикум предполагает освоение педагогами каких-либо практических навыков, необходимых им в профессиональной деятельности. Если необходимо, старший воспитатель или кто-либо из педагогов, который очень хорошо умеет это делать, показывает и объясняет приемы работы, а затем педагоги сами изготавливают, упражняются в приобретении необходимых навыков.
Слайд 16. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения педагогов. Тренинг – это отработка, доведение до совершенства конкретных умений и навыков педагогов. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки
Слайд 17. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой работы: мини-лекции, диспут, беседа, используются раздаточный и видео-аудио-материалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, широко применяются интерактивные методы и др.
Примерная тематика тренингов для педагогов:
- Тренинг профессионального роста по взаимодействию педагогов с родителями.
- Тренинг профессионально-личностного роста педагогов.
- Тренинг по общению с «трудными родителями».
- Тренинг по взаимодействию педагога с детьми.
Проведение тренинга перед деловой игрой, семинаром , любого методического мероприятия дает воэможность педагогам снять напряжение усталости, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта, пробудить интерес к коллегам по работе. Проводя с педагогами тренинги, предложила проиграть их с детьми перед занятием как организационный момент. Затем эти упражнения педагоги стали использовать с родителями вначале собрания, что способствовало повышениюинтереса родителей.
Слайд 18.Сделала подборку упражнений.
педагоги | Дети | родители |
«Давайте поздороваемся» Цель:, снятие тактильных барьеров, создание непринужденной психологической атмосферы в группе, развитие фантазии. Инструкция: Обычно люди здороваются с помощью речи, они говорят "Здравствуйте" или "Привет". Мужчины обычно пожимают руки. Я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Например, здороваться плечами, спиной, локтями или другими частями тела. А может, вы хотите выдумать свой собственный, необыкновенный способ приветствия для своих друзей друг другу улыбнёмся | «Давайте поздороваемся» Педагог: Ребята,мы с вами все умеем здороваться. Обычно люди здороваются с помощью речи, они говорят "Здравствуйте" или "Привет". Мужчины обычно пожимают руки. Я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Например, здороваться плечами, спиной, локтями или другими частями тела. А может, вы хотите выдумать свой собственный, необыкновенный способ приветствия для своих друзей друг другу улыбнёмся | «Давайте поздороваемся» Обычно люди здороваются с помощью речи, они говорят "Здравствуйте" или "Привет". Мужчины обычно пожимают руки. Я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Например, здороваться плечами, спиной, локтями или другими частями тела. А может, вы хотите выдумать свой собственный, необыкновенный способ приветствия для своих друзей друг другу улыбнёмся |
« Посещение зоопарка» Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Старшийвоспитатель становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом по кругу делают массаж друг другу.
| « Посещение зоопарка» Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Воспитатель предлагает отправиться в зоопарк. Он становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные делают массаж друг другу.
12 Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера | |
«Пожелания» Цель: Тренинговое упражнение. Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание коллеге. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить. | Пожелания» Цель:создание положительного эмоционального настроения. Инструкция: Воспиттель предлагает встать в круг.«Давайте сейчас скажем друг другу пожелание на день. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить. Можно я первая скажу пожелание ? Педагог первым показывает пример передачи мяча с проговариванием пожелания. | «Пожелания» Цель:создание положительного эмоционального настроения. Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание любомуродителю. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить |
«Здороваемся локтями» Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности. Инструкция. все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.) | «Здороваемся локтями» Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности. Инструкция. все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. | «Здороваемся локтями» Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности. Инструкция.все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.) |
«Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен) | «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся мяч. Воспитатедль предлагает поиграть в игру и рассказать , что они любят.Каждый из детей продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » | «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен |
«Веселый паровозик». Цель: сплочение коллектива; снятие напряжени Инструкция Участники должны встать по росту в одну линию. Самый высокий первый, самый низкий в конце. Затем все участники, кроме первого в строю закрывают глаза и под его команду начинают двигаться вперед, поднимая поочередно ноги | «Веселый паровозик». Цель: сплочение коллектива; Воспитатель предлагает построится по росту в одну линию. Самый высокий первый, самый низкий в конце. Отправимся на паровозике в веселое путешествие Закройте глаза. кроме первого- первым можнобуде я? в и под моей командой начинаюм двигаться вперед, поднимая поочередно ноги. Глаза открывать вовремя движения нельзя. | «Веселый паровозик». Цель: сплочение коллектива;снятие напряжени Инструкция Участники должны встать по росту в одну линию. Самый высокий первый, самый низкий в конце. Затем все участники, кроме первого в строю закрывают глаза и под его команду начинают двигаться вперед, поднимая поочередно ноги |
«Знакомство» Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана – смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество. | «Знакомство» Воспитатель предлагает поиграть в игру «Знакомство» Передаваямяч нужно назвать свое имя и характерное для себя качество, при условии, что Первая называет воспитатель:Светлана- смелая | «Знакомство» Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана – смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество |
«Свеча». Формула ведущего : «Начать нашу встречу мне поможет свеча: сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, пожелания и таким образом заряжаться положительной энергией на предстоящую работу. Ведь свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет те положительные эмоции, то тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплементы и пожелания. | «Волшебный клубочек» сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, добрые пожелания . | «Свеча». Формула ведущего : «Начать нашу встречу мне поможет свеча: сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, пожелания и таким образом заряжаться положительной энергией на предстоящую работу. Ведь свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет те положительные эмоции, то тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплементы и пожелания. |
Гроздь винограда». Для положительного эмоционального настроя педагогов. Формула ведущего : «Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград. Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам , передавая виноград, рассмотреть ягодки и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать». Реплики участников : «Эта ягодка очень сочная, я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии». Финальная формула ведущего : «Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого | ||
«Вертушка». Педагоги делятся на пары, встают в круг и в парах рассказывают, что они знают друг о друге. Затем внешний круг передвигается вправо на одного человека, и опять продолжается обмен мнениями и т.д. Затем каждый говорит; что нового он открыл в себе после первого упражнения, какие чувства это у него вызвало. | ||
«Поменяйтесь местами» Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими: -кто пришел в юбке; -у кого подавленное настроение; -у кого короткая стрижка; -кто испытывает трудности в планировании своей деятельности; -кто любит золотые украшения; -кто не знает, как составлять конспекты занятий; -у кого двое детей; -кто иногда опаздывает на работу; -у кого ничего не болит; -кто не знает, как общаться с родителями; -кто любит играть роли; | Поменяйтесь местами» Дети стоят в кругу. Воспитатель Сейчас поиграем в игру «Поменяйтесь местами» Меняются местами те дети, по которому любят то, что я назову они меняются местами.. Признаки могут быть такими: -кто пришел в хорошем настроении вдетский сад -у кого дома есть собака -у кого короткая стрижка; -кто любит мороженое; -кто помогает маме мыть посуду; -кто любит танцевать; -у кого есть старший брат.сестра -кто не любит чистиь зубы ; -у кого ничего не болит; -кто не знает -кто любит играть в конструктор | Поменяйтесь местами» Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими: -кто пришел в юбке; -у кого подавленное настроение; -у кого короткая стрижка; -кто читает детям сказки перед сном -кто любит золотые украшения; -кто не знает, как играть с детьми; -у кого двое детей; -кто иногда опаздывает на работу; -у кого ничего не болит; -кто не знает, что любит его ребенок -кто любит играть роли; |
« Назови свое имя». Инструкция: «Сейчас каждый по очереди, по кругу, будет называть свое имя, а также одно из своих увлечений. Тот, кто будет представляться следующим, сначала повторит то, что сказал сосед, а потом расскажет о себе. Выдерживается пауза, давая возможность всем подумать, и кто готов – с того начинают. | « Назови свое имя». Инструкция: «Сейчас каждый по очереди, по кругу, будет называть свое имя, а также одно из своих увлечений. Тот, кто будет представляться следующим, сначала повторит то, что сказал сосед, а потом расскажет о себе. Выдерживается пауза, давая возможность всем подумать, и кто готов – с того начинают. | |
«Изобрази без предмета» Вдеть нитку в иголку. Пришить пуговицу. Подбросить и поймать мяч. Перебрасываться с товарищем мячом. Наколоть дров. Заточить карандаш. Перенести предмет с одного места на другое. Развернуть и сложить газету. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предметы. Понюхать розу, нашатырный спирт, лук. Поставить несколько тарелок одна в другую. | «Изобрази без предмета» Воспитатель: Нужно изобразить с помощью движения следующие задания. Уложить куклу спать Полить растение в уголке природы Подбросить и поймать мяч. Перебрасываться с товарищем мячом. Сложить пирамидку Попробовать сладкую конфету, лимон Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предметы. Понюхать розу, лук. . | «Изобрази без предмета» Вдеть нитку в иголку. Пришить пуговицу. Подбросить и поймать мяч. Перебрасываться с товарищем мячом. Наколоть дров. Заточить карандаш. Перенести предмет с одного места на другое. Развернуть и сложить газету. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предметы. Понюхать розу, нашатырный спирт, лук. |
«Педагогическая рулетка» Цель создание непринужденной обстановки, сплоченности. Материалы: круг участников, сидящих на стульях. Ведущий объясняет правила игры : «Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг. Прозвучали такие фразы как: Кто старший в семье? Кто использует дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой? Кто сдал мониторинг на начало учебного года? У кого длинные волосы? Кто использует технологию ТРИЗ? Кто родился в 31 декабря? Кто участвовал в этом году в профессиональных конкурсах? Кто в этом году прошел курсы повышения квалификации? Кто расшифрует аббревиатуру: СССР, ФГОС. | Веселая рулетка» Цель: создание непринужденной обстановки, сплоченности. Материалы: дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры : «Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг. Прозвучали такие фразы как: У кого есть брат или сестра? Кто любит смотреть мультфильм «Маша и медведь? Кто вечером чистит зубы? У кого длинные волосы? У кого дома есть кошка или собака? Кто родился в 31 декабря? Кто помогает маме мыть посуду? Кто любит играть в пазлы? Кому на ночь читают книжки? Японская машинка Все стоят (или сидят, по желанию) лицом в круг. Каждый играющий получает свой порядковый номер, по количеству игроков человек, который начинает игру. Его задача передать ход другому игроку следующим образом. Он произносит свой номер, а затем номер того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносить свой номер, а затем номер любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями, моделирующими звук пишущей машинки: все одновременно ударяют по коленям 2 раза, затем поднимают вверх правую руку (здесь мы говорим свой номер), затем левую (говорим номер того, кому передаем ход). Ритм с каждым ходом убыстряется. Если человек ошибается, он выбывает из игры, соответственно и его номер тоже. Игра ведется до тех пор, пока не останутся самые внимательные, это 2-5 человек. Подарите им аплодисменты. | Педагогическая рулетка» Цель создание непринужденной обстановки, сплоченности. Материалы: круг участников, сидящих на стульях. Ведущий объясняет правила игры : «Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг. Прозвучали такие фразы как: Кто старший в семье? Кто играет дома с ребенком? Кто занимается зарядкой в выходные дни? У кого длинные волосы? Кто привлекает ребенка к труду дома? Кто родился в 31 декабря? Кто принимает активное участие в жизни группыДОУ? Кому нужна помощиь педагога-психолога? Кто любит поспать в выходные дни? Кто любит с семьей отдыхать на природе? |
Слайд 18. Педагогическая викторина
Экспертно-творческая группа заранее готовит задания и уже непосредственно при проведении педагогической викторины дает оценку выполнения заданий каждым педагогом или командой в целом.
Во время викторины используются музыкальные паузы, развлекательные номера, особенно если на этом мероприятии есть приглашенные участники (болельщики, педагоги, родители и др.).
Педагогическая викторина проводится по принципу соревнования команд, выполняя различные конкурсные задания.
Предварительная работа:
- составление плана-сценария викторины.
- изучение педагогами психолого-педагогической литературы по проблеме викторины.
- составление членами экспертно-творческой группы заданий конкурсов: кроссвордов, блиц-опросов, анкет, кроссвордов, подбор текстов, педагогических ситуаций, творческих заданий и т.п.
- подготовка командами «домашнего задания».
- определение места, времени проведения викторины, подготовка необходимых условий.
Примерная тематика викторин:
- Воспитание личности ребенка в игре.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с родным краем.
- Воспитание эстетических чувств у ребенка средствами искусства.
- Современный воспитатель: кто он?
Слайд 19. Имитация конкретной ситуации.
Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций.
- В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и сразу приводится решение.
- Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.).
- В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его.
- Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
Слайд 20. Обсуждение двух противоположных точек зрения.
Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
Обучение практическим умениям.
Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение старший воспитатель организует обсуждение всех предложенных моделей;
детей, их поведения, творчества. Старший воспитатель готовит магнитофонные записи, подборки детских
Слайд 21.Разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
Работа с инструктивно-директивными документами.
Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
Анализ высказываний рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
Слайд 22. Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Слайд 23Интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.
Особое внимание хочется уделить таким методам как дебаты, аукцион педагогических идей, метод педагогического проекта, игровое моделирование, коллективно-творческая деятельность (КТД) как наиболее сложные и требующие продолжительной подготовки .
Слайд 24.Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности. Дебаты – организационная форма проведения методической работы в ДОО, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Это качество позволяет использовать дебаты как в процессе организации методической и экспериментальной работы непосредственно в ДОО.
Слайд 25. Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. В проведении КТД большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.
Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование у педагогов следующих специальных проектных умений: проблематизация; целеполагание; планирование; прогнозирование; рефлексия и самоанализ.
Слайд 26. Деловые игры являются одним из активных способов обучения, обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Использование деловых игр в методической работе ДОУ освещена в работах Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, К.Ю. Белой, В.И. Лях и др. Однако в практике работы ДОО деловые игры, как форма работы используются недостаточно. Это на мой взгляд, связано с недостаточным знанием методистами методики проведения деловых игр, умением разрабатывать деловые игры применительно к проблеме, над которой работает ДОО.
Известно, что методическая работа в ДОО является системой повышения квалификации педагогов , можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если включать деловые игры в проведение педагогического Совета; проводить практические занятия в форме деловых игр.
Как считает К.Ю. Белая в настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение.
Слайд 27. По определению К.Ю. Белой деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.
Слайд 28.Деловые игры бывают следующих видов:
- имитационные игры в процессе которых имитируются конкретные события, произошедшие в реальности.
-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);
-исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.
-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
-игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое
- операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс.
- ролевые игры, в которых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций конкретного лица в воображаемой ситуации.
- игры-инсценировки. Это своеобразный «деловой театр»,в котором разыгрывается какая-либо ситуация, поведения педагога в определенной ситуации. В основе таких игр лежит конкретная проблемная ситуация, действующие лица, и их задачи.
- конкурсные игры предназначены для проверки теоретических знаний, педагогов по теме, отработка навыков практического опыта их применения.
Часто для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования ( использование игры типа «Кто хочет стать миллионером?»,
«Сто к одному» и др.)
Слайд 29 Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
создание проекта деловой игры;
описание последовательности действий;
описание организации проведения игры;
составление задания для участников;
подготовка оборудования
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Слайд 30. Основные структурные компоненты деловой игры:
- знакомство с реальной ситуацией;
-построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- решение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Слайд 31.Методика ее организации:
- определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
- определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
- составление плана;
- предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы
Методика проведения:
- ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
- Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
- организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
- заключение, подведение итогов обсуждения
Рассмотрим варианты деловыхигр.
Слайд 32. Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Основные условия для педагогического совета – деловой игры:
- наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
- имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);
- реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
- соблюдение игровых правил и условий;
- наличие игрового стимулирования: соревнование
- в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности
Примеры из практики.
Слайд 33. Педсовет «Развитие у детей конструктивных навыков в области «Познание» раздел «Конструирование» - деловая игра 2014г Цель: Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
Выявить затруднения педагогов в работе по конструированию у дошкольников.
Слайд 34. План проведения:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета – заместитель заведующей по ВМР Седых С.В.
2. Вступительное слово заведующего «Развитие конструктивных навыков детей по программе Развитие+»
Деловая игра «Педагогический пробег».
Педагоги делятся на команды с помощью деталей конструктора.
Сложить мост, вокзал, используя наглядную модель.
3. 1 станция: “Информационная”
Каждой команде предлагается решить 3 задания.
2 станция: - «Практическая»
Домашнее задание: команда готовит фрагмент занятия, другая команда проводит его анализ: назвать какому возрасту соответствуют программные задачи, назвать положительные и отрицательные стороны проведения занятия.
3 станция: “Аналитическая”
«Аналитическая справка по тематической проверке (диагностика детей, результаты, анализ планов, анализ результатов тестирование педагогов, анализ анкет родителей)
Аналитическая справка по результатам конкурса « Лучший центр «Конструирования»
4. Станция: «Практическая»
Командам предлагается план – конспект занятия по конструированию у дошкольников
Оценка конкурса:
- Если все пункты выполнены правильно и должным образом – 5 б.
- Проявление творчества – 1б.
- Максимум за конкурс – 6 б
5 станция: «Развлекалоч-ка»
Информация о досуговой деятельности с использованием конструирования.
Дискуссия
1. Как на ваш взгляд, возможна ли организация досуговой деятельности в ДОУ с использованием игр по конструированию?
2. Какие формы проведения праздников, с использованием игр по конструированию вы могли бы предложить для дальнейшей работы?
3. Возможно ли проведение музыкальных праздников при интеграции с конструированием?
6. Станция: «Игралоч-ка»
Командам предлагается выбрать по “Черному ящику”, в которых лежат планы, наглядные модели.
Задание командам: придумать 4 и более способов использования этих моделей для постройки
Оценка конкурса:
- Если команда предлагает 4 способа использования – 4 б
- Если более 4 – 5 баллов;
- Менее 4 – по количеству предложенных способов, если 3 то 2 б. и т.д.
Подведение итогов деловой игры. Слово жюри.
7. Станция «Конечная»
Принятие решение педагогического совета.
Проект решения:
Слайд 35 Педагогический совет
«Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
Форма проведения: деловая игра как часть педсовета
План проведения педсовета:
1. Цель педагогического совета:
- Определение проблем, путей и способов улучшения работы педагогического коллектива по социально-коммуникативной области развития детей.
Задачи:
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»
- формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей по данной проблеме;
Слайд 34 .Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю».
Педагог - психолог Рубежная С.Ю.
2.Выполнение решения предыдущего педсовета.
Старший воспитатель: Седых С.В.
3. Выступление «Особенности реализации образовательной области
(3мин) «Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС».
Заведующий Оникова А.В.
4.Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников». (6мин)
Старший воспитатель Рубежная С.Ю.
5. Демонстрация видеофильма по организации формирования коммуникативных качеств детей МКДОУ (по результатам тематического контроля на проверяемых группах). (3мин)
Старший воспитатель: Седых С.В.
6. Деловая игра «Мозговой штурм» (практическая часть: работа в группах)
Старший воспитатель: Рубежная С.Ю.
7.Справка по результатам анкетирования «Самооценка педагога по формированию социально – коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель: Седых С.В.
8. Аукцион дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей.
Старший воспитатель: Руубежная С.Ю..
9. Итоги педсовета. Обсуждение проекта решений.
Слайд 36 «Круглый стол»
При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора "круглого стола" состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели. Наиболее часто используемые в практике виды «круглых столов»
- проблемные «круглые столы» - служат для презентации и обсуждения розданных участникам заранее проблемных вопросов или ситуационных заданий;
- ориентационные «круглые столы» организуются для обсуждения новых публикаций, анализа литературы по определенной теме;
- системные «круглые столы» - это система мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой.
Слайд 37. Аукцион педагогических идей – основная цель – обобщение и распространение передового педагогического опыта. К сожалению, в коллективах все еще присутствует такая проблема как «страх» перед публичными выступлениями. Данная форма помогает решить и эту проблему. Ведь педагогу надо представить так свою работу, чтобы коллеги захотели «купить» её.
Слайд 38. «Мозговая атака- «мозговой штурм » - возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.
Старший воспитатель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.
Старший воспитатель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена. Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.
39. «Методический ринг».
Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).
Методика организации и проведения:
1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.
Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»
Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.
Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.
П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.
Слайд 40. Педагогический КВН.
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.
Слайд 41.Методический мост.
Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.
Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Слайд 42. Методические посиделки.
Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.
Форма проведения – круглый стол.
Методика организации и проведения:
- Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
- Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.
Слайд 43.Методический диалог.
Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.
Форма проведения – круглый стол.
Методика организации и проведения:
Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.
Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.
Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.
В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Слайд 44.Творческие микрогруппы.
Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения
Слайд 45. Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
К.Ю. Белая предлагает в ходе консультации использовать метод дискуссии.
По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее.
В работе с педагогическим коллективом используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации, практикумы, психолого-педагогические тренинги, деловые игры, конкурсы, решение педагогических ситуаций и т.п.
Слайд 46. «Круглый стол» - коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками .Используя «круглый стол»,можно обойтись без долгих рефератов, и докладов по теме.
Слайд 47. «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.
Анализ активных форм работы показал , что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Слайд 48. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия
Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 49.Наиболее простая форма группового взаимодействия – «Большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.
Слайд 50. «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
Слайд 51. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.
Белая шляпа : информация, факты, цифры. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию.
Красная шляпа:эмоции, чувства и интуиция.
Красный цвет символизирует эмоции. В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в подробности о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Черная шляпа: критика, скепсис, сомнения в правоте и правильности..
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности.
Желтая шляпа: логический позитив, оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ.
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?
Зеленая шляпа: креативность, творчество,,спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов.
Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Синяя шляпа: управление.
составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов, перспективное планирование с учетом полученных итогов.
Пример – использования метода в итоговом педсовете. Команда с белой шляпой – выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе работы за год. Команда с красной шляпой –делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении задач годового плана, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, прогулок. Команда с черной шляпой – высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана работы, с какими трудностями столкнулись. Команда с зеленой шляпой – ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения. Команда с желтой шляпой – раскрывает позитивные стороны работы за год Команда с синей шляпой – подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность всех участников.
Слайд 52. Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.[2]
При использовании этого метода каждый педагог может:
- сосредоточиться на содержании;
- действовать целенаправленно;
- сохранить возможность для импровизации;
- проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
- проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
Слайд 53.Технология Открытого Пространства, которая также предусматривает: активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.
Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?
Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.
- Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета.
- Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале.
- Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов.
- Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы.
- Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым.
Слайд 54.Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации – упражнения;
- ситуации – оценки;
- ситуации – проблемы.
Слайд 55. Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
- Диспут – свободный обмен мнениями.
- На диспуте все активны. В споре все равны.
- Каждый выступает и критикует любое положение,
с которым не согласен. - Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
- Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
- Острое, меткое слово приветствуется.
- Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:
- "Нужны ли детскому саду стандарты?",
- "Чему сегодня нужно учить дошкольников?",
- "Новаторские технологии: за и против",
- "Каковы сегодня цели воспитания?",,
- "Какова роль семейного воспитания сегодня?
Слайд 56.«Квик – настройка - форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для воспитателей города, родителей - это настрой педагога на успешную работу –
- Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
- Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
- Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся. - Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает - Трудности закаляют на пути к счастью.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ и повышения педагогической компетентности воспитателей является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.
Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации активных форм работы:
- доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между участниками;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения участников между собой;
- опора на личный («педагогический») опыт педагогов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности участников, их мобильность;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации участников.
Активное обучение в процессе методической работы в ДОУ и повышения педагогической компетентности воспитателей является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через активные формы помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам
Анализ проведенной работы позволил сделать вывод , что деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Однако, если предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме. Научить педагогов. Педагоги стали активно использовать в родительских собраниях тренинги. Для каждого собрания разрабатывают согласно модели деловой игры сценарии собрания : «Поле чудес», «Знатоки истории», «Что. Где. Когда», «Зигзаг удачи», «Счастливый случай» и др. Практически все педагоги испоьзуют презентации на своих собраниях, на которых представляют опыт работы группы по проблеме, над которой работает коллектив ДОО. В результате повысился уровень профессиональной активности педагогов при проведении методических мероприятий.
Примеры родительских собраний на группах с использованием активных форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....