ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАРТИНЫ МИРА ПОСРЕДСТВОМ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья (подготовительная группа) на тему
Целью космического воспитания является развитие творческой активности личности, ее способности не только сохранять и разумно преобразовывать окружающую среду, но и, понимая всеобщность и сложность взаимосвязей космических явлений, ощущать ответственность за эти преобразования. В отличие от экологического воспитания, космическое на фоне целостного представления о Вселенной и происходящих в ней процессах, раскрывает духовную миссию и главную цель существования, как отдельного человека, так и человечества в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАРТИНЫ МИРА ПОСРЕДСТВОМ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Г.В.Полякова,
воспитатель МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г.Белгород
Целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов. Ее формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья. Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя, существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир.
Целью космического воспитания является развитие творческой активности личности, ее способности не только сохранять и разумно преобразовывать окружающую среду, но и, понимая всеобщность и сложность взаимосвязей космических явлений, ощущать ответственность за эти преобразования. В отличие от экологического воспитания, космическое на фоне целостного представления о Вселенной и происходящих в ней процессах, раскрывает духовную миссию и главную цель существования, как отдельного человека, так и человечества в целом.
Концепция космического воспитания, занимающая важное место в системе гуманистических взглядов итальянского врача, педагога, учёного, философа Марии Монтессори может существенно пополнить теорию и практику отечественной космической педагогики. Прежде всего, в связи с тем, что итальянский педагог нашла подходы к разработке системы космического воспитания, сохранившей до настоящего времени актуальность и убедительность в психолого-педагогическом плане, а также имеющей дидактический и методический инструментарий.
По убеждению М.Монтессори ребенок рождается не "хорошим" не "плохим" [2]. Его задача определена и она в том, чтобы, выполняя внутреннюю директиву, интегрироваться в космический план, а само космическое воспитание предполагает устранение препятствий и создание условий для исполнения "внутреннего приказа". Выполнение растущим малышом заданной программы напрямую зависит от ряда факторов. Так, если ребенок не получит навыков общения с себе подобными и не освоит правил социального поведения, он не сможет правильно идентифицировать себя и будет обречен на изоляцию и, возможно, на гибель. Для этого малыш наделен двумя потребностями - в вербальном общении и навыках социального поведения. Без их реализации он не сможет занять достойное место в космическом плане.
Потребность в вербальном общении предполагает, что ребенок не только овладевает устной речью, но и приобретает навыки общения, в том числе аргументированного отстаивания своего мнения. Это умение определяет степень свободы субъекта для познания мира, уточнения своей позиции и реакции других людей на его слова и идеи. С помощью вербального общения осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость в социальной жизни, что является одной из задач космического воспитания.
Потребность в навыках социального поведения предполагает, что для социализации ребенка и занятия им определенного места он должен научиться строить свои отношения с другими членами общества. Реализация этой потребности позволяет ребенку строить свои отношения, не теряя собственного достоинства. Фактически это подготовка ребенка к воплощению такой идеи космического воспитания, как объединение усилий для построения мира, где конфликты разрешаются цивилизованным образом.
С точки зрения космического воспитания появилось больше факторов, уводящих ребенка от самопознания и осознанного поиска своего места в "плане творения". Более того, отвлечение ребенка от "космической задачи" происходит во внешне привлекательной для него форме и все более агрессивно. Это ставит вопрос о поиске таких элементов содержания образования и дидактических материалов, которые способны увлечь ребенка больше и глубже, чем бесконечный просмотр телевизора или путешествие в мире компьютерных игр.
В русском же космизме предполагает всеобщее "вселение" в космос, как в дом. Эта позиция несет на себе след языческого единства с природой и уходит своими корнями в "мифическое сознание, определенное смесью христианства с язычеством" [1].
Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в космосе, о смысле человеческого бытия.
Именно это течение выдвинуло те идеи, которые до сих пор актуальны для концепции космического воспитания. Прежде всего, это положения о взаимозависимости личности и объективных законов исторического развития, о слиянии в единое целое определенных космосом (природой) и человеком тенденций развития, о единстве и целостности исторического процесса, в который вовлечены и за который ответственны все народы, составляющие Человечество. Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и в природе. Микрокосмос - это я, мой дом, мая мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на самого себя, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.
Самостоятельно, упражняясь с дидактическим материалом, который всегда лежит на полке, ребенок исследует окружающую среду. Под рукой ребенка всегда должны быть склянки, пробирки, лупы и прочие аксессуары для экспериментов и исследований. Должен же ребенок получить дарованное ему природой право на собственное развитие. И кто, если не мы, взрослые, признаны обеспечить ему условия для этого. Можно, конечно, вывести ребенка ночью в чистое поле и показать ему млечный путь. Но чудо происходит лишь раз в жизни. На вторую ночь звездное небо захочется изучить, разобраться как оно устроено. А это лучше делать днем в группе, среди книг и специальных материалов, подготовленных взрослыми.
«Вода из снега» (для детей 5-7 лет). Материал. На маленьком подносе стоит свечка в подсвечнике, миска со снегом, ложка, чашка для воды. Зажигалка, тряпочка.
Рекомендации. Ребенок ставит перед собой материал. Воспитатель помогает ему зажечь свечку. Ребенок набирает на ложку немного снега и держит над пламенем свечи. Когда снег растает, он сливает воду в чашку. Работа продолжается. В конце занятия свечка гасится. Мелкие капли с подноса удаляются тряпочкой, миска от снега вытирается насухо.
«Солнечная система» (для детей 5 - 7 лет). Цель упражнения. Узнать состав Солнечной системы, названий планет и порядок их расположения.
Материал. Шары различной величины (деревянные, глиняные, папьемаше) с номерами от 1 до 9, толстые нитки или шнурки для обозначения орбит, Солнце. Контрольная карта с изображением Солнечной системы, билетики с названием планет 3 Марс, Земля и т. д.
Описание работы. После презентации материала ребенок выкладывает на ковре из ниток девять орбит, кладет в центр Солнце и располагает шары по порядку на орбитах, Затем к каждой планете кладет билетик с названием. (Контроль осуществляется с помощью контрольной карты.)
Рекомендации. Для дальнейшего освоения Солнечной системы можно усложнять задания: снабдить планеты спутниками, текстами о температуре, воздухе и т. д.
«Луковицы в воде». Материал. Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, каштанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшин с водой.
Рекомендации. Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посаженными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними: появление корней, стебля, листьев, цветение.
«Энциклопедия». Цель упражнения. Научиться работать со справочной литературой, составлять доклады.
Материал. Карточки с изображением животных, растений, предметов и т. д. Карточки с короткими текстами к ним, билетики с названиями, коробка или корзинка с отделениями.
Рекомендации. Ребенок выбирает любую карточку и подбирает к ней билетики с названиями. Затей подбирает текст и прочитывает. (Контроль осуществляется по контрольным точкам на обратной стороне). Коллекцию карточек энциклопедии лучше начать с животных и растений, постепенно дополняя биографиями знаменитых людей, описаниями различных изобретений и т. д. Важным стимулом к работе с энциклопедией является составление докладов дня зачитывания в кругу.
«Вода-суша» (для детей 5 - 7 лет). Цель упражнения. Узнать различные виды земной поверхности (равнина, гора, холм, остров, полуостров, виды водоемов (река, озеро, море).
Материал. Фанерное или картонное поле – (лучше с выдвигающейся крышкой с нарисованными озером, морем, рекой, равниной, горой) (картонные или глиняные, остров, холм, полуостров; бумага для рисования, карты, карандаши, билетики с названиями /река, озеро и т. д. /
Рекомендации. Ребенок достает из коробки билетики, прочитывает их и развешивает или кладет к соответствующим предметам. (Работе предшествует трехступенчатый урок о незнакомых понятиях: остров, полуостров, холм, равнина). Затем ребенок рисует карту местности на бумаге. Если работа с материалом проводится на кругу с группой детей, есть смысл дополнить ее личными их впечатлениями о морях, реках, горах, где они побывали с родителями.
Данное упражнение расширяет кругозор ребенка, пополняет словарный запас и понятийный запас.
Список используемой литературы:
- Иванова В.А. «Представления о человеке в русском космизме и современном научном познании (http://www.altspu.ru/Journal/ vestbspu /2001/gumanit/PDF/ivanova.pdf ).
- Побережникова А.А. «Космическое воспитание. Метод М.Монтессори»; материалы региональной научно-практической конференции «Реализация Концепции дошкольного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Кемеровской области». Кемерово 2000. стр. 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование целостной картины мира (нравственно-патриотическое воспитание) "Семь Я" подготовительная группа
В обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Необходимо убеждать детей в том, что только нравственность и этичность ...
"Космический пейзаж" познавательное развитие (Конспект комплексного занятия по нетрадиционной технике рисования – граттаж и формированию целостного представления о мире)
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью....
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по формирование целостного восприятия окружающего мира — «Богатство Земли» (эксперимент с воздухом)
Уважаемые коллеги! Все мы знаем насколько сложно составлять занятия, которые были бы интересны детям. Очень много нюансов, которые надо предусмотреть и особенно если это занятие - эксперимент....
Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Чудесная вода».
Занятие способствует выявлению свойств воды опытно-экспериментальным путем,формированию предпосылок экологического сознания,развитию исследовательского интереса детей, их познавательной активности,вос...
Формирование у дошкольников целостной картины мира посредством тактильной книги.
Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно....
Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»
Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...
Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Волшебница- водичка».
Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности...