"Насекомые"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мячина Валентина Ивановна

Цель: обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе. 

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые» Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картинок. Продолжить учить  отгадывать загадки, обосновывать свою отгадку, продолжить учить группировать предметы по основным признакам.

Исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей. Развивать общую моторику, координацию.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasekomye_avtosohranennyy.docx423.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с комбинированного вида  «Золотой петушок»

с.Доброе

Тема занятия «Насекомые»

(старшая группа)

C:\Users\User\Pictures\butterfly.jpg

                                                             

 

Выполнила:
Мячина Валентина Ивановна  

 

2015 год

Цель: обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе.

   

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые» Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картинок. Продолжить учить  отгадывать загадки, обосновывать свою отгадку, продолжить учить группировать предметы по основным признакам.

Исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей. Развивать общую моторику, координацию.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

.

Оборудование: картинки - опоры с  признаками весны, фломастеры, альбомный лист, разделённый на 6 частей, предметные  картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» Мягкая  игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо. Игрушки - насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук,

                                Ход занятия

 ( Дети приветствуют гостей, стоя на ковре)

В.- Отгадайте загадку о весеннем месяце.

               Зеленеет даль полей,

               Запевает соловей

              В белый цвет оделся сад

              Пчёлы первые летят

              Гром грохочет

             Угадай, что за месяц это? ( Май)

В.- Как вы понимаете слова?

- «Зеленеет даль полей» (Весной появляется зелёная травка)

- «Запевает соловей» (Звонко поют прилетевшие из тёплых краёв птицы)

- «В белый цвет оделся сад» (Цветут фруктовые деревья)

- « Пчёлы первые летят» (Пчёлы летят собирать мёд)

- « Гром грохочет» (В мае гремят первые грозы)

- Март, апрель, май – месяцы какого времени года? (Весны)

- Сколько месяцев длится весна?

- Назови первый весенний месяц

- Назови последний месяц весны

- Назови месяц, который стоит между мартом и маем.

- Который по счёту месяц весны май? (третий, последний месяц весны)

(Дети  подходят к столику, где лежат картинки – опоры с признаками весны, ребёнок берёт картину, перевёрнутую рисунком вниз, прикрепляет к доске, называя признак весны)

- Картинка «Солнце» (Солнце ярче светит и пригревает)

- Символы дня и ночи (день становится  длиннее ,а ночь короче)

- Птицы, летящие клином (Птицы прилетают из тёплых краёв)

- Что делают птицы весной? (Вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов)

(Дети подходят к столу, под диктовку воспитателя рисуют картинку – опору в соответствующем квадрате)

- Весной солнце светит ярче и пригревает

- Травка зеленеет

-  День становится длиннее , а ночь короче

- На деревьях набухают почки и распускаются листочки

- Птицы возвращаютя с юга

- Появляются насекомые

(Дети составляют рассказ – описание о весне по своим зарисовкам, сидя за столом)

В.- Каких насекомых вы знаете?

1.Кинезиологическое упражнение  « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют  цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки  опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых .( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар пьёт кровь животных и людей)

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

.

6. Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно послушайте и скажите, какое насекомое здесь лишнее и почему вы так думаете.

- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым (паук, пчела, стрекоза, божья коровка)

 - Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают (муха, комар, бабочка, муравей)

-Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным (бабочка, стрекоза, божья коровка, кузнечик) 

-Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают (кузнечик, муравей, бабочка, богомол)    

Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья и богомола (появляется муравей и богомол)  Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

- Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их  по группам. Таня, разложи бабочек.  Воспитатель:

Таня,  по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:  

-Я  разложила бабочек по форме. Воспитатель:

- А сейчас Даша разложит бабочек на группы, но по – другому. Даша, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

- А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

- По размеру. Воспитатель:

- Никита, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

- Продолжим  путешествие

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

- Кто появляется из яйца? Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

- Что делает гусеница? Ответы детей:

- Она питается листьями и растет. Воспитатель:

- В кого она превращается? Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку в стихотворении с движением.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: вот мы с вами бабочку и божью коровку спасли.

11. Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.

Присядьте на диванчик и закройте глаза . Вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо.  Вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...