Сообщение. Тема: «Эффективность дидактических сказок в воспитании детей»
статья на тему
Цель: Закрепить знания о важности различных сказок в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_skazki.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Сообщение.
Тема: «Эффективность дидактических сказок в воспитании детей»
Подготовила:
Воспитатель МДОУ№3
Афанасьева Татьяна Анатольевна
2014 год, г.Люберцы
Цель: Закрепить знания о важности различных сказок в воспитании детей.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых решаются важные для детского мировосприятия проблемы. К.Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему.
Знакомство ребенка с образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Так как период дошкольного детства богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
Но как ни выразительны сами по себе художественные средства сказок, многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
К художественным сказкам относятся сказки, созданные мудростью народа (народные) и авторские сказки. В художественных сказках есть философские смыслы и дидактические аспекты. Дидактические сказки создаются для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия) одушевляются, создается красочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных значений. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Дидактические сказки отвечают требованием времени, но не утрачивают связи с фольклором. Например, сказка «Ивасик и Баба Яга – математики» (приводится далее). Для заинтересованного восприятия дидактических сказок желательно использовать игрушки, с помощью которых и преподносится сказка.
Хочется познакомить с двумя видами дидактических сказок с различными сюжетными линиями.
«Жили-Были два микроба» (Сатеник Казарян)
Жили-Были два микроба – Кариус и Бактериус. Они вселялись в зубы девочек и мальчиков, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи застревали между зубов, Кариус и Бактериус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились толще и толще, и уже им было неудобно сидеть в маленьких естественных углублениях зуба, они начинали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.
Надо сказать, что не у каждого ребенка в зубах они уживались. Были и такие девочки и мальчики, которые тщательно следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, чистили зубки утром и вечером. Несчастные Кариус и Бактериус худели день ото дня, конечно же, им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.
Зато, какое было раздолье, когда они находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках, и тем самым доставляли массу неприятностей обладателю зубов. У детей начинали сильно болеть зубы, а потом и голова, они не могли спать спокойно, и им снились некрасивые сны.
Тогда родителям приходилось их срочно вести к лекарю Стоматологу Стоматологовичу. Уж он-то мог спасти ребят от злобных микробов.
И освободившись от Кариуса и Бактериуса, ребята больше никогда не забывали чистить зубы.
А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище…
Эта дидактическая сказка является выразительным обучающим средством в воспитании потребности заботиться о своих зубах, в формировании сознательного отношения к своему здоровью и средствах его укрепления.
Вторая сказка по формированию элементарных математических представлений
«Ивасик и Баба Яга - математики»
Задачи:
- развивать логическое мышление, конструктивные способности;
- учить выполнять графический диктант;
- закреплять определение времени суток.
Оборудование: карандаш, листок в клетку, лабиринты по количеству детей, счетные палочки и картонные квадраты, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, альбомный лист.
***
Воспитатель. Убежал, ребята, Ивасик от Бабы Яги и заблудился в лесу, не знает, как обратно выйти. Давайте ему поможем, нарисуем карту.
Проводится графический диктант с определением леса, озера, болота и т.д.
Две клетки вправо, одна вниз, четыре вправо – отметим озеро кружочком. Пропустим две клеточки, поставим карандаш в правый верхний угол и отсчитаем пять клеток вниз, одну нелево, две вниз, шесть направо – отметим болото и т.д.
Пошел Ивасик по направлению леса и попал в лесной лабиринт. Помогите, ребята, выйти Ивасику из лабиринта.
Дети выполняют.
Выбежал Ивасик из леса и увидел свою избушку, дома его матушка родная ждала, все глаза выплакала. Посмотрел Ивасик на избушку, больно стара была, надо, думает, новый дом построить.
Воспитатель предлагает построить дом из набора геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги, и наклеить на листок.
Воспитатель подводит итог занятия, давая детям возможность самооценки.
Эта сказка дает возможность подумать, закрепить практические навыки, развивает абстрактное мышление. Погружение в дидактический сюжет, интегрированный в разные виды деятельности, обеспечивает разностороннее и полноценное развитие ребенка.
Уважаемые взрослые, запаситесь терпением, будьте великодушны и искренне восхищайтесь ребенком, оценивая результативность его усилий после ознакомления с дидактическими сказками.
Афанасьева Т.А.
Воспитатель высшей категории
МДОУ №3 г. Люберцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение на тему «Основные направления нравственного воспитания детей»
В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном проце...
Сообщение из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Практическая значимость, теоретическое обоснование, личный вклад...
сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте".
сообщение "Роль сказки в нравственно -патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте"....
Сообщение для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое...
Сообщение на метадическом объединении по сенсорному воспитанию детей 5-7 лет .Тема:"Знакомство с эталоном цвет" Из опыта работы.
Знакомство детей с эталоном цвет,цвета,оттенки,наглядный материал....
Сообщение из опыта работы «Система трудового воспитания детей среднего возраста с использованием схем и алгоритмов»
Цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых....