семинар - практикум часть II
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Этап дошкольного детства – время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К группе лиц с ОВЗ относятся:
- глухие;
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- слепые;
- слабовидящие;
- с тяжелым нарушением речи;
- с нарушением опорно – двигательного аппарата;
- с ЗПР;
- с умственной отсталостью;
- с расстройством аутистического спектра;
- со сложными дефектами и др.
Необходимым условием реализации ООП ДО является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя – логопеда, учителя – дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога – психолога.
Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого – педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.
Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявленными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:
- дети с минимальными нарушениями слуха,
- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией,
- дети с нарушением речи,
- дети с легкой ЗПР и др.
Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным», и «нарушенным» развитием, обозначить ее как «группу риска».
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В отношении детей с нарушением зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала.
Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер – классы или семинары.
- Существует два подхода к психическому развитию ребенка: акселерация развития и амплификация развития. Какой из них лежит в основе ФГОС ДО? Охарактеризуйте каждый их них.
амплификация развития.
- Акселерация развития – ускорение (натаскивание) развития. Взрослый довлеет над ребенком и обучает его таким способам взаимодействия с объектами, которые выходят за рамки возможностей воспитанника. Дети осваивают нехарактерные для их возраста виды действий и знаний, что приводит к механическому заучиванию информации (Жан Пиаже).
- Амплификация развития – обогащение развития. Расширение зоны ближайшего развития с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка. Расширение способов взаимодействия ребенка со взрослыми по поводу различных содержаний, характерных для детской культуры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- Психологической основой ФГОС ДО является (выберите правильный ответ):
- полноценное общение ребенка с окружающими;
- подготовка к школе;
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
- культурное развитие ребенка;
- развитие игровой деятельности.
полноценное общение ребенка с окружающими;
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
- культурное развитие ребенка;
- развитие игровой деятельности.
- Согласно Закону «Об образовании РФ» дошкольное образование может быть получено (выберите правильный ответ):
- в ДОУ;
- в форме семейного образования;
- в частных д/с;
- в учреждениях дополнительного образования;
- в дошкольных группах, организуемых при школе;
в ДОУ;
- в форме семейного образования;
- в частных д/с;
- в учреждениях дополнительного образования;
- в дошкольных группах, организуемых при школе;
- ФГОС ДО применим в учреждениях (выберите правильный ответ):
- государственных ДОУ;
- муниципальных ДОУ;
- частных ДОУ.
государственных ДОУ;
- муниципальных ДОУ;
- частных ДОУ.
- Согласно ФГОС ДО дошкольный период рассматривается как (выберите правильный ответ):
- поддержка разнообразия детства;
- подготовка к следующему периоду жизни;
- период жизни значимый сам по себе, без всяких условий;
- период значимый тем, что происходит с ребенком сейчас,
- этот период не есть период подготовки к следующему периоду.
поддержка разнообразия детства;
- период жизни значимый сам по себе, без всяких условий;
- период значимый тем, что происходит с ребенком сейчас,
- этот период не есть период подготовки к следующему периоду.
6. Могут ли в одном ДОУ реализовываться разные Программы? Да.
- Что является основанием (или новизной) ФГОС ДО? (выберите правильный ответ):
- готовность к школе,
- результаты освоения Программы;
- индивидуализация;
- социализация;
- адаптация;
- поддержка детской инициативы и детского творчества.
индивидуализация;
- социализация;
- поддержка детской инициативы и детского творчества.
8. Развивающая образовательная среда, согласно ФГОС ДО, - это: (выберите правильный ответ):
- система условий социализации и индивидуализации детей;
- социальная ситуация развития ребенка;
- система специально организованных занятий с детьми.
система условий социализации и индивидуализации детей;
- социальная ситуация развития ребенка;
9. Что такое «векторы развития», «навигация для родителей, педагогов», «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка»? Замените одним словосочетанием
Целевые ориентиры.
10. Дети сироты, дети инвалиды, дети с туберкулезной зависимостью относятся к льготным категориям детей (выберите правильный ответ):
- только в государственных учреждениях;
- только в частных учреждениях;
- и в государственных, и в частных учреждениях.
Только в государственных учреждениях.
11. Выберите правильный ответ:
- в начальном образовании существует много Примерных программ;
- в дошкольном образовании будет действовать только одна Примерная
программа;
- в начальном образовании действует только одна Примерная программа;
- в дошкольном образовании будет действовать много Примерных
программ (будет возможность выбора);
- в дошкольном образовании ООП определяется как: «Программа
психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития ребенка, а не обучения».
- в начальном образовании действует только одна Примерная
программа;
- в дошкольном образовании будет действовать много Примерных
программ (будет возможность выбора);
- в дошкольном образовании основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения».
12. Сколько групп целевых ориентиров выделяется в ФГОС ДО?
Две группы: от 2 мес. До 3 лет; от 3 лет до 7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45
Семинар – практикум
«ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» часть 2
Подготовила и провела ст. воспитатель I кв.кат Гостяева С. Е.
Дата «____»_______20_____г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей по нетрадиционным техникам рисования "Рисуем вместе" часть 1.
Семинар для родителей по нетрадиционным техникам рисования....
семинар - практикум для воспитателей по ФГОС часть I
Материал для воспитателей по ФГОС ....
Семинар – практикум для родителей, чьи дети склонны к частым простудным заболеваниям
Семинар -практикум разработан для группы родителей. Проведен на методическом объединении воспитателей ДОУ. Разработка содержит использование технологии проблемного диалога....
Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)
Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей. Разработан на основе:1. Бреслав Г.Э. Психологическая кор...
Проект "Моя семья - моё счастье!" Районный семинар - практикум (2,3,4 часть)
Приложение к проекту ( 2 часть)...
Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"
Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"...
Конспект занятия практической части семинара – практикума «Как воспитать гения?» по развитию интеллектуальных способностей с детьми старшего дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие старших дошкольников. Метод фокальных обьектов...