Интеллектуальные игры для развития умственных способностей
консультация на тему

Богатырев Владимир Николаевич

Человек должен быть гармонично развит, с крепким телом и острым умом. Развивайте у своих детей интеллект, что бы они смогли адаптироваться к различным жизненным ситуациям и были психологически гибкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_intellekta.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно

слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем

мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно

провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по

общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и

неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также

способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например:

большой – маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том

случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает

описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами.

Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос:

«Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за

несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то,

что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения

игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться

быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические игры в развитии умственных способностей детей.

   В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о развитии мышления ребенка.   ...

Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

Интерактивная дидактическая игра – это  современный  метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в  единстве....

Самообразование «Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для  развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста...