Агрессивный ребенок. Особенности сопровождения.
консультация
Материал содержит рекомендации по сопровождению агрессивного дошкольника. Предложены игры для работы с агрессивными детьми, особенности работы с родителями, диагностический инструментарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnyy_rebenok.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Работа с агрессивным ребенком»
План.
- Что такое агрессивность?
- Сопровождение агрессивного ребенка
- Игры и игровые упражнения по коррекции агрессивных состояний
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Агрессивность
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникающая при попытке изменить положение вещей. Досаду, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слова может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может совершать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой, релаксация.
Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы
- Сопровождение агрессивного ребенка
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития.
При проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке. Основными задачами сопровождения будут:
• профилактика конфликтного поведения;
• работа с самооценкой ребенка;
• проблема адаптации в коллективе;
• работа с личностным потенциалом ребенка;
• работа с ближайшим окружением ребенка;
• коррекция негативных форм поведения;
Тактика психолого-педагогического воздействия должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом – включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх.
Первый этап – социализация агрессивности
Социализацией агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева это недостойная реакция. Эта мысль внушается ребенку с детства. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Вырвавшиеся наружу негативные чувства могут осесть внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам (головные боли, гипертония, крапивница, язва желудка, артрит, псориаз).
Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание. Если удается распознать признаки зарождения гнева, - в этой ситуации есть еще вероятность избежать яркой вспышки ярости. На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки утешения и наказания не принесут пользы. В случае, если вспышка гнева уже произошла, нужно дать ребенку немного времени, затем мягко попытаться утешить его и предложить ему свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите – ребенок вас все равно не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия – угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию.
При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Один из способов выражения гнева – это перенос чувств на неопасные объекты. Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушением интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализировать свои мысли и чувства.
Поскольку гнев чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что может быть, обычно и не приветствуется нами (нарисовать портрет обидчика, порвать его). Еще один способ легально выразить вербальную агрессию – поиграть в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышать о себе что-то приятное, уменьшается желание действовать агрессивно.
Можно использовать «Мешочек для криков», «Стаканчик для криков».
В случае физической агрессии целесообразно использовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей; использовать легкие подушки, которые можно пинать, колотить; газеты, которые можно комкать, рвать.
Второй этап – Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения.
Для того, чтобы научить ребенка распознавать мышечные состояния, можно поиграть в игру «Камень – веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или любой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется, не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем. Каждый ребенок делает свои руки мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо освоили эту игру, она применяется без оборудования. Дети по очереди выполняют команду «камень», «веревка».
Очень важно, чтобы агрессивный, беспокойный ребенок, научился помогать самому себе, т.е познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Можно использовать такой прием – в карман одежды положить нарисованный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того, чтобы этот прием начал работать, необходима многодневная тренировка.
Третий этап – отработка коммуникативных навыков
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой цель могут применяться: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу, ролевая игра с разыгрыванием проблемной ситуации.
Следует отметить, что одной из задач воспитателя является обучение агрессивных детей приемлемым формам общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные с проявлением различных коммуникативных умений. Среди последних выделяют базовые коммуникативные умения:
• приветствие и прощание;
• обращение;
• просьба о поддержке, помощи, услуге;
• оказание помощи, услуги;
• благодарность;
• отказ;
Также выделяются процессуальные коммуникативные умения:
• говорить перед другими;
• слушать других;
• сотрудничать;
• управлять (командовать);
• подчиняться.
У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком, а другие, наоборот, превалируют (умение командовать).
Четвертый этап– формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Известный психолог – А.В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от переживания к сочувствию, к реальному содействию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Одной из форм работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказок повели себя тем или иным образом.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, необходимо избавиться от привычки обвинять ребенка во всех смертных грехах. Ребенок и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, он может обозлиться еще больше. В таких случаях гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, говоря при этом от первого лица.
Пятый этап – обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Виды работ:
• работы с пиктограммами;
• работа с эмоциональным уголком;
• рисование «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь»
• танцы и гимнастика;
• работа с зеркалом;
• игровая терапия.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
1. Игротерапия
Следует использовать и групповую и индивидуальную формы работы.
2. Тематические беседы
3. Проигрывание ситуаций с последующим их анализом.
4. Метод рисунка.
Рисовать можно различными частями тела. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.
5. Песочная терапия.
Игры на песке позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
6. Сказкотерапия.
7. Работа с мягким материалом: тестом, глиной, пластилином.
8. Использование воды.
- сбивать шарики, плавающие в воде;
- сдувать из дудочки кораблик;
- купать игрушки;
- струей воды сбивать легкие игрушки.
- Игры и игровые упражнения по коррекции агрессивных состояний
Игра «Добрый бегемотик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Содержание: Дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что вместе они - маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.
Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке…
Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по группе, присесть, выполнить вместе какое-то действие.
Какой хороший у нас бегемотик!
Игра «Мой хороший попугай»
Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара.
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.
Примечание. Для более старших детей, можно использовать стихотворение- сопровождение: Мой хороший попугай,
Мне его скорее дай.
Он красивый, он хороший
И еще…(ребенок добавляет ласковое слово).
Упражнение «Ток»
Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).
Упражнение «Пожелание»
Дети стоят или сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.
Упражнение «Молекула»
Все дети бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
Игра «Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.
Содержание: Ведущий по сигналу (удар в бубен ил др.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
Игра «Злые и добрые кошки»
Цель: снятие общей агрессии.
Содержание: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит большой обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего превращается в злющую кошку: шипит и царапается. При этом из волшебного круга выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.
По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в волшебном круге, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращяются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Игра «Каратист»
Цель: снятие физической агрессии.
Содержание: как и в предыдущей игре, дети образуют обруч. Только на этот раз в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движение ногами).
Игра «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Педагог: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (это могут быть различные овощи, фрукты, грибы, мебель). Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное». Игру следует проводить в быстром темпе.
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного участника, посмотрите ему в глаза и громко скажите три раза, сердито-пресердито волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем снова продолжайте ходить по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей чувства доверия у окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом турист не может общаться с компасом. Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда били с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Да и нет»
Цель: снятие у детей состояние апатии и усталости.
Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы будете драться словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.
Виды, направленность, чувствительность к присутствию других
Ф.И.О. ребенка______________________ Возраст_______________________
Дата заполнения_____________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________________
Заполните таблицу ситуационно-личностными реакциями агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Дополните недостающие реакции.
Агрессивность | Направленность (перенос) | Способ проявления | |||
Вид и выраженность | На предметный мир | На другого | На себя | Скрытая | Открытая |
Физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, бьет дверь ногой | Толкается, кусается, бьет в лицо и по другим частям тела сверстников взрослых младших | Царапает, щиплет, кусает себя | Физическая агрессия, только когда не видят другие | Физическая агрессивность на глазах у детей или взрослых |
Никогда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Иногда | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часто | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Почти всегда | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всегда | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Словесная агрессия | Недоволен всем: «Кукла плохая» | Говорит обидные слова; нецензурные слова | Говорит про себя: «Я плохой» | Словесная агрессивность, только когда не видят другие | Словесная агрессивность на глазах у детей или взрослых |
Никогда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Иногда | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часто | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Почти всегда | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всегда | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
- Работа с родителями агрессивного ребенка
Работая с агрессивными детьми, специалисты ДОУ, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
- обучение эффективным способам общения с ребенком.
Информирование родителей может проходить:
- в индивидуальных беседах;
- в виде лекций;
- в виде сообщений на родительских собраниях;
- в виде наглядной информации;
Главная цель подобной информации – показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем.
Р.Кэмпбелл выделяет пять способов контроля ребенка: два из них – позитивные, два негативные и один - нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (можно отвлечь ребенка, взять его за руку).
Модификация поведения – нейтральный способ контроля - предполагает использования поощрения (за выполнения определенных правил) и наказания (за их игнорирование).
Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия – это скрытая агрессия, ее цель – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через день. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Родители могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Однако все эти способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.
Агрессивный ребенок.
Как надо вести себя родителям с агрессивным ребенком.
- Первым делом нащупать болевые точки в семье.
- Нормализовать семейные отношения.
- Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
- Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
- Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.
- При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.
- Помнить, что и слово может ранить малыша.
- Понимать ребенка!
Как не надо вести себя родителям с агрессивным ребенком
- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.
- Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.
- Использовать агрессивные методы воспитания и наказания. Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
- Позволять ребенку даже нарочно стрелять в людей игрушечным пистолетом.
- Учит мучить домашних животных.
- Культивировать вражду между ребенком и сверстниками.
- Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
- Не любить его или любить только «оценочной» любовью.
- Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу или психоневрологу.
Работа с родителями агрессивного ребенка является очень сложной, так как родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются за консультацией лишь для усмирения ребенка, а не за помощью ему.
Родители агрессивного ребенка часто оказываются недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают свои агрессивные трудности собственным детям. В общении с ними следует избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей («Вы ничего не понимаете…»).
Необходимо изменить установку родителей на ребенка. Они считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что в ответ на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощения. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка «скверным», «испорченным». Необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок – это в первую очередь несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм появления гнева, а также агрессивности как эмоционального нарушения.
Надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте.
Можно выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен, нужно показать, что в любом случае их обязанность заботиться о нем. Если же родители желали появления ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал «агрессивен, непослушен, просто невыносим», то необходимо, не унижая достоинства, указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОПРОВОЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия — это склонность к причинению другим морального и физич...
Сопровождение агрессивного ребенка в условиях ДОУ
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели пр...
Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...
"Особенности общения с агрессивным ребенком" Консультация для родителей
Каждый из родителей неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде ломания игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с жи...
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с ОВЗ как условие отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы
В настоящее время в мире отмечается увеличение числа детей, имеющих особенности развития (ЗПР*, РАС*, ОНР*, умственная отсталость и другие нарушения развития). Эти дети нуждаются в специализированной ...