кружок
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
План работы
кружка по квиллингу «Волшебный квилинг»
для детей старшего дошкольного возраста.
Руководитель кружка:
воспитатель Киселёва Д.С.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Список литературы.
4. Приложения
Пояснительная записка.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,
квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческие работы
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Направления работы:
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.
Организационно-методическое обеспечение.
Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 2 года обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.
Тип программы:
Программа является модифицированной на основе программ : «Волшебная бумага»(авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии»(авт. Шабунина И.А.), «Волшебство квиллинга»(авт.Осипова В.А.)
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты :
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством бумагокручения;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации:
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ в группе
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
Инструменты:
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка
Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения)
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой, как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учить работать индивидуально, в группах и коллективно.
№п/п | Тема. | Теория. | Практика. | Всего. |
1. | Вводное занятие. | 3 | 1 | 4 |
2. | Материал – бумага. | 2 | 2 | 4 |
3. | Вырезание полосок для квиллинга. | 2 | 6 | 8 |
4. | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. | 4 | 8 | 12 |
5. | Основные формы “завитки”. | 1 | 5 | 6 |
6. | Основные формы “спирали в виде стружки”. | 1 | 5 | 6 |
7. | Основные формы «глаз», «лист». | 1 | 5 | 6 |
8. | Основные формы «полукруг», «стрела». | 1 | 5 | 6 |
9. | Коллективная работа. | 1 | 7 | 8 |
10. | Изготовление цветов. | 4 | 16 | 20 |
11. | Композиция из цветов. | 1 | 5 | 6 |
12. | Открытка «Ирисы». | 6 | 6 | |
13. | Открытка для мамы. | 1 | 7 | 8 |
14. | Оформление фото рамки. | 1 | 7 | 8 |
15. | Открытка – валентинка. | 1 | 7 | 8 |
16. | Цикл творческих работ. | 8 | 8 | |
17. | Викторины, конкурсы. | 2 | 2 | |
18. | Тематические праздники, выставки. | 1 | 5 | 6 |
Всего: | 25 | 103 | 128 |
Содержание кружка.
№п/п | Тема. | Теория. | Практика. |
1. | Вводное занятие.4 з. | (3з.) Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. | (1з.) Набор кружковцев. |
2. | Материал – бумага.4 з. | (2з.) Воспитатель рассказывает о том, как родилась бумага, историю ее возникновения, о свойствах бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. | (2з.) Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её свойствами (прочность, водопроницаемость) |
3. | Вырезание полосок | (2з.) Воспитатель рассказывает об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки | (6з.) Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета. |
4. | Основные формы “капля”,“треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. | (4з.) Воспитатель объясняет как правильно накрутить рол, о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”,“долька”, “квадрат”, | (8з.) Дети с помощью воспитателя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. |
5. | Основные формы “завитки”. | (1з.) Воспитатель объясняет, как выполняется форма «завиток». | (5з.) Дети самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы. |
6. | Основные формы “спирали в виде стружки”. 6 з. | (1з.) Воспитатель объясняет, как выполняется форма «спираль в виде стружки». | (5з.) Дети самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». |
7. | Основные формы «глаз», «лист». | (1з.) Воспитатель объясняет, как выполняется форма «глаз», «лист», показывает обозначение | (5з.) Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм. |
8. | Основные формы «полукруг», «стрела». | (1з.) Воспитатель объясняет, как выполняется форма «полукруг», «стрела», показывает обозначение этих форм на схеме. | (5з.) Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм. |
9. | Коллективная работа. | (1з.) Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие“коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. | (7з.) Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. |
10. | Изготовление цветов. | (4з.) Воспитатель рассказывает о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. | (16з.) Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. |
11. | Композиция из цветов. | (1з.) Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами | (5з.) Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание |
12. | Открытка «Ирисы». | (6з.) Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку. | |
13. | Открытка для мамы. | (1з.) Воспитатель знакомит с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». | (7з.) Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. Работа выполняется индивидуально. |
14. | Оформление фото рамки. | (1з.) Воспитатель знакомит с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка». | (7з.) Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют фото рамку. Работа выполняется |
15. | Открытка – валентинка. | (1з.) Воспитатель знакомит с примерами оформления открытки-валентинки. Рассказывает о технологии изготовления открыток с элементами плетения. | (7з.) Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. |
16. | Цикл творческих работ. | (8з.) Коллективные работы с | |
17. | Викторины, конкурсы. | (2з.) Проведение развлекательной | |
18. | Тематические праздники, выставки. | (1з.) Воспитатель рассказывает о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками. | (5з.) Праздники и подготовка к ним. «День именинника», «День девочек», «День джентльмена». Оформление выставки работ ТО. |
Учебно-тематический план (2-го года обучения)
Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг . Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
№п/п | Тема. | Теория. | Практика. | Всего. |
1. | Вводный блок. | 2 | 4 | 6 |
2. | Вырезание полосок для квиллинга. | 1 | 7 | 8 |
3. | Композиция «Бабочки». | 1 | 9 | 10 |
4. | Композиция «Сова». | 1 | 7 | 8 |
5. | Открытки с элементами плетения. | 2 | 8 | 10 |
6. | Открытка «Букет тюльпанов». | 1 | 7 | 8 |
7. | «Пасхальное яйцо». | 1 | 7 | 8 |
8. | «Снежинка» | 1 | 9 | 10 |
9. | Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга. | 1 | 9 | 10 |
10. | Изготовление сувениров к празднику. | 1 | 20 | 21 |
11. | Коллективная работа. | - | 8 | 8 |
12. | Гофрированный картон. Базовые формы. | 2 | 6 | 8 |
13. | Занимательные игрушки. | 1 | 11 | 12 |
14. | Коллективная работа. Композиция из гофрированного картона. | - | 8 | 8 |
15. | Цикл творческих работ. | - | 12 | 12 |
16. | Викторины, конкурсы, соревнования. | – | 4 | 4 |
17. | Тематические праздники. | 2 | 6 | 8 |
18. | Организация выставок. | - | 8 | 8 |
Всего | 17 | 175 | 192 |
Содержание.
№п/п | Тема. | Теория. | Практика. |
1. | Вводный блок. | (2з.) Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | (5 з.)“Круг общения”(чаепитие для кружковцев) |
2. | Вырезание полосок | (2з.) Воспитатель рассказывает об основных правилах работы с бумагой, правилах | (5з.) Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают |
3. | Композиция «Бабочки». | (1з.) Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы | (9з.) Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой |
4. | Поделка «Зеленый попугай». | (1з.) Воспитатель знакомит с технологией | (9з.) Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор |
5. | Открытки | (2з.) Воспитатель рассказывает о технологии изготовления открыток с элементами | (6з.) Познакомить детей с новым способом изготовления открытки. Работа групповая. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются |
6. | Открытка | (8з.) Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку. Затем работа выполняется коллективно. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют открытку. | |
7. | «Пасхальное яйцо». | (1з.) Воспитатель рассказывает о технологии выполнения поделки «Пасхальное яйцо». | (7з.) Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». |
8. | «Снежинка». | (1з.) Воспитатель знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ. | (9з.) Работа выполняется индивидуально. Каждый ребенок |
9. | Изготовление выполненными в стиле квиллинга. | (1з.) Воспитатель рассказывает о технологии выполнения коробочки. (квадратная, прямоугольная) | (9з.) Подготовка материала для выполнения коробочки |
10. | Изготовление | (1з.) Воспитатель рассказывает о традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить подарки, сделанные своими руками. | (20з.) Изготовление сувениров на Новый год, День рождения, |
11. | Коллективная | - | (8з.) Дети самостоятельно выбирают тематику для сувенира. Разрабатывают дизайн. Делятся на группы. Делают заготовки. |
12. | Гофрированный | (1з.) Знакомство с гофрированным видом бумаги. Свойствами гофрированного картона. | (6з.) Выполнение базовых форм из гофрированного картона. |
13. | Занимательные | (1чз.) Воспитатель рассказывает о технологии | (12з.) Изготовление игрушек «Дед мороз», «Клоун», «Гном». |
14. | Композиция из | - | (8з.) Коллективная работа. Композиция из гофрированного |
15. | Цикл творческих работ. | - | (12з.) Коллективные работы с использованием техники |
16. | Викторины, конкурсы, | – | (4з.) Проведение развлекательной программы «А ну-ка, девочки». Конкурс «Все обо всем» |
17. | Тематические праздники. | (2з.)Воспитатель рассказывает о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками. | (6з.) Подготовка к праздникам и их проведение. «День именинника». |
18. | Организация выставок. | - | (8з.) Подготовка работ для выставки. Оформление выставки |
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
Список литературы рекомендуемой и используемой для воспитателя:
1.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...