Консультация для воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Правила движения достойны уважения»
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах быстро возрастают, а значит и возрастает опасность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Поэтому проблема формирование у детей основ безопасного поведения становится с каждым днем все более актуальной и рассматривается в работах многих специалистов, таких как Т. Ф. Саулина, А. А. Вдовиченко, Т. И. Данилова, К. Ю. Белая, Л. П. Анастасова, М. Журавлева, Н. А. Извекова, О. В. Калашникова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева и др.
Дети дошкольного возраста - это особая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и восприятия. Вот почему с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни необходимо учит детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а дальнейшем, конечно же, школа.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 и мною лично особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Л. С. Выготский), поэтому наилучшему усвоению знаний о правилах поведения на дороге будут способствовать различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игровые тренинги). Формирование и закрепление знаний, умений и навыков может осуществляться на специальных занятиях, которые проводятся воспитателем и учителем-логопедом. Особое значение имеют экскурсии в МБОУ «СШ №19», встречи с работниками ГИБДД, а так же решение проблемных ситуаций в разных видах деятельности.
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников должно строиться поэтапно в определенной системе. На всех этапах деятельности важно взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, единство требований в выполнении правил.
Взаимодействие педагогов ДОУ, с родителями, с сотрудниками ГИБДД позволило внести существенный вклад в формирование навыков и умений поведения на дороге у дошкольников.
Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения на дороге, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду.
Особую роль играет всесторонняя работа в данном направлении: активная позиция родителей, воспитателей, а так же образовательного учреждения в целом.
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей на дороге является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте, родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчинится порядку. В этих целях широко используется:
Беседы о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях. Информация на стендах для родителей «Дети и дорога».
Оформление папок-передвижек по безопасности дорожного движения « Азбука безопасности», «Знай правила дорожного движения» и др.
Фото - выставка нарушений правил дорожного движения.
Выставка «Зеленый огонек»- макеты улиц , дорожные знаки, атрибуты , игры, пособия, изготовленные родителями и детьми.
Дидактические игры по безопасности дорожного движения: «Подумай – отгадай», «Слушай и запоминай», «Какой это знак», « Красный и зеленый», «Кто больше знает» и др.
Родительские собрания такие как « Безопасность детей на улице», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?» с участием психолога инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц.
Семинары – практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений ( правила дорожного движения, сигналы светофора, пешеходный переход «зебра», обязанности пешеходов, пассажиров).
Родительские конференции: «Дисциплина на улице – залог безопасности», на которых могут выступать представители ГИБДД, воспитатели с отчетом о проделанной работе, дети.
Так же можно использовать деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми: «Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части: бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том , что ребенок должен играть только во дворе; кататься на самокате, велосипеде, роликах, в пределах двора не выезжая на дорогу.
Очень важны для родителей консультации: « Если вы купили ребенку велосипед», «Как научить ребенка наблюдать за дорогой», «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу».
Интересны и такие формы работы с родителями: «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте.
Устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.
Совместные праздники и развлечения : «Папа, мама и я – пешеходная семья», «Красный, желтый, зеленый», «Азбука безопасности движения» и др.
Единство требований детского сада и родителей к детям – это условия безопасности наших детей. Родители должны помнить, что они являются поведения, объектом любви и подражания. И чтобы ребенок не попал в беду необходимо воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ненавязчиво, ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...