Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
Важно,чтобы люди не чувствовали себя инвалидами...
Это люди,которым судьба послала сложные испытания...
Только сочуствия мало, нужно развивать возможности!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sdetmi_s_ovz.pptx | 144.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. ФГОС ДО : Ограничение возможностей здоровья- любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции. либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденных ПМПК.
Рост количества детей с ОВЗ Рост системы социальной помощи Дифференциация образования Равный доступ детей к качественному образованию и повышение толерантности.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено : « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида » Адаптированная ОП – это программа для обучения лиц с ОВЗ с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей,обеспечивающая коррекцию в нарушении развития и адаптации человека в обществе.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций..» . В которых говорится : « Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении… » . Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
УСЛОВИЯ: Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием : • для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы , необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки ( реклинаторы ); следует предусмотреть наличие пандуса ; • для детей, имеющих нарушения зрения , необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места ; •для детей, имеющих нарушения слуха , необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства .
для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).)
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные; специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) тьютора , оказывающего детям необходимую техническую помощь . Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Образовательный процесс включает в себя: Работу с родителями детей с ОВЗ Работу с детьми с ОВЗ Работу со здоровыми детьми Работу с родителями здоров ых детей Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков .
При работе с родителями детей с ОВЗ важно ! Не обсуждать методы лечения Убеждать в необходимости комплексного подхода Подчеркивать успехи ребенка Совместно обсуждать перспективы социализации Обучать родителей приемам работы с детьми с ОВЗ Учим принимать и любить своего ребенка
При работе с родителями здоровых детей: Делать акцент на индивидуальных различиях в проявлении способностей детей Подчеркнуть значение умения общаться с любыми людьми для успешной социализации ребенка Учить родителей воспитанию в ребенке сочувствия по отношению к членам семьи, соседям, воспитателям и другим детям.
Этапы работы с детьми с ОВЗ Беседа с родителями детей с ОВЗ (знакомство и сбор информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей) Адаптация детей с ОВЗ (в работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации) Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
П роводится организационная работа по проектированию , разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. (учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ОУ , ожидания родителей) Четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д .) Педагогами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ (содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка , рекомендованные специалистами учреждения).
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка обосновываются внесение корректировок формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...