Педагогический час для воспитателей: "Конструирование в детском саду"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Конструирование имеет большое значение для развития личности ребенка и его творческих способностей, воображения, мышления, для формирования пространственных представлений. Это продуктивный вид деятельности, поскольку основная цель – получение определенного продукта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostruktivnaya_deyatelnost.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей.

Цель: определение теоретических знаний педагогов по организации работы по конструктивной деятельности детей.

Группа:

1. Какие особенности детей Вы учитываете при создании условий для конструктивной деятельности?

2. Какие виды занятий Вы планируете в каждой возрастной группе?

II младшая группа _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Средняя группа _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Старшая группа _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подготовительная группа _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. С какими объемными фигурами Вы знакомите детей в каждой возрастной группе?

II младшая группа _____________________________________________________________

Средняя группа _______________________________________________________________

Старшая группа _______________________________________________________________

Подготовительная группа _______________________________________________________

4. Какая предварительная работа проводится при подготовке детей к занятиям?

5. На что делается основной акцент при ознакомлении детей с различными деталями?

_____________________________________________________________________________

6. Какие игры рекомендуется использовать в плоскостном конструировании?

_____________________________________________________________________________

7. Какие качества Вы должны развивать у детей при организации конструктивной деятельности?

_____________________________________________________________________________

8. В каких занятиях по «К» воспитатель может участвовать как равноправный партнер?

_____________________________________________________________________________

        

Консультация для воспитателей.

Конструирование имеет большое значение для развития личности ребенка и его творческих способностей, воображения, мышления, для формирования пространственных представлений. Это продуктивный вид деятельности, поскольку основная цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание различных моделей из строительного материала, деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала. В связи с этим выделяют два вида конструирования – технического (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупно габаритных модульных блоков) и художественного конструирования (из бумаги и природного материала).

        Что необходимо для осуществления конструктивной деятельности в дошкольном учреждении?

1) Наличие оборудования и правильное его хранение.

(См. приложение №1)

Строительный материал может храниться в методическом кабинете или в специально оснащенном кабинете, где помимо строительного материала, игрушек, можно подобрать конструктивные игры – головоломки. Здесь можно показывать детям слайды, диафильмы. На расставленных мольбертах дети могут нарисовать здания, машины, мосты, а затем использовать как образцы для конструирования. На мольберте удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы.

        В младших группах мелкий и крупный строительный материал раскладывается по цвету и по форме на полках или столах. Обязательны игрушки для обыгрывания: мелкие и крупные (елочки, флажки, матрешки, звери). Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.

В средней, старшей и подготовительной  группах мелкий строительный материал хранится в коробках. В коробках же расположены и игрушки для обыгрывания. Крупный строительный материал должен располагаться на полках внизу или закрытых стеллажах. Место также для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.

Начиная со средней группы, оформляется уголок для художественного конструирования. Это специально организованное место. На верхней полке выделяется место для периодически меняющейся выставки (народного искусства, детские поделки, совместные работы родителей и детей). На следующей полке – материалы и оборудование для работы с бумагой, картоном и бросовым материалом (краски, кисти, карандаши, салфетки, различные коробочки, шпагат, проволока, поролон, пенопласт и т.д.).

В подготовительной группе оформляется полочка для шитья: швейные машинки, нитки, пуговицы, выкройки, шаблоны и т.д.

На самой нижней полочке раскладывается природный материал (желуди, веточки, перышки, ракушки и т.д.).

Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.

Чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат.

2) Организация рабочего места.

(Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение,1990г.)

Нельзя ставить на рабочий стол коробку со строительным материалом. На схеме (см. приложение №1) показаны варианты расстановки столов. Важно соблюдать принцип: расстояние между ребенком и строительным материалом не должно превышать одного метра. Если есть необходимость поставить коробки на стол, то они должны быть маленькими, можно ставить коробки на стул.

        Желательно решить проблему покрытия столов: скатерти. Они помогут обеспечить устойчивость постройки и уменьшить количество шума.

3) Знания и правильное использование воспитателями методов и приемов в конструктивной деятельности.

(См. приложение №3)

Какие детали строительного материала должны знать дети?

Группа

Детали строительного материала

II младшая группа

Кубик, кирпичик, пластина, призма, брусок

Средняя группа

Добавляются: цилиндры разного размера

Старшая группа

Добавляются: полу куб, конус, шар, арка, пирамида

Подготовительная группа

Добавляются: усеченная пирамида, полу цилиндр, усеченный конус, полу шар

Виды занятий.

Группа

Вид занятия

II младшая группа

По образцу, по условиям, по замыслу (конец года).

Средняя группа

По образцу и преобразование образца по условиям, по условиям,  по замыслу.

Старшая группа

По образцу (фото, картинка, игрушки), по условиям, по теме,  по замыслу.

Подготовительная группа

По условиям, по теме, по замыслу, по чертежу, схеме, фото, рисунку.

Использование материалов на занятиях.

Виды материалов

II мл.гр.

Сред.

гр.

Старш.

гр.

Подг. гр.

Строительный материал

+

+

+

+

Бумага

+

Бумага, картон, коробки, поролон

+

+

Природный материал

+

+

Детали конструкторов

+

Бросовый материал

+

Ткань

+

Приложение №1.

Предметно-развивающая среда.

II младшая группа

Средняя, старшая, подготовительная группа

Настольный строительный материал:

- расположение по цвету, форме на полках или столах;

- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек.

Настольный строительный материал:

- расположение наборами в коробках;

- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек (сложены в коробке).

Крупный строительный материал:

- расположение по цвету и форме на полках, низких стеллажах, в коробках;

- удобное место для конструирования (в стороне от постоянного движения детей и взрослых);

- крупные игрушки для обыгрывания построек.

Крупный строительный материал:

- расположение на полках или в закрытых стеллажах;

- удобное место для конструирования (в стороне от постоянного движения детей и взрослых);

- крупные игрушки для обыгрывания построек (в коробках).

Мягкие строительно-игровые модули.

Наличие пластмассовых конструкторов с крупными деталями (2 – 3 вида).

Мягкие строительно-игровые модули.

Металлические конструкторы.

Наличие схем, фото и чертежей.

Уголок для конструирования из природного материала, бумаги:

- расположено на полках, в шкафу или на стеллажах;

- выставки детских работ;

- полка для конструирования из бумаги (бумага цветная и белая, картон, кисти, краски, карандаши, салфетки, выкройки и т.д.);

- наличие бросового материала (коробочки, ткань, проволока, поролон, пенопласт, бусинки и т.д.).

Материалы для шитья (подг.группа):

- коробка с набором ниток;

- пуговицы,

- тесьма;

- резинки;

- альбом с образцами тканей;

- рисунки для вышивания.

Приложение №2.

Организация рабочего места.

        Столы со строительным материалом

        Рабочие столы        

Использование методов и приемов в конструктивной деятельности.

Методы и приемы

II мл.гр.

Сред. гр.

Стар. гр.

Подг.

гр.

Показ

+

+

+

+

Образец

+

+

Част.

Част.

Показ и анализ

+

+

Част.

Част.

Показ образца в виде картинки, фото, игрушки

+

+

Объяснение определенных условий

+

+

+

+

Игровые приемы

+

+

+

+

Словесные методы и приемы

+

+

+

+

Экскурсии

+

+

+

Напоминание, описание, подсказка, совет

+

+

+

+

Анализ

Выбор.

Выбор.

+

+

                      УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ !

 

           Для дальнейшей эффективной работы с детьми, нам необходимо узнать Ваше мнение  о развитии конструктивных способностей ребенка.

Убедительно просим Вас подчеркнуть соответствующие  ответы.

1. Как Вы считаете, созданы ли в группе условия для развития конструктивной деятельности детей?

          ДА                          НЕТ                       ЧАСТИЧНО

2. Как Вы считаете, является ли важным развитие конструктивных способностей ребенка при подготовке его к школе?

 САМЫМ ВАЖНЫМ   ТАКИМ ЖЕ КАК И ДРУГИЕ  ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

3. Читаете ли Вы специальную литературу по конструированию?                              

          ДА                 НЕТ         ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

4.Знаете ли Вы конструктивные возможности ребенка  в соответствии с возрастными критериями ребенка?

         ДА                            НЕТ               ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

5. Как часто Вы уделяете ребенку время для развития у него специальных конструктивных навыков?

       ПОСТОЯННО     ИНОГДА     НИКОГДА

6. Как Вы считаете, конструктивные данные Вашего ребенка соответствуют возрасту?

       ПОЛНОСТЬЮ     ЧАСТИЧНО      НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

7. Работа педагогов в детском саду по развитию конструктивной деятельности Вас устраивает?

      ПОЛНОСТЬЮ       ЧАСТИЧНО      НЕ УСТРАИВАЕТ

8. Проводились ли педагогами с Вами беседы, консультации о развитии конструктивной деятельности ребенка?

      ДА                             НЕТ                  ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

Пожалуйста, напишите свою фамилию и номер группы, которую посещает Ваш ребенок.

         

                            СПАСИБО !        


Оценка ПРС  по конструктивной деятельности

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Выполнение инструкции поТБ.

2. Наличие строительного материала:

- крупный;

- настольный;

- модули.

3. Наличие конструктора:

- металлический;

- пластмассовый.

4. Наличие:

- фото;

- чертежей, схем;

- рисунков;

- альбомов.

5. Наличие:

- мозаик;

- разрезные картинки;

- танграммы.

6. Наличие игрушек для обыгрывания.

7. Макеты.

8. Уголок для конструирования из бумаги 

(со средней группы):

- выставки детских работ;

- полка с бумагой белой, цветной, кисти, карандаши, салфетки.

9. Уголок для конструирования из природного материала     (со старшей группы):

- выставки детских работ;

- полка с природным материалом.

10. Полка для конструирования из бросового материала (коробочки, ткань, проволока и т.д.)

(со старшей группы)

11. Полка для шитья (коробочка с нитками, пуговицы, тесьма, образцы с тканями)

(с подготов. группы)

Игра «Справочное бюро»

1. Какие умственные способности развиваются у детей во время конструктивной деятельности?

2. Какие детали строительного материала должны знать дети в каждой возрастной группе?

II мл. гр. Кубик, кирпичик, пластина, призма, брусок

Ср. гр. Добавляются: цилиндры разного размера

Ст. гр. Добавляются: полу куб, конус, шар, арка, пирамида

Подг. гр. Добавляются: усеченная пирамида, полу цилиндр, усеченный конус, полу шар

3. Виды занятий по «К» в каждой возрастной группе.

II мл. гр. По образцу, по условиям, по замыслу (конец года).

Ср. гр. По образцу и преобразование образца по условиям, по условиям,  по замыслу.

Ст. гр. По образцу (фото, картинка, игрушки), по условиям, по теме,  по замыслу.

Подг. гр. По условиям, по теме, по замыслу, по чертежу, схеме, фото, рисунку.

4. Какие материалы используются на занятиях по «К» на занятиях в каждой возрастной группе.

Виды материалов

II мл.гр.

Сред.

гр.

Старш.

гр.

Подг. гр.

Строительный материал

+

+

+

+

Бумага

+

Бумага, картон, коробки, поролон

+

+

Природный материал

+

+

Детали конструкторов

+

Бросовый материал

+

Ткань

+

5. Требования к ПРС.

6. Что должно находиться в уголке «К»:

А) в младшей группе;

Б) в средней – подготовительной группе.

3

2

6

7

8

4

5

1

        1. Один из важных показателей развития конструктивной деятельности у детей (творчество).

              2. Первый этап конструктивной деятельности (обследование).

              3. Одна из свойств конструктивной детали (устойчивость).

             4. Автор игр и занятий со строительным материалом в детском саду (Лиштван).

             5. Автор нетрадиционных игр конструктивной деятельности (Никитин).

             6. Деталь строительного конструктора (цилиндр).

             7. Основной прием обучения в конструировании (анализ).

             8. Деталь строительного конструктора (кирпич).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Медико-педагогический контроль физического развития детей в детском саду

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребёнка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно...

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк» дата проведения 2017 – 2018учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Янтарёк&raqu...

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Алые паруса» дата проведения 2019 – 2020учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процессаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Алые паруса»...