Материал для воспитателей о влиянии семьи на воспитание ребенка
презентация на тему
Материал для воспитателей о влиянии семьи на воспитание ребенка, о стилях воспитания в семье и факторах, влияющих на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_razvitie_rebenka.pptx | 121.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка Семья первичный коллектив , в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива Общая цель в семье, всех членов семьи- забота друг о друге Семья – институт первичной социализации ребенка
Младенчество - формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте базового доверия к миру (Э. Эриксон ) и привязанности (Дж. Боулби ) Ранний возраст - формирование предметно-орудийной компетентности Дошкольный возраст – формирование социальной компетентности Главные задачи семьи:
Младший школьный возраст - сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности Подростковый и юношеский возраст -создание условий для развития автономии и самосознания Главные задачи семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности Родители являются источником необходимого жизненного опыта Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка Морально – психологический климат семьи – это школа отношений между людьми Влияние семьи:
Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка Родительский стиль - "система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним".
особенности личности родителей и форм их поведения психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования эмоционально-нравственная атмосфера в семье Факторы, влияющие на стиль семейного воспитания:
диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений) степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения Факторы, влияющие на стиль семейного воспитания
Родители: подавляют инициативу ребенка считаются всегда правыми жестко руководят и контролируют действия и поступки ребенка воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки во всем навязывают свою волю (принуждения окрики, запреты) Родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным Авторитарный стиль
Ребенок: вырастает неуверенными в себе, робким, невротизированным , неспособным постоять за себя или наоборот агрессивным, авторитарным, конфликтным Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире Авторитарный стиль
дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им удобную жизнь При авторитарном стиле детско – родительских отношений:
при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
став взрослым, ребенок либо сам приобретает авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым, подавленным при родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым
Родители: лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии постоянно находятся рядом с ребенком, решают за него проблемы излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье Гиперопекающий стиль
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей к нему не предъявляют никаких требований, обязанностей и просьб Ребенок живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи Гиперопекающий стиль
у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу родители ощущают себя «сделавшими все за своих детей», тем самым снижая чувство вины, часто присущее родителям до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным При гиперопекающем стиле детско – родительских отношений:
будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в семье он станет инфантильно – потребительски относиться к миру будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадает ему будет трудно, а иногда и невозможно справиться с своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
Родители: мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки» отсутствует единый последовательный подход к воспитанию ребенка Может наблюдаться в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта Гипоопекающий стиль
Ребенок отсутствует эмоциональный контакт с родителями испытывает недостаток внимания, заботы, тепла для самоутверждения использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет Гипоопекающий стиль
родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка у ребенка отсутствует стабильность и нет четких конкретных ориентиров в оценках и поведении ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно При гипоопекающем стиле детско – родительских отношений:
вырастает с проблемами в личностном плане: низкая самооценка, тревожность, импульсивность, неумение понимать себя и других лишается твердой опоры и чувства защищенности из – за отсутствия правил и требований, регламентирующих жизнь В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
Родитель считается главным, ему принадлежит основная доля власти и ответственности при решении важных семейных вопросов учитывает мнение и интересы ребенка поощряет любую инициативу ребенка, самостоятельность выражает ребенку свою любовь и доброжелательность проявляет твердость и последовательность в соблюдении дисциплины Демократический стиль
Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах прислушивается к советам родителей, знает слово «надо» умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками Демократический стиль
жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым ребенком отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет родительского авторитета априори При демократическом стиле детско – родительских отношений :
родитель участвует во взрослении человека, отличающего от него самого, ему приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь При демократическом стиле детско – родительских отношений:
вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на воспитание ребенка
Презентация на тему "Влияние семьи на воспитание ребенка"....
Влияние семьи на воспитание ребенка
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте есть потребность «ориентиров.) В эмоциональном настрое других. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - н...
Влияние типологии семьи в воспитании ребенка
Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей &nd...
Консультация "Влияние семьи на воспитание ребенка"
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения...
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"...
"Условия жизни в семье и влияние родителей на воспитание ребенка"
Консультация для родителей :" Условия жизни в семье и влияние родителей на воспитание ребенка"...
консультативный материал "Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Овлиянии семьи на развитие ребенка....