Детско-взрослый проект "Семейный этикет"
методическая разработка на тему
Детско-взрослый проект "Семейный этикет", направлен на формирование культуры общения детей дошкольного возраста в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynyy_etiket.docx | 92.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
Развитие социально - коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом, со взрослыми.
Обязанность каждой семьи – развить культуру общения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру общения.
Важным фактором развития социально - коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
Постановка проблемы:
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Цель:
Способствовать формированию культуры общения старшего дошкольника в условиях детского сада, семьи и общества. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений во взаимоотношениях с родителями как нравственные основы социального поведения.
Задачи для педагогов:
- отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры общения;
- повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- способствовать созданию социально - коммуникативной предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду;
- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совершенствования образовательной работы по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Задачи для детей:
- Знакомить с правилами этикета;
- Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
- Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
Задачи для родителей:
- Создание оптимальных условий для обогащения детско- родительских отношений, опыта этико-культурного общения в семье;
- Раскрыть воспитательное значение по формированию навыков культуры общения и взаимоотношений в вопросах нравственного воспитания детей;
- Стимулировать желание участвовать в изготовлений игр и наглядного материала дома совместно с детьми, используемые в работе. создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- Формировать практические умения в общении с ребенком и положительных взаимоотношений;
- Помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.
Условия:
Одним из условий успешной реализации этих задач является использование игровых приемов, т.к. в процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Главное – дать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.
Предполагаемый результат:
После знакомства с этическими нормами поведения, дети будут подготовлены к современному социуму. У ребят закрепятся определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, т.е. произойдет обучение поведению, соответствующему полу. Дети научатся пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, смогут сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию навыков культурного общения у детей дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.
Оценка результата:
Проект проводился на базе Монтессори группы №2. Всю запланированную работу по проекту выполнили.
Особо хочется отметить сотрудничество с родителями, которое было направлено на воспитание у детей интереса и стремления к постоянному общению со сверстниками, с близкими людьми.
Родители стали активными помощниками, участниками викторин и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в рамках реализации проекта.
С помощью родителей в группе появилась множество разнообразных продуктов детско-взрослого взаимодействия: книжек-малышек, мини-сочинений, пальчиковый театр и др.
Таким образом, реализация проекта совместно с педагогами, детьми и родителями показывает, насколько важно роль взрослого в формировании модели по проблеме приобщения дошкольников к этикету.
Предполагаемый продукт проекта:
Развлечение «К нам гости пришли», выставка творческих работ детей; презентация «Все, что можешь, делай сам» (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по воспитанию культуры общения дошкольника ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме проекта; разработанные рекомендации для родителей, интерактивные игры, журнал для родителей, сочинение родителей «Мое солнышко».
Механизм реализации проекта:
Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с родителями и детьми.
Этапы проекта:
Подготовительный: выявление и изучение сложившихся условий, постановка целей и задач, определение методов и приемов.
Организационный: проведение педагогических мероприятий.
Завершающий: систематизация практического материала.
№ п/п | Этапы | Мероприятия |
Подготовительный | Подготовить теоретический и практический материал по теме. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом. Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к этикету (анкетирование). | |
Организационный | Участие детей в совместной игровой, познавательной и практической деятельности. Оказание помощи родителей в пополнении предметно-развивающей среды посредством разнообразных продуктов детско-взрослого взаимодействия. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. | |
Завершающий | Сравнительный педагогический анализ уровня сформированности детей. Отзывы родителей. Участие в выставках, тематических встречах. |
План совместной образовательной деятельности педагога с детьми
в рамках проекта.
Форма работы | Цель |
Познавательное развитие | |
Дидактические игры «Можно-нельзя», «Что нужно кукле!», «Найди вежливое слово», «Культура поведения за столом» «Что случится, если…» Игра «Отгадай, кто это?» | Обобщить представление о культуре еды и поведения за столом. Закрепить знания детей об употреблении вежливых слов и выражений. Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение. Много загадок указывает на то, что животные тоже ухаживают за собой. |
Интерактивная игра: Кроссворд «Вежливые слова», «Столовый этикет» | Развивать умение отвечать на вопросы, мышление, воображение, память. Развивать речевые умения и навыки, Закрепить навыки сервировки, приглашения к столу, поведения за столом. |
Игровые ситуации «Мы принимаем гостей», ««У постели больного», «Уложите куклу спать» | Учить формам вежливого общения; закрепление речевого этикета в семье. Воспитывать в детях доброту, сочувствие, сопереживание. |
Игровые ситуации «Хочу!», «У меня зазвонил телефон» | Формировать умение детей контролировать свои желания, предвидеть последствия своего «Хочу!».( хочу съесть весь торт, не ложиться спать всю ночь…) Уточнить и закрепить знания детей о навыках телефонного этикета. Формировать умение вести вежливо телефонный разговор. |
Мини – викторина «Отвечай правильно» | Продолжать закреплять навыки культуры общения с взрослыми и сверстниками. |
Беседа «Обязанности по дому – это не скучно» Игра «Придумай своей обязанности торжественное название» (заместитель мамы, главный протиратель пыли, почетный поливатель цветов… ) Педагогическое мероприятие «Накроем стол к чаю с конфетами» Беседа с детьми «Что такое этикет» | Сформировать представление детей о труде и самостоятельности; стимулировать приобретение детьми бытовых навыков; изучить основные семейные обязанности и роли; определить возможные детские обязанности по дому. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Упражнять детей в сервировке стола . Воспитывать в детях такие качества, как гостеприимство, вежливость. Познакомить детей с понятием «этикет». Упражнять детей в навыках поведения на улице, дома, в общественных местах. |
Речевое развитие | |
Интервьюирование детей «Каким я хочу быть», «Мои обязанности по дому» | Продолжать формирование у детей связной речи типа рассуждения. |
Интерактивная игра «Прочитай!» | Формировать умение детей составить и прочитать слово по первой букве картинки |
Разучивание стихов, пословиц и поговорок об общении людей, о семье. | Воспитывать интонационную выразительность речи. Формировать умение запомнить текст стихотворения, умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Развивать выразительность речи, чувство ритма, память, устную речь, воображение. |
Творческое рассказывание «Вежливые сочинялки» | Поддерживать стремление и развивать умение составлять творческие рассказы фантастического содержания. Развивать умения находить причинно-следственные связи. Развивать активную речь детей, содействовать налаживанию речевого общения в совместных видах деятельности. Воспитывать уважение к мнению товарищей, желание оказывать им посильную помощь. Формировать у детей стремление использовать в речи вежливые слова. |
Беседа ««Как и чем можно порадовать близких», «Наше настроение», «Дом в котором ты живешь», «Вежливость в разговоре». «Как сидим, как едим», «Телефонный разговор» | Вызвать стремление употреблять в речи вежливые слова, оказывать моральную поддержку тому, кто в ней нуждается. Упражнять детей в правильности употребления вежливых слов. |
Дидактическая игра ««Назови ласково» Утренний круг ««Комплименты, пожелания», Игра «Скажи наоборот» Игра «Волшебное дерево» | учить детей называть друг друга ласковыми именами; -формировать доброжелательное отношение к сверстникам; Упражнять детей находить слова антонимы. Обогащение словарного запаса. Развивать умение детей видеть альтернативное поведение Учимся вежливому общению. Обогащаем словарный запас. |
Чтение произведений: В.Осеевой «Волшебное слово», Л.Толстой «Филиппок», А.Барто «Девочка-ревушка»,В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,Т.Шарыгина «Вежливые бельчата»,Е.Алябьева «Не хочу, не буду!»С.Михалков «А что у вас?», А.Шибаева «Дорогие слова», Т.Шарыгина «Вредная ворона», «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, Е.Алябьева «Подружки», З.Александрова «Что взяла, клади на место». | Знакомить детей с культурой общения, через художественные произведения.Формировать умение понимать основную идею, отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев. Формировать умение детей не перебивать друг друга, внимательно слушать, простейшие выводы. |
Социально-коммуникативное развитие | |
Домашнее задание «Добрые дела» | Стимулировать детей совершать дома добрые дела –полить цветы, помыть посуду и т.д.. Формировать умение детей анализировать свои поступки, делать выводы( за каждое доброе дело ребенок кладет в стаканчик бусину. Сегодня бусин больше чем вчера –похвали себя.) |
Этикетные задачки для мальчиков Этикетные задачки для девочек | Упражнять в речевых приемах вежливости, побуждать употреблять их с соответствующей интонацией. Формировать в детях уверенность в том, что вежливость это средство достижения цели. |
Сюжетно ролевая игра « Семья. Вечерние посиделки», «Чаепитие», «Магазин подарков», «Приглашаем гостей», «Поздравляем маму», «Игрушки заболели» | Закрепить знания детей в формулах словесной вежливости, побуждать использовать их в игровых ситуациях. |
Этюд «Поделись хорошим настроением», «Обнимите мысленно папу, маму и весь мир», «Улыбка» Дидактическая игра «Подари подарок» | Развивать выразительность движений, мимику, речь; Упражнять детей в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других. |
Интерактивные игры: «Третий лишний» | |
Развлечение «К нам гости пришли» | Закрепить знания детей о гостевом этикете, умении принимать, угощать и провожать гостей. |
Художественно-эстетическое развитие | |
Слова и музыка Картушиной коммуникативная игра «Здравствуйте». | Развивать музыкально- сенсорные способности, творческие проявления в музыкальной деятельности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха. |
Инсценировка « Вежливый мышонок» | Закрепить в игровой форме вежливые слова. |
Рисование «Место за столом», «Моя семья», «Мое настроение» | Продолжать формировать умение детей выражать в рисунки свои эмоции, настроение, свое отношение к членам семьи. |
Ручной труд. Изготовление подарков для малышей «Игрушки –забавы» | Напомнить детям о том, что к малышам нужно относится с заботой и вниманием. Развитие творческих способностей детей. |
Изготовление с детьми «Энциклопедия слов - Откуда слово ты пришло?» (значение и появление вежливых слов) | Систематизировать знания детей о вежливых словах, их происхождении |
Физическое развитие | |
Пальчиковые игры «Здравствуй, солнце золотое», «В гости», «Шалун», «Радуются взрослые и дети». | Продолжать формировать умение детей в игре и серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу. Развитие мелкой и крупной моторики тела и кистей рук. |
Подвижная игра «Пожалуйста» Мини – эстафета «Накрой на стол» | |
Дидактическая игра «Здоровые, красивые, опрятные» Игра «Чистоплотные дети». «Ромашка» | Закрепить знания о назначении предметов, помогающих поддерживать внешний вид в порядке. Отгадать загадку, значит совершить мыслительную операцию, найти решение. Дети закрепляют знания о предметах гигиены. Чистоплотность, аккуратность, опрятный внешний вид необходим для здоровья. |
План совместной деятельности с семьями воспитанников в рамках проекта
Форма работы | Цель |
Анкетирование родителей «Как вы общаетесь в семье?» Памятка для родителей «Правила общения в семье» Консультация психолога: «Возрастные особенности ребенка». «Библиотечка для родителей» | Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями; Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей. |
Родительское собрание. Брейн - ринг «Азбука вежливости» Мини-сочинение родителей: «Мое солнышко». День открытых дверей «Мы играем» | Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи. Актуализировать понятие «вежливость». Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека. Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка. Познакомить родителей с тематикой детских игр по культуре общения и методикой руководства ими. |
Консультация для родителей «Посеешь привычку – пожнешь характер». ЖУРНАЛ для родителей и детей «Ежели вы вежливы" | Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка. Журнал – это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами, на популяризацию работы МБДОУ. |
Памятка «Каждой вещи – свое место». Домашнее задание «День самостоятельности» Стенгазета( фотоотчет) «Все, что можешь, делай сам». Деловая игра «Как отвечать на детские вопросы?», | Расширить знания родителей о воспитании ребенка в бытовой и повседневной жизни. Познакомить с условиями, необходимости для воспитания воли в процессе труда, ознакомить с трудом детей в детском саду. Формировать практические умения в общении с ребенком и положительных взаимоотношений. Показать значение детских вопросов в развитии любознательности детей, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них. |
«Кафедра эффективного родительства» «А, что у Вас?» Презентация опыта семейного воспитания. «Родительская почта» - обратная связь. «Что удается? В чем есть проблемы?» Викторина для детей и их родителей: «Книга наш лучший друг» Фотовыставка «Домашняя библиотека» Сказки «Волшебная книга короля этикета» | Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания. Содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников и их родителей, через совместную деятельность. Предоставление родителям материала для чтения детям в кругу семьи |
Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки). Изготовление родителями атрибутов для настольного театра. Совместное изготовление с детьми книжек-малышек «Пословицы и поговорки о семье», « Что такое Этикет» | Стимулирование творческой деятельности родителей в нравственном воспитание детей. Способствовать сплочению детей и родителей в ходе выполнения домашнего задания. |
Дальнейшее развитие проекта.
В результате реализации проекта ребенок придерживается норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также у него формируется вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.
Результаты проекта будут применяться педагогическими работниками по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом и семьей.
Литература:
1. Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет», Екатеринбург «Арго», 1997.
2. Е.А. Алябьева «Дни этикета в детском саду», М.: «Сфера», 2011
3. М.Д.Маханева « Театрализованные занятия в детском саду», М.: «Сфера», 2001.
4. О.В Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», М. 2012.
5. Л.Д. Есина «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников». – М. : Издательство Скрипторий , 2008.
6. Е.Ульева «100 увлекательных игр для хороших манер». – М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012.
7. Е.В. Баринова «Учимся дружить» пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Роств н/Д : Феникс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»
Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"
Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"...