Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования
статья на тему

В статье представлена краткая характеристика ведущих каналов восприятия ребёнка и изложен практический способ применения знаний по данной теме, а также метод диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_individualno.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания дошкольников

Тема: Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования

С целью обеспечения психологического комфорта ребёнка в группе, мы решили помимо таких личностных особенностей, как темперамент, характер, учитывать также ведущий канал восприятия информации ребёнком.

Мы соблюдали ряд условий:

  • подбор и адаптация системы методов и средств по определению  ведущих каналов восприятия у детей;

- создание предметно-развивающей среды для детей с различными модальностями восприятия;

- система приёмов и технологий, учитывающих модальность ребёнка при организации НОД и совместной деятельности;

- осуществление методической подготовки воспитателя;

- разработка рекомендаций для родителей по развитию различных модальностей восприятия у детей.

На начальном этапе в процессе игры, общения и во время наблюдения мы постарались определить модальность ребёнка. Для анализа использовали следующие критерии:

Диагностика визуала:

  • Хорошая ли зрительная память? (игра «Что изменилось»)
  • Легко ли ребёнок запоминает и понимает наглядную информацию?
  • Рисует ли крупные предметы?
  • Держит ли равновесие
  • Выделяет ли деталь в общем рисунке (задание с наложением контуров –«Что видишь?»)

Диагностика аудиала:

  • Отношение к резким звукам
  • Устаёт ли от шума, жалуется  на шум
  • Любит ли сам шуметь?
  • Произношение звуков
  • Задание «Повтори по-другому» (может ли ребёнок повторить фразу, но изменив интонацию или силу голоса)

Диагностика кинестетика:

  • Эмоциональный ли ребёнок?
  • Как засыпает?
  • Подвижный ли?
  • Хорошая ли координация?

Модальность ребёнка можно увидеть даже во время чтения художественной литературы:

  • для визуалов важны иллюстрации, они постоянно просят показать картинку, внимательно из рассматривают,
  • аудиалы скорее всего отвернутся от вас, точнее повернут голову ушком к читающему,
  • кинестетики эмоционально реагируют на содержание книги, охают, обхватывают себя руками

Зная ведущий канал восприятия ребёнка в группе можно обеспечить для него комфортную обстановку, например, при организации беседы: аудиалам комфортно в середине образовательного пространства, где происходит сосредоточение звуковой волны; визуалы располагаются ближе к наглядности; кинестетам предоставляется большая возможность передвижения в образовательном пространстве.

- в ходе передачи информации ребенку воспитатель использует  в речи слова соответствующие модальности ребенка. Аудиалу говорим: «я тебя слушаю», «послушай, пожалуйста», «я слышу…», использовалась вариация голоса (громкость, паузы, высота), если ребенку нужно сделать замечание, то воспитатель просто говорит шепотом «ш-ш-ш». В ходе общения с визуалом чаще употребляются слова: «посмотри, пожалуйста», «я вижу…», «представь», делая замечания, воспитатель покачивает головой или грозит пальцем. Для кинестетиков чаще употребляются слова: «почувствуй », «ощути…», объясняя материал, педагог использует действия, жесты, прикосновения.

Приёмы организации НОД, с учётом ведущих канало восприятия воспитанников:

  1. Показать конечный результат (один или несколько вариантов) – для визуалов
  2. Проговорить этапы выполнения (дать инструкцию) – для аудиалов
  3. Во время объяснения имитировать вместе с детьми  основные движения, «дать установку на творчество» (придумать свой вариант) – для кинестетиков

НОД Художественно-эстетическое развитие в старшей группе  (рельефная лепка)

«Весенняя веточка»

Приёмы активизации ведущих каналов восприятия детей

  1. Наблюдение на прогулке (что вы чувствуете, прикасаясь к дереву, веточке)
  2. Чтение стихотворения о весне, деревьях, листочках)
  3. Предложить образец
  4. Пошаговая инструкция (дети повторяют основные приёмы лепки)
  5. Установка на творчество (образец убирается)
  6. Обсуждение с рассматриванием, выслушиванием комментариев и ощущений детей

Применение всех этих приёмов будет понятно любому ребёнку, а  ребёнку с соответствующим каналом восприятия поможет успешно выполнить задание и получить максимальную пользу в психологически комфортной обстановке ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для родителей "Ведущие каналы восприятия"

Данное пособие может использоваться на собрании, при электронной рассылке участникам образовательного процесса, как дополнительный материал к докладу....

Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования

Опыт работы по организации преемственности на двух этапах образования - дошкольного и начального...

Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста

В представленной статье рассматривается восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста...

Адаптированная индивидуальная общеобразовательная программа дошкольного образования для ребёнка 5-6лет

Настоящая индивидуальная образовательная программа предназначена для работы со слабослышащим ребёнком-инвалидом дошкольного возраста 5 –ти лет. Программа разработана на основе Программы для...

Выступление на образовательном семинаре "Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования" - «Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»

В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное вним...