Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования
статья на тему
В статье представлена краткая характеристика ведущих каналов восприятия ребёнка и изложен практический способ применения знаний по данной теме, а также метод диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_individualno.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания дошкольников
Тема: Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования
С целью обеспечения психологического комфорта ребёнка в группе, мы решили помимо таких личностных особенностей, как темперамент, характер, учитывать также ведущий канал восприятия информации ребёнком.
Мы соблюдали ряд условий:
- подбор и адаптация системы методов и средств по определению ведущих каналов восприятия у детей;
- создание предметно-развивающей среды для детей с различными модальностями восприятия;
- система приёмов и технологий, учитывающих модальность ребёнка при организации НОД и совместной деятельности;
- осуществление методической подготовки воспитателя;
- разработка рекомендаций для родителей по развитию различных модальностей восприятия у детей.
На начальном этапе в процессе игры, общения и во время наблюдения мы постарались определить модальность ребёнка. Для анализа использовали следующие критерии:
Диагностика визуала:
- Хорошая ли зрительная память? (игра «Что изменилось»)
- Легко ли ребёнок запоминает и понимает наглядную информацию?
- Рисует ли крупные предметы?
- Держит ли равновесие
- Выделяет ли деталь в общем рисунке (задание с наложением контуров –«Что видишь?»)
Диагностика аудиала:
- Отношение к резким звукам
- Устаёт ли от шума, жалуется на шум
- Любит ли сам шуметь?
- Произношение звуков
- Задание «Повтори по-другому» (может ли ребёнок повторить фразу, но изменив интонацию или силу голоса)
Диагностика кинестетика:
- Эмоциональный ли ребёнок?
- Как засыпает?
- Подвижный ли?
- Хорошая ли координация?
Модальность ребёнка можно увидеть даже во время чтения художественной литературы:
- для визуалов важны иллюстрации, они постоянно просят показать картинку, внимательно из рассматривают,
- аудиалы скорее всего отвернутся от вас, точнее повернут голову ушком к читающему,
- кинестетики эмоционально реагируют на содержание книги, охают, обхватывают себя руками
Зная ведущий канал восприятия ребёнка в группе можно обеспечить для него комфортную обстановку, например, при организации беседы: аудиалам комфортно в середине образовательного пространства, где происходит сосредоточение звуковой волны; визуалы располагаются ближе к наглядности; кинестетам предоставляется большая возможность передвижения в образовательном пространстве.
- в ходе передачи информации ребенку воспитатель использует в речи слова соответствующие модальности ребенка. Аудиалу говорим: «я тебя слушаю», «послушай, пожалуйста», «я слышу…», использовалась вариация голоса (громкость, паузы, высота), если ребенку нужно сделать замечание, то воспитатель просто говорит шепотом «ш-ш-ш». В ходе общения с визуалом чаще употребляются слова: «посмотри, пожалуйста», «я вижу…», «представь», делая замечания, воспитатель покачивает головой или грозит пальцем. Для кинестетиков чаще употребляются слова: «почувствуй », «ощути…», объясняя материал, педагог использует действия, жесты, прикосновения.
Приёмы организации НОД, с учётом ведущих канало восприятия воспитанников:
- Показать конечный результат (один или несколько вариантов) – для визуалов
- Проговорить этапы выполнения (дать инструкцию) – для аудиалов
- Во время объяснения имитировать вместе с детьми основные движения, «дать установку на творчество» (придумать свой вариант) – для кинестетиков
НОД Художественно-эстетическое развитие в старшей группе (рельефная лепка)
«Весенняя веточка»
Приёмы активизации ведущих каналов восприятия детей
- Наблюдение на прогулке (что вы чувствуете, прикасаясь к дереву, веточке)
- Чтение стихотворения о весне, деревьях, листочках)
- Предложить образец
- Пошаговая инструкция (дети повторяют основные приёмы лепки)
- Установка на творчество (образец убирается)
- Обсуждение с рассматриванием, выслушиванием комментариев и ощущений детей
Применение всех этих приёмов будет понятно любому ребёнку, а ребёнку с соответствующим каналом восприятия поможет успешно выполнить задание и получить максимальную пользу в психологически комфортной обстановке ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для родителей "Ведущие каналы восприятия"
Данное пособие может использоваться на собрании, при электронной рассылке участникам образовательного процесса, как дополнительный материал к докладу....
Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования
Опыт работы по организации преемственности на двух этапах образования - дошкольного и начального...
Ведущие каналы восприятия и переработки информации
Консультация для воспитателей...
Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста
Дипломная работа...
Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста
В представленной статье рассматривается восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста...
Адаптированная индивидуальная общеобразовательная программа дошкольного образования для ребёнка 5-6лет
Настоящая индивидуальная образовательная программа предназначена для работы со слабослышащим ребёнком-инвалидом дошкольного возраста 5 –ти лет. Программа разработана на основе Программы для...
Выступление на образовательном семинаре "Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования" - «Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное вним...