ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «НАША ЯБЛОНЯ»
проект (старшая группа) на тему

Зверькова Анна Минновна

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_842_proekt_nasha_yablonya.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 842»

(ГБОУ «Школа № 842)

Дошкольное отделение корпус 137

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «НАША ЯБЛОНЯ»

Авторы проекта

воспитатели: Зверькова А.М.,

Сафронова И.Б.

2014  

Пояснительная записка

"Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»

 «...мысль о том, что мы, дети природы, должны быть заботливыми и благодарными, особенно отчетлива и волнующа тогда, когда дети видят плоды земли, задумываются над тем, какой ценой они достаются, как надо оберегать родник, из которого мы пьем».

                                                                                  В. А. Сухомлинский

Актуальность темы проекта

Наш познавательно-исследовательский проект «Наша яблоня» посвящен актуальной на сегодняшний  день теме.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников  существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для  воспитания личности  [3, 34]

В материалах ФГОС ДО [10] сказано,  что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Задачи проекта:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

2. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

3.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

4. Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении [9, 31].

Особое внимание при постановке задач проектной деятельности мы уделили следующим вопросам:

1.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия  природы;

2.Осознанию ребенком себя как части природы;

3.Воспитанию у ребёнка уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

4.Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

5.Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

6. Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать [8, 63].

Прогнозируемый результат: 

1.Формирование адекватных экологических представлений;

2.Формирование отношения к природе;

3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия

с природой [23, 12];

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.

Этапы работы над проектом

Первый этап:

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской и творческой деятельности, подбор материала и оборудования для наблюдений, занятий, бесед,  игр с детьми.

Проблема:  взрослые часто заняты своими делами и обращают на деревья мало внимания, поэтому этим растениям  бывает грустно, им не хватает нашей заботы. Можно подружиться с деревом, узнать как   можно больше о его жизни, выяснить, в чём оно нуждается. И если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для людей и для деревьев [9, 35].

.Второй этап:

Организация деятельности детей в рамках проекта

Образовательные области

Виды  деятельности

содержание

Сроки

ВРЕМЯ ГОДА «ОСЕНЬ»

«Познавательное развитие»

- Наблюдения в природе «Осенние изменения»
- Беседы с детьми
«Как птицы и звери к зиме готовятся»

Сентябрь-

ноябрь

«Речевое развитие»

Словотворчество  детей и взрослых «Друзья

нашей яблоньки»

Октябрь-

ноябрь

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы с детьми «Бережем природу», «В осеннем саду», «В осеннем лесу»;

Дидактические игры «Что растёт в лесу», «Времена года», «В саду, огороде» «Дерево, листок»

Трудовые поручения на прогулке

Сентябрь-

ноябрь

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация «Наша яблоня осенью»; «Друзья нашей яблони осенью»

Чтение В. Бианки, Е. Благининой, К. Ушинского;

Разучивание стихотворений И. Токмаковой , В. Плещеева, В. Ерикеева.

Сентябрь-

ноябрь

Взаимодействие с родителями

Трудовая деятельность детей и взрослых

Словотворчество детей и родителей «Наша яблоня»

Фотовыставка

Выставка семейного творчества

Октябрь

ВРЕМЯ ГОДА «ЗИМА»

«Познавательное развитие»

Наблюдения в природе «Зимняя сказка», рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин (животные зимой)

НОД «Друзья яблони зимой»

Январь-февраль

«Речевое развитие»

Словотворчество детей и взрослых «Друзья яблони зимой»

Декабрь-февраль

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа с детьми «Зимующие птицы»

Дидактические игры «Зимующие птицы», «Времена года»

Январь-февраль

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация «Наша яблоня зимой»; «Поможем друзьям»

Чтение  К. Ушинского, Е. Благининой, И. Бунина

Декабрь-январь

Взаимодействие с родителями

Участие в акции «Кормушка для пичужки»

Фотовыставка

Конкурс рисунков и поделок

Словотворчество детей и родителей «Друзья»

Январь-февраль

Время года «ВЕСНА»                      

«Познавательное развитие»

Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с явлениями природы «Пробуждение природы»

НОД «Весенние изменения в природе»

Март-апрель

«Речевое развитие»

Составление описательных рассказов по картинкам;

Сочинение вместе с детьми и  родителями  сказок, загадок, стихотворений «Наша яблоня весной»

Апрель-май

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы с детьми «Друзья яблони весной», «Перелётные птицы»

Дидактические игры «Времена года», «Дикие животные»

Трудовые поручения на прогулке

Март- май

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация «Наша яблоня весной»

Апрель-май

Взаимодействие с родителями

Трудовая деятельность

Конкурс экологических плакатов и рисунков

Фотовыставка

Словотворчество детей и родителей «Друзья»

Апрель-май

Время года «ЛЕТО»                      

«Познавательное развитие»

Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с явлениями природы «Лето», «Животные летом»

НОД «Лучший друг яблони»

Июнь-июль

«Речевое развитие»

Составление описательных рассказов по картинкам

Сочинение вместе с детьми и  родителями  сказок, загадок, стихотворений «Наша яблоня летом»

Июль-август

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы с детьми «Друзья яблони летом», «Лучший друг - червяк»

Дидактические игры «Времена года», «Деревья»

Акция «Спаси червяка!»

Трудовые поручения на прогулке

Июнь-август

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация «Наша яблоня летом»;

«Друзья яблони летом»

Июнь-август

Взаимодействие с родителями

Трудовая деятельность

Конкурс экологических плакатов и рисунков

Фотовыставка

Словотворчество детей и родителей «Друзья»

Июнь-август

Третий этап:

Обобщение результатов проекта

1. Альбом «Наша яблонька. Четыре времени года»;

2.Плакаты «Береги природу!»;

3.Выставка семейного творчества «Друзья яблоньки»;

4.Альбом «Словотворчество»;

5.Презентация «Наша яблоня»; видеоролик «Экологический проект «Наша яблоня» (с интервью родителей и детей).

Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с.
  2. Гагарин А.В.Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого педагогический институт, 2000.-232 с.
  3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
  4. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.
  5. Калинин В.Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО –Все об экологическом образовании детей. No 1(15). –1998. –С. 5.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. сост.: Л.С. Киселёва, Г.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 издание; испр. и доп. – М.: Аркти, 2006 – 96 с.
  7. Проектная деятельность в детском саду: Наука и педагогическая практика / сост. Т.В. Миркулова, Е.А. Дубинина, Г.А. Котова, К.Ю. Белая – М.: Школьная пресса, 2010.- 64 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып.235)
  8. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.
  9. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево»/ Текст публикуется в авторской редакции.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006.- 256 с.
  10. Рыжова Н.А  Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005//газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября» dob.1september.ru
  11. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru
  12. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе у школьников: Автореферат  дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект"Наше деревце - Кленок"

Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...

Экологический проект: "Наша северная березка"

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях и начинается она со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми реб...

Экологический проект "Наше дерево-Клен"

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...

Проект по экологическому воспитанию "Наши младшие друзья"

В наши дни культура обращения с животными, их содержание недостаточно гуманны, об этом свидетельствуют брошенные животные. Отношение взрослых людей к животным, как красивой игрушке, при первых же труд...

Экологический проект "Наши питомцы"

Воспитывать чувство ответсвенности  и заботы к животным....

Экологический спектакль "Волшебная яблоня" старшая группа

Сценарий экологического спектакля «Волшебная яблоня» (для детей старшего дошкольного возраста)МАДОУ «Детский сад 42»Воспитатель:Дмитриева С. Е....