Значение слухового восприятия для развития социальной адаптации детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Материал для родителей и педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виролайнен Е.А.
воспитатель
ГБДОУ д/с 82
Невского района
Статья
Значение слухового восприятия для развития социальной адаптации детей с нарушением зрения
Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для обоснования системы обучения и воспитания.
Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.
Воспринимает звук и анализирует его орган слуха. Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетанию (фонемы, мелодии).
Слуховое восприятие доставляет слепому ребенку разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве. Звуки, рождающиеся от предметов и явлений окружающего мира, рисуют незрячему своеобразную картину мира. В результате систематического общения с действительностью у незрячего ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действительности действия. Умение локализовать, дифференцировать звуки для слепого ребенка является жизненно необходимым. Не так у слабовидящего ребенка: он полностью ориентируется на зрение и рядом расположенное пространство, доступное ему зрительно.
Удаленное пространство ребенок с нарушением зрения может познать в процессе передвижения. При этом у него еще нет понимания того, что его зрение неполноценно; он полностью доверяет своей зрительной информации и не использует потенциальные компенсаторные возможности слухового восприятия так, как это делает маленький слепой дошкольник. В этом случае нет возможности говорить об активном компенсаторном развитии ребенка за счет спонтанного включения сохранных анализаторов.
Проведенные наблюдения за слабовидящими детьми показывают, что чувственный уровень представлений о звучащем мире у слабовидящих детей практически близок к уровню нормально видящих детей. Компенсирующее значение слухового восприятия при слабовидении должно формироваться на основе активного взаимодействия зрительно-слуховых, слухо-двигательных, зрительно- слухо-двигательных и других полисенсорных чувствований.
Формирование у детей с нарушением зрения сенсорных звуковых эталонов (громкость, высота, ритмичность, длительность, мелодичность, темп, тембр и др.) целесообразнее всего осуществлять при формировании практических действий ориентации. Важно дать слабовидящим детям представления о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно в условиях, когда она затруднена. Детей надо учить ориентированию на слух на улице и в помещении, выделять звуки, производимые различными приборами, машинами, теми или иными явлениями и живыми объектами в природе. Надо развивать у детей умение опираться на слуховое восприятие и на сохранные чувства (обоняние, осязание, вкус), дающие верную информацию об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
Презентация "социальная адаптация детей с нарушением зрения "
Слуховое восприятие – процесс отражения звуковых свойств окружающего мира и формирования звуковых образов...
Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения
В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в пр...
Социальная адаптация детей с нарушением зрения
Материал для родителей и педагогов при работе с детьми с нарушением зрения...
Значение осязания для социальной адаптации детей с нарушением зрения
Материал для педагогов и родителей воспитанников с нарушением зрения...
Работа с семьей по социальной адаптации детей с нарушением зрения
Материал для родителей и педагогов...
Консультация - «Ознакомление родителей с условиями для развития и социальной адаптации детей с нарушением зрения»
Описывается коррекционно-развивающая среда, которая решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации дет...