Применение методических приемов в развитии общего восприятия детей.
статья (младшая группа) по теме
информационно-методическая статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metodicheskih_priemov_v_razvitii_sluhovogo_vnimaniya_i_vospriyatiya_detey_3.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методических приемов в развитии слухового внимания и восприятия детей 3-4 лет
Автор: Гордиенко Наталия Владиславовна
ГБДОУ №31 Московского района СПб
Содержание:
1.Введение.
2.Развитие восприятия.
3. Виды восприятия: зрительное и слуховое.
4. Совершенствование внимания.
5. Игры на развитие внимания и слухового восприятия.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
После первого года жизни у ребенка начинается новый этап развития. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движением. С этого времени он уже не беспомощен, а чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые большие достижения. Качественные преобразования, которые претерпевает сознание ребенка за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где середина пути, развития человека от момента развития до зрелого возраста, относят ее к трем годам.
В возрасте 3-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становиться старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается восприятие слуховое. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связана с восприятием звуков, ориентирована на речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка. Значительно медленнее развивается умение управлять своим слухом – воспринимать соотношения звуков по высоте, сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Также с развитием восприятия в младшем дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и побуждает к действию с ними. Внимание ребенка вызывают внешне привлекательные предметы, издающие звуки, оно остается сосредоточенным до тех пор, пока сохраняется непосредственный интерес.
Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников слухового восприятия. Это одно из основных умений, которое будет востребовано, в более старшем возрасте, когда ребенок пойдет в школу. Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни.
Детям 3-4 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как, именно, в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Цель игр, развивающих внимание и слуховое восприятие, - открыть и развить особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в звуки, слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи, пения, к тому, что он слышит от окружающих.
Так, детям предлагаются такие игры, как:
1. «Кто что услышит?» (на развитие слухового внимания)
Педагог за ширмой стучит в бубен, звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук.
2. «Где позвонили?» (на развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука)
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок должен рукой указать направление, откуда доноситься звук.
3. «Беги на носочках» (на развитие слухового внимания, чувства ритма)
Педагог стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.
4. «Солнце или дождик?» (на развитие умения переключать слуховое внимание, умения различать инструмент на слух, выполнять действия согласно звучанию инструментов).
Педагог объясняет правила игры: «Мы идем на прогулку. Гуляем, собираем цветы, если светит солнышко, то звучат звуки колокольчика (металлофона). Если начинается дождь, услышав стук бубна, беги в домик.
5. «Услышь сигнал!» (на развитие внимания)
Дети двигаются под звучание любой музыки. Затем на слово: «Зайчики!» дети должны прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущим слова «Лошадка!» - ударять «копытцами» об пол, «Птицы!» - бегать, махая крыльями, «Раки!» - пятиться назад, «Аист!» - стоять на одной ноге.
6. «Путаница» или «Громко - тихо» (на развитие умения повышать и понижать тон голоса, менять силу голоса)
Игра проводиться по сказке К. И. Чуковского «Путаница», где детям предлагается сначала озвучить голоса животных и птиц, затем изобразить и озвучить с пометкой ведущего – громко или тихо.
Эти игры учат детей слышать, ощущать, чувствовать окружающий мир. Вообще, природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным звукам природы, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.
Музыка претендовала на особую роль в обществе. Она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Развитый музыкальный слух, обостренное слуховое восприятие окрашивает жизненные эмоциональные переживания в более яркие и глубокие тона.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Чем раньше мы приобщим ребенка к миру гармонических звуков, тем больше уверенности в том, что в будущем он станет строить более совершенную гармоничную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...
Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций
Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций...
«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...
Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку»А. И. Буренина. Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обу...
Применение игровых приемов для развития внимания у детей раннего возраста
Игровые приемы поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой....