Применение методических приемов в развитии общего восприятия детей.
статья (младшая группа) по теме

Гордиенко Наталия Владиславовна

информационно-методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение методических приемов в развитии слухового внимания  и восприятия детей 3-4 лет

              Автор: Гордиенко Наталия Владиславовна

                      ГБДОУ №31 Московского района СПб

                                Содержание:

1.Введение.

2.Развитие восприятия.

3. Виды восприятия: зрительное и слуховое.

4. Совершенствование внимания.

5. Игры на развитие внимания и слухового восприятия.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.


После первого года жизни у ребенка начинается новый этап развития. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движением. С этого времени он уже не беспомощен, а чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые большие достижения. Качественные преобразования, которые претерпевает сознание ребенка за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где середина пути, развития человека от момента развития до зрелого возраста, относят ее к трем годам.

В возрасте 3-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становиться старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается восприятие слуховое. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связана с восприятием звуков, ориентирована  на  речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка. Значительно медленнее развивается умение управлять своим слухом – воспринимать соотношения звуков по высоте, сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

        Также с развитием восприятия в младшем дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и побуждает к действию с ними. Внимание ребенка вызывают внешне привлекательные предметы, издающие звуки, оно остается сосредоточенным до тех пор, пока сохраняется непосредственный интерес.

               Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников слухового восприятия.  Это одно из основных умений, которое будет востребовано, в более старшем возрасте, когда ребенок пойдет в школу.  Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни.

                  Детям 3-4 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как, именно, в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

         Цель игр, развивающих внимание и слуховое восприятие, - открыть и развить особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в звуки, слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи, пения, к тому, что он слышит от окружающих.

 Так, детям предлагаются такие игры, как:

1.        «Кто что услышит?» (на развитие слухового внимания)

Педагог за ширмой стучит в бубен, звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук.

2.         «Где позвонили?» (на развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука)

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок должен рукой указать направление, откуда доноситься звук.

3.        «Беги на носочках» (на развитие слухового внимания, чувства ритма)

Педагог стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна  ребенок выполняет движения:  под тихий звук идет на носочках,  под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.

4.        «Солнце или дождик?» (на развитие умения переключать слуховое внимание, умения различать инструмент на слух, выполнять действия согласно звучанию инструментов).

Педагог объясняет правила игры: «Мы идем на прогулку. Гуляем, собираем цветы, если светит солнышко, то звучат звуки колокольчика (металлофона). Если начинается дождь, услышав стук бубна, беги в домик.

5.        «Услышь сигнал!» (на развитие внимания)

Дети двигаются под звучание любой музыки. Затем на слово: «Зайчики!» дети должны прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущим слова «Лошадка!» - ударять «копытцами» об пол, «Птицы!» - бегать, махая крыльями, «Раки!» - пятиться назад, «Аист!» - стоять на одной ноге.

6.        «Путаница» или «Громко  - тихо» (на развитие умения повышать и понижать тон голоса, менять силу голоса)

Игра проводиться по сказке К. И. Чуковского «Путаница», где детям предлагается сначала озвучить голоса животных и птиц, затем изобразить и озвучить с пометкой ведущего – громко или тихо.

         

       Эти игры учат  детей слышать, ощущать, чувствовать окружающий мир. Вообще, природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным звукам природы, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Музыка претендовала на особую роль в обществе. Она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Развитый музыкальный слух, обостренное слуховое восприятие окрашивает жизненные эмоциональные переживания в более яркие и глубокие тона.  

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Чем раньше мы приобщим ребенка к миру гармонических звуков, тем больше уверенности в том, что в будущем он станет строить более совершенную гармоничную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций...

«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....

«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...

Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку»А. И. Буренина. Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обу...

Применение игровых приемов для развития внимания у детей раннего возраста

Игровые приемы поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой....