Проект " Я - и моя семья."
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Я и моя семья».
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Права и обязанности родителей регламентированы государственными документами: Конституция Российской Федерации (ст. 38, 43), Семейный кодекс Российской Федерации (гл.12), Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 17,18,19,52).
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии действует сеть дошкольных учреждений. В настоящее время для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, открыты и успешно работают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, которые призваны решать задачи, направленные на организацию комплексного сопровождения семейного воспитания.
Среди них можно выделить следующие задачи:
• взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, социальной адаптации и развития детей.
Изучение практики работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида показало, что имеются определенные трудности взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Это обусловлено многообразными кризисными явлениями в жизни современной семьи. Среди них: рост числа неполных семей, рост числа детей, рожденных вне брака, снижение материального и морального благополучия семей, нарушение родовых и семейных связей между поколениями. По мнению исследователей, кризисные явления в семье коснулись сферы семейного воспитания.
Одним из условий эффективности образования детей с ОВЗ в коррекционной группе детского сада является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами д/сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами).
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Я и моя семья». Проведя беседы среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, а родителям напомнить о том, что у них есть самое дорогое в жизни – их ребёнок, который ждёт от них любовь, понимание, поддержку, похвалу и их участие в его жизни.
Целью этого проекта стало: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Были поставлены задачи.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Обучающие:
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающие:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности; любознательность, наблюдательность; совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
В проекте принимали участие воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители, дети.
Работа проводилась по трём этапам.
На первом (подготовительном) до участников проекта была донесена важность данной темы; создавалась развивающая среда: были подобраны материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья».
На втором этапе (основном) проект реализовывался в виде игровой деятельности, продуктивной деятельности, речевого развития, познавательного развития.
На третьем (заключительном) этапе была организована выставка «Моя семья», где были представлены поделки, альбомы, стенгазеты, выполненные родителями вместе с детьми, было проведено совместное развлечение «Папа, мама, я».
Чтобы проект был выполнен продуктивно и успешно, был разработан план на весь срок реализации, с которым были ознакомлены все родители. Этот план находился в информационном уголке, где родители следили за ходом проведения всего проекта.
План работы на декабрь – март
• Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья».
• Составление творческих рассказов на тему «Моя семья».
• Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница».
• Игра «Наше настроение»
• Тематические занятия «Права и обязанности в семье»
• Создание альбомов «Моя семья»
• Разучивание пословиц и поговорок о семье.
• Создание альбомов «Наша группа».
• Тематические занятия «Моё имя».
• Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.
• Беседы на тему «Кем работают мои родители».
• Рисование на темы «Моя семья», «Мой дом».
• Рисунок «Дружные ладошки»
• Изготовление подарков для пап
• Фотовыставка «Семейные увлечения».
• Совместное развлечение «Папа, мама, я».
• Конкурс «Семейный конкурс утренней гимнастики»,
• Итоговая беседа «Кто они мои родные»
• Рисование «Мамин портрет»
• Выпуск газеты ко дню 8 Марта.
• Конкурсы «Семейные рецепты»
• Семейный досуг «Свою маму я люблю, своей маме помогу»
• Изготовление подарков для мам
Вместе с детьми работу выполняли воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители.
Совместная деятельность «Педагоги – родители – дети»
Заключение.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивалось яркое сообщение. Они не оставались равнодушными: собирали рисунки, фотографии, готовили вместе с детьми интересные поделки, альбомы.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и конкурсов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Список литературы:
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т 103 с. 21 см М. МПСИ : Флинта 1998
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
Сценарий развлечения «Папа, мама, я !». Совместное мероприятие для родителей и детей подготовительной группы
Цели:
- способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений, доброты и взаимопонимания в семьях дошкольника; стремиться к эмоциональному сближению всех членов семьи, сплочению коллектива родителей воспитанников.
- создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, воспитывать чувство гордости за свою семью.
Материалы и оборудование:
- музыкальное сопровождение;
- символы любви;
- атрибуты для конкурса: шляпы, ленты, бусы, серьги, футболки и т.д.;
- сервировка для чаепития;
- фрукты (киви);
- «дерево счастья» (поделки);
- генеалогическое древо семей воспитанников, гербы семей;
- книга рецептов любимых блюд семей воспитанников.
- Коллажи «Счастливая семья»,«Путешествуем с семьей».
- Дипломы счастливой семьи.
Оформление
Красиво украшенный зал — шарами, коллажами, поделками. На стенах красочно оформлены портреты семьи, родовое дерево. На стендах рисунки детей о семье, семейные фото, семейные альбомы.
Коллажи «Как я провел лето», «Один день из жизни моей семьи», различные поделки и т. д. (все что сделано родителями и детьми за год).
Стенд с литературой для родителей. Стенд о правах ребенка.
Полукругом стоят столы, приготовленные к чаепитию. В зале звучит песня «Маленькая страна», музыка и слова И. Николаева.
Под музыку дети и взрослые входят в зал.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике. Сегодня у нас вечер развлечений, где мы будем играть и веселиться, шутить и смеяться, и конечно же соревноваться, а назвали мы его «Это мой ребенок», который посвящен теме «Семья».
«Семь я, семь я!» — кричал мой брат,
Считая «Я» семь раз подряд.
Его пришлось мне перебить
И, в чём не прав он, объяснить.
Я говорил: «Не ты — Семья!
А мама, папа, ты и я!
А также бабушка и дед!
Назвать собаку или нет?
Её я тоже сосчитаю…
Вот, что «Семья» я называю!»
Ведущий 2: А сейчас пришло время познакомить всех с правилами проведения праздника! Здравствуйте уважаемые папы и заботливые мамы!
Ведущий 1: Добрый день герои нашего праздника! Д орогие мальчики, взволнованные и нарядные девочки. И так, мы начинаем!
Конкурс для детей «Мы и наши предки»
(дети знакомят с членами своей семьи, они должны знать имена, фамилии и отчества своих родственников)
Ребенок (читает стихотворение):
- Кто на свете всех милее?
— Мама!
- Кто на свете всех добрее?
— Мама!
- Кто нас лечит от болезней?
— Мама!
- Варит морс кто нам полезный?
— Мама!
- Кто на всё ответы знает?
— Мама!
- Кто нас лучше понимает?
— Мама!
- Кто за нас всегда болеет?
— Мама!
- Кто нас любит и жалеет?
— Мама!
Но бываем мы упрямы,
Не сердитесь только, мамы!
Ведущий 2:
Игра «Узнай себя по описанию»
Родителям предлагается описания мам, предложенные детьми. Мамы угадывают себя.
Ваня К. описывает маму Даниила Л.
Эта мама красивая и высокая. Волосы у нее рыжие и длинные, а глаза синие. Водит машину, попадает в пробки, поэтому опаздывает в детский сад, куда водит своего сына.
Марта М. описывает маму Вани К.
У этой мамы русые, волнистые волосы. Она высокая и стройная. Глаза у нее карие. На работе она ходит в белом халате. У нее двое детей.
Даня Л. описывает маму Сережи С.
Эта мама худенькая, ходит в джинсах. Любит слушать музыку. Сама темноволосая и кареглазая. Принимает участие во всех спортивных мероприятиях детского сада.
Сережа С. описывает маму Марты М.
Эта мама музыкальная — она поет и танцует. Очень энергичная и симпатичная. Волосы у нее светлые, глаза голубые и у нее не один ребенок.
Ведущий 1: А теперь пришло время проверить наших детей, знают ли они об увлечениях их пап. Отвечать на вопросы будут только дети. Чтобы найти правильный ответ, можно воспользоваться тремя подсказками. Отвечать можно только после того как прозвучит очередная подсказка. Итак:
«Папина викторина»
Загадка 1
1. Они продаются в киосках. Их как конфет в магазине, много, но папа каждый день покупает одни и те же, с одинаковым названием.
2. Каждый день папа проводит наедине с ними полчаса, а может и больше, и при этом всегда просит, чтобы ему не мешали.
3. А маме они не интересны, она иногда берет их, чтобы вымыть окно или завернуть что-нибудь. (Газеты)
Загадка 2
1. У папы их много: и синий, и коричневый, и в полоску.
2. Когда папа надевает джинсы или спортивный костюм, он их не трогает.
3. Это нужно уметь завязывать, а дети и даже некоторые взрослые этого не умеют. (Галстук)
Загадка 3
1. Папа берет это, когда собирается на работу, на праздник или хочет понравиться маме.
2. Она бывает острой и безопасной.
3. У дедушки она старая, электрическая и жужжит, как оса. (Бритва)
Загадка 4
1. У меня это игрушечное, а у охотников и сторожа — настоящее.
2. Раньше это было у солдат в русской армии, а теперь нет.
3. Это есть даже у Шарика из Простоквашино, только специальное, для фотоохоты. (Ружье)
Загадка 5
1. Купить это мечтает каждый папа.
2. А у меня их много, только игрушечных, конечно.
3. Чтобы я мог этим пользоваться, мне сначала нужно вырасти, а потом еще учиться, сдавать трудный экзамен, а потом мне дадут специальную книжечку с моей фотографией. (Автомобиль)
Ведущий 2: Следующее задание для пап – это игра. Наши папы творческие люди и просто замечательные художники. И следующее задание для них. Это игра «Нарисуй-ка ты меня».(Папы рисуют собственное отражение в зеркале своего ребенка специальными фломастерами, дети помогают.)
Как красиво получилось! Наши дети тоже не сидели без дела и у нас приготовлены детские портреты пап. Посмотрите на нашу выставку! Мамы должны по этим портретам угадать своего мужа.
Ребенок (читает стихотворение):
Папа справляется с делом любым,
Всё ему в жизни подвластно.
Он над токарным станком господин.
Также, рисует прекрасно.
Чурку разрубит ударом одним,
Взмах топором – и готово!
В шахматах тоже он непобедим.
Держит всегда своё слово.
На великана совсем не похож,
С рыцарем тоже несхожи.
Папа, как папа красив и хорош,
И чем-то с ним мы похожи…
Ведущий 1: Для каждого из вас ваш папа-самый лучший, он всегда пример для своего ребенка. Но любят папу не только за то, что он умный и добрый. Расскажите, какой ваш папа?
Конкурс «Добрые слова о папе».
Дети называют слово (родственники могут помогать) и вставляют спичку в киви. В конце каждая команда представляет своего «ежика».
Ведущий 2: А еще наши папы — самые умные и находчивые!
Упражнение «Продолжи поговорку»
Поговорки спрятаны в надувных шариках. Папе нужно любым способом вместе с ребенком добыть поговорку и придумать слово, которое в ней пропущено.
- Бог до людей, а отец до…(детей)
- Для дитяти отец всегда сильнее…(всех)
- Каков ясень, таков клен, какой отец, такой…(сын)
- Послушному сыну отцов приказ не ломит (спину).
- У отца с матерью за пазухой и на морозе (тепло).
- Коли есть отец да мать, так ребенку (благодать).
- Сын – радость, дочь (сладость).
Папы и с этим заданием справились. А сумеют ли они угадать портрет своей жены. Сейчас мы проверим.
Конкурс называется «Найди портрет жены».
Ведущий 1: Сейчас мы посмотрим, какая семья самая дружная, находчивая, озорная, сплоченная, с хорошим чувством юмора.
Конкурс «Помогите папе собраться в командировку».
Участвуют две семьи (мама и ребенок, кто из них быстрее соберет папу в командировку).
Ведущий 1: Следующее задание для детей. Давайте проверим как они знают своих мам. Игра «Мамин голос».
(Детям предлагается прослушать магнитофонную запись, на которой их мамы читают отрывки известных сказок и стихов. Задача – узнать голос своей мамы).
Ведущий 2: Следующий конкурс называется «Хорошо ли вы знаете своих детей?»
Дорогие родители, как вы думаете, как бы ответили ваши дети на следующие вопросы:
- Кем хочет быть ваш ребенок?
- На чем ваш ребенок хотел покататься?
- Какой праздник любит ваш ребенок?
- Какое у него любимое занятие или что он любит делать?
Ведущий 1: Мы узнали, как вы знаете своих детей, а теперь хотелось узнать, как вы слушаете их? Внимательны ли вы?
Конкурс «Словесная загадка»
(Дети загадывают загадки, а родители отгадывают.)
№1 Обычно это насыпают в стиральную машину. А вот что будет, если его насыпать в суп, я не знаю. Потому что еще не пробовал (Стиральный порошок).
№2 У детей этого половина на половину. Потому что мама, то ругает, то мороженое покупает (Счастье)
№3 Это больше всего нравится женщинам, потому что там всякие захватывающие события происходят. Мужчин, например, убивают по несколько штук сразу. Очень захватывающе! (Телесериал)
№4 Самая вкусная получается у бабушки, у мамы тоже хорошо получается. А папа зато хлеб хорошо режет! (Еда)
№5 Девушка, которая готовит мужчине обед, стирает белье и ухаживает за его ребенком. (Жена)
№6 Больше всего ее любят англичане. Как они едят эту гадость — я не представляю. (Овсянка)
№7 В поход его не берут, потому что в лесу трудно найти розетку (Кипятильник)
№8 Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ. Среди всего этого где-то еще сердце помещается. (Живот)
Ребенок: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец
Родители во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Ведущий 2: Только в семье тебя поймут, обогреют и приласкают. Семья никогда не отвернется от тебя, не осудит в трудную минуту, первая протянет руку помощи. Берегите свою семью и дорожите ею, ведь она единственная опора в жизни.
Дети сделали вам символ прочного союза и теплой дружбы родителей и детей в виде сердечка. Так давайте ответим на вопрос «Что делает семью счастливой?» Ответы можно записать на этих сердечках. (Ответы зачитываются, и каждый родитель отдает своему ребенку поделку и тот вешает на ветку дерева).
Звучит музыка
Ведущий 1: Вот какое «дерево счастья» выросло благодаря вам, вашим стараньям и вашей любви к своей семье. Надеемся, что оно будет расти и давать новые плоды. Счастье для каждого человека своё. Кто-то счастлив от того, что у него есть домашний питомец, а другой счастлив только от вкусного запаха маминых пирогов. Так давайте попробуем этот кусочек счастья на вкус.
Мы с вашими детьми приготовили свой вкусный банановый торт и предлагаем его попробовать. Приглашаем всех на праздничное чаепитие.
Дегустация блюд.
Ребенок: Девочки и мальчики,
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме
И дедушке спасибо,
Спасибо скажем папе –
За книжки и считалочки,
За лыжи и скакалочки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье,
За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки…
(Все дети хором говорят: «спасибо»)
Ведущий 2: Наш вечер подошёл к концу. Скажем спасибо друг другу за то, что были рядом сегодня и так хорошо поиграли вместе! На прощанье мы наградим всех мам и пап дипломами счастливой семьи. А ну ка, папы и мамы, дочки и сыночки возьмитесь за руки. Мы тоже с вами одна большая семья. (Дети и взрослые исполняют «Нашу с папой песенку»).
До свидания, друзья. Спасибо всем за чудесный праздник. Искренне желаем всем крепкого здоровья, счастья, благополучья в семье. Пусть дети радуют вас как можно больше, а в семьях ваших царит мир и благодать.
Под музыку дети и родители выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание к проекту "Маленьеая страна - моя семья" на тему " Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня".
Семья - источник света и доброты, где дети постоянно ощущают любовь и заботу близких......
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....
«Проектирование деятельности в дошкольном образовательном учреждении по организации работы с семьей» ПРОЕКТ «Детский сад и семья»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Доклад о взаимодействии семьи и ДОУ в рамках проекта "Я и МОЯ Семья"...
Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья""Я и моя семья"
Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья" в группе раннего возраста....
Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»
Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...