Патриотическое воспитание
статья на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Статья, в которой описывается опыт работы учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

(отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями)

воспитатель Башаркина О.В.

В последнее время, мы все чаще слышим о тенденции к увеличению числа детей с проблемами в развитии. Их социальная адаптация и реабилитация зависит от своевременно организованной коррекционной работы. Очень важно развивать у детей с ограниченными возможностями память, внимание, речь, мышление, но при этом нельзя забывать и о необходимости формирования положительных качеств личности и воспитания патриотических чувств.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к природе родного края, к истории и культуре страны.

Чувство патриотизма закладывается еще в детском возрасте. Именно в детстве происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности человека, развитие эмоций и чувств, механизмов социальной адаптации в обществе. Сформированные в  детстве образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и остаются в памяти надолго.

В наши дни в системе образования разработано множество мероприятий по патриотическому воспитанию для детей разного возраста (от дошкольного до старшего школьного). Но чаще всего эти мероприятия ориентированы на детей, обучающихся по общеобразовательным программам. А для детей с задержкой психического развития (ЗПР) или умственной отсталостью (УО) в данных методиках и пособиях ощущается недостаток.  Поэтому педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены адаптировать имеющиеся методические материалы к условиям работы с «особенными» детьми, учитывая их возможности здоровья и восприятия.

Воспитанники  нашего отделения очень разные, но практически все из них имеют ограниченные представления о родной земле, поселке, городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах малой родины, богатстве природы родных мест. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры.  Этот опыт усваивается ребенком на протяжении всего детства. Поэтому очень важно в своей работе по патриотическому воспитанию зародить в душе ребенка интерес и любовь к родному краю как можно раньше.  Важным  условием  зарождения является наличие естественной для ребенка среды жизнедеятельности (его микросоциум – семья, детский коллектив) и сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном познании, изучении и сохранении индивидуальности и ценности родной земли.

Особенности усвоения чего-либо нового и удержание этого в памяти детьми УО и ЗПР, заставляют искать новые формы работы по патриотическому воспитанию. Дети с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.      

Воспитательная работа с детьми с ОВЗ, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему, которая включает в себя различные методы.

Так, в одну группу можно отнести методы, основное назначение которых заключается в формировании нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.

В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

Формирование представлений о малой родине у детей с УО и ЗПР, подводит их к пониманию того, что малую родину недостаточно просто любить, а необходимо бережно относится к тому месту, где ты живешь.

Система реабилитационного процесса включает себя четырехчасовое  дневное пребывание воспитанников в учреждении, где наряду с медицинскими процедурами, проводятся логопедические, психологические, коррекционно-развивающие занятия, музыкальные занятия, а также мероприятия развлекательного характера. Мероприятия и занятия по патриотическому воспитанию включены, так же в этот процесс и проводятся не реже 2-3х раз в неделю, в связи с  физиологическими особенностями детей с УО и ЗПР. Занятия  и беседы с детьми проводятся, непосредственно, в учреждении. Экскурсии, встречи, мероприятия по озеленению и  охране природы родного края проводятся вне учреждения. Это также благотворно влияет на развитие детей и дальнейшую социализацию, так как позволяет знакомиться новыми с людьми, узнавать о жизни общества, а иногда и просто бывать на природе. Ведь в силу своей малой мобильности (например, дети  с диагнозом ДЦП), редко бывают просто на улице, не говоря уже о выездах на природу. Доставка детей к местам проведения мероприятий осуществляет служебный транспорт, оборудованный для перевозки пассажиров.

Занятия и тематические беседы проводятся по подгруппам, которые формируются с учетом возраста, диагноза  и индивидуальных особенностей, детей с ОВЗ. Содержание и объем информации подается также дифференцированно.

В течение года, с нашими воспитанниками проводятся занятия по таким темам:

- Моя страна – Россия! В рамках этой темы дети знакомятся с символикой, достижениями нашего государства и природными богатствами. Узнают что такое родина, отечество, и что значит быть настоящим гражданином своей страны.

- Природа родного края и ее богатства. Где дети рассматривают иллюстрации, фотографии, открытки, просматривают видеофильмы. Узнают как богат растительный и животный мир в Ханты-Мансийском автономном округе, какие существуют экономические угрозы.  Учатся делать выводы, высказывают свои предположения по защите окружающей среды.

- Моя семья – гордость и опора. Вместе с родителями дети составляют генеалогическое дерево, учатся ориентироваться в родственных отношениях. У детей возникает желание заботиться о близких людях, развивается чувство гордости за свою семью.

- Наши защитники. Тема посвящена знакомству с военными профессиями, разными родами войск, воспитанию уважения к воинам и армии.

- Дни памяти. Проходят встречи с ветеранами участниками военных действий, с тружениками тыла, с людьми, увидевшими ту ужасную войну своими глазами. У несовершеннолетних воспитывается уважение к воинам, на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.

- Поселок Игрим - Малая Родина. В рамках этой темы проходят экскурсии, где дети знакомятся с историей поселка, его достижениями, значимыми для поселка организациями и предприятиями.

Несовершеннолетние с ограниченными возможностями, посещающие наше отделение, постоянно принимают участие в природоохранных мероприятиях. Например, очищают берег реки от мусора, территорию отделения от сухой травы и листьев, высаживают деревья и цветы на клумбах г. п. Игрим.  

Наше отделение тесно сотрудничает с обществом ветеранов, а ребята, общаясь с ними, узнают, что такое Великая Отечественная война и какой ценой нам досталась Победа. Учатся уважать не только ветеранов, но и старшее поколение в целом, гордится своими предками и историей своего государства. 

Мы заключили соглашение с казачьей общиной. В результате совместной деятельности нашего отделения и казаков несовершеннолетние с ограниченными возможностями учатся ориентироваться на местности, получают элементарные представления о приемах самозащиты, узнают об истории происхождения оружия, знакомятся с историей и предпосылками возникновения самого Казачества, его деятельностью и функциями. Например, узнав о том, что основная цель создания казачьей общины в нашем населенном пункте – это поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, подростки теперь сами «следят» за общественным порядком в нашем учреждении. Это дает им возможность ощущать себя полезными и значимыми для общества гражданами, что так важно для становления личности человека, особенно с ограниченными возможностями.

В патриотическом воспитании детей с УО и ЗПР дошкольного возраста основной формой работы является игровая деятельность. Игра носит особый характер, т.к. дети создают ее сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). От правильно организованных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет в ней патриотическое воспитание. Возьмем, к примеру, игру «Семья»: именно в семье закладывается сначала  любовь и уважение к близким людям, а затем уже и любовь к родному краю, своему народу, своей стране.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем отделении ведется на протяжении всего реабилитационного периода, в том числе и в период летних оздоровительных смен. В это время проводится очень много экскурсий в лес, парки, к водоемам. Дети участвуют в акциях по сохранению и очищению от мусора окружающей природы. Устраиваются выставки фотографий «Удивительный мир природы» сделанных детьми, выпускаются и распространяются буклеты экологической направленности, снимаются «горячие» видеорепортажи о загрязнении окружающей среды и демонстрируются в Администрации поселения, на классных часах и родительских собраниях. В результате у детей формируются патриотические и эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в обыденном, окружающем их ежедневно. У детей формируется умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, формируется активная жизненная позиция. 

Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа, в которой недопустима эпизодичность, оторванность от действительности и сиюминутность желания или нежелания самого педагога. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов. Поэтому мы предлагаем план коррекционно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию.

Тематический план коррекционно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями на реабилитационный период 2013-2014 г

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и детей среднего, старшего школьного возраста с УО.

Блок

Задачи

Формы работы

Моя страна – Россия!

-Выучить название нашей страны;

-познакомить  с флагом нашей страны;

-научить узнавать флаг России среди других флагов;

-учить узнавать солнце, луну, звезды.

Рассказы с презентациями о России, космосе и космонавтике.

Беседы по иллюстрациям.

Защитники отечества

-Дать представление о том, что такое армия и кто  такие воины;

-познакомить с древними воинами - богатырями на примере сказочных персонажей;

-развивать творческие способности;

-воспитывать чувство гордости за воинов нашей армии.

Встреча с казаками.

«Три богатыря». Познавательное занятие.

Рассматривание рисунков выставки: «Армия наша гордость!», посильное участие.

Вспомним те дни…

-Познакомить с профессией пожарного, рассказать об их героическом труде;

-познакомить с профессией полицейского;

-рассказать  детям в доступной форме о ВОВ и ее участниках-героях;

-дать представление о возведение мемориала в нашем поселке в честь нашего земляка – героя войны.

«Герои наших дней» познавательное занятие о труде пожарных. «Наши защитникиЭкскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина.

Мой поселок

-Выучить название нашего поселка, района;

-воспитывать чувство гордости за свой поселок;

-выучить названия улиц поселка, на которых проживают дети;  

-выучить какие учреждения и предприятия есть в нашем поселке;

-воспитывать любовь к малой Родине;

 Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение».

 «Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия

Ознакомление с выставкой рисунков и фотовыставкой «Красота земли Игримской»

Природа родного края.

-Познакомить детей с растениями нашего края, заучить названия некоторых из них;

- Познакомить детей с животными, обитающими в Югре;

-развивать творческие способности;

-воспитывать любовь к природе родного края.

«Югорская земля – край родной». Познавательное занятие.

«Животные нашего края» Познавательное занятие.

Знакомство с выставкой рисунков «Югорская осень».

Экскурсия в краеведческий музей.

Моя семья

-дать представление детям, что такое семья;

-выучить и закрепить, как называются близкие родственники (мать, отец, брат, сестра, бабушка и т.п.);

-выучить имена близких родственников;

«Что такое семья» Познавательное занятие

Выставка рисунков «Моя семья».

«Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи.

Для детей дошкольного и   младшего школьного возраста, и детей среднего и старшего школьного возраста с ЗПР.

Блок

Задачи

Формы работы

Моя страна – Россия!

-Сформировать у детей понятия «Родина», «Отечество»;

-познакомить  с символикой страны;

-дать представление о размерах нашей Родины, ее природных богатствах;

-закрепить представления детей о космосе;

-познакомить с достижениями нашего государства в космонавтике.

Рассказы с презентациями о России, космосе и космонавтике.

Викторины: «Моя страна – Россия», «О космосе»

Защитники отечества

-Формировать представление о родах войск Российской армии;

-познакомить детей с историческими героями – защитниками родины;

-развивать творческие способности;

-воспитывать чувство гордости за воинов нашей армии.

Встреча с казаками.

«Сильны и могучи богатыри Руси славной». Познавательное занятие.

«Армия наша гордость!». Выставка рисунков

Вспомним те дни…

-Формировать представление о героизме;

-воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам;

- познакомить детей с историей мемориала, установленного в честь героя ВОВ и жившем в нашем поселке;

-воспитывать уважение к старшему поколению, вызвать желание оказывать посильную помощь.

«Этих дней не смолкнет слава…». Презентация ко Дню Победы, рассказ о ВОВ.

Экскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина. Возложение венков к памятнику

Акция «Ветеран живет рядом» (поздравления, посильная помощь)

Мой поселок

-Познакомить с историей возникновения поселка;

-воспитывать чувство гордости за свой поселок;

-познакомить детей с крупными предприятиями, имеющими значимую роль в жизни поселка;

-развивать творческие способности;

-воспитывать любовь к малой Родине;

-учить детей видеть красоту, развивать эстетические чувства.

 Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение».

«Среди милых сердцу названий» Экскурсия по улицам поселка.

«Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия

Конкурс рисунков «Мой Игрим»

Фотовыставка «Красота земли Игримской»

Природа родного края.

-Познакомить детей с подземными богатствами нашей страны: нефть, газ, ископаемые;

-развивать творческие способности;

-воспитывать любовь к природе родного края;

-закрепить знания детей о природе родного края;

-активизировать познавательную деятельность и расширять кругозор у детей.

«Югорская земля – край родной». Познавательное занятие.

Выставка рисунков «Югорская осень».

Викторина «Путешествие по Югре».

Экскурсия в краеведческий музей.

Моя семья

-Познакомить детей с семейными обычаями наших предков;

-закрепить представления о родственных отношениях;

-способствовать совместной творческой деятельности детей и родителей;

-воспитывать уважение к родителям, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и их родителями.

«Моя семья, предки. Старинные семейные обычаи».  Познавательное занятие

Выставка генеалогических деревьев, изготовленных руками детей и родителей

«Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи.

Для детей  среднего и старшего школьного возраста.

Блок

Задачи

Формы работы

Моя страна – Россия!

-Сформировать понятие, кто такой «гражданин»;

- познакомить с основными правами и обязанностями граждан РФ;

-обобщить знания детей о понятиях «Родина», «Отечество»;

-познакомить   с историей  возникновения символики государства;

 -закрепить представления детей о космосе;

-познакомить с достижениями нашего государства в космонавтике.

Познавательные занятия с презентациями «Я – гражданин», «Российская Федерация».

Занятие - лекция  «Космос  - новые открытия».

Выставка рисунков о космосе.

Защитники отечества

-Углубить знания детей о вооруженных силах Российского государства;

-познакомить детей с историческими героями – защитниками родины;

-развивать творческие способности;

-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Встреча с казаками.

«Они остались в истории на века!» Познавательное занятие с презентацией об исторических личностях. «Армия наша гордость!». Выставка рисунков

Вспомним те дни…

 -Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к героям, закрепить понятие «героизм»;

-познакомить с детьми-героями ВОВ (пионерами–героями);

- Рассказать о героях нашего поселка – участниках ВОВ.

-воспитывать уважение к старшему поколению, вызвать желание оказывать посильную помощь.

«Этих дней не смолкнет слава…». Презентация ко Дню Победы, рассказ о ВОВ.

Экскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина. Возложение венков к памятнику

Акция «Ветеран живет рядом» (поздравления, посильная помощь)

Мой поселок

-Обобщить знания и представления о нашем поселке и его историей;

-воспитывать чувство гордости за свой поселок;

-познакомить детей с историей названий улиц;

-познакомить детей с историей открытия крупных предприятий и учреждений нашего поселка;

-развивать творческие способности;

-воспитывать любовь к малой Родине.

 Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение».

«Среди милых сердцу названий» Экскурсия по улицам поселка.

«Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия

Конкурс рисунков «Мой Игрим»

Фотовыставка «Красота земли Игримской»

Природа родного края.

- Углубить знания детей о природных богатствах нашего края и их охране;

- познакомить с законами об охране природы в Югре;

-воспитывать любовь к природе родного края;

-закрепить знания детей о природе родного края;

-познакомить с объектами природы, взятыми под охрану в   ХМАО-Югре.

«Югорская земля – край родной». Познавательное занятие.

Знакомство с  «Красной книгой».

Выставка рисунков «Югорская осень».

Викторина «Путешествие по Югре».

Экскурсия в краеведческий музей.

Моя семья

-Вспомнить  семейные обычаи наших предков, пословицы и поговорки;

-закрепить представления о родственных отношениях;

-способствовать совместной творческой деятельности детей и родителей;

-воспитывать уважение к родителям, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и их родителями.

«Старинные семейные обычаи», « Пословицы и поговорки о семье».  Познавательные занятия.

Выставка генеалогических деревьев, изготовленных руками детей и родителей

«Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...