Патриотическое воспитание
статья на тему
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
(отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями)
воспитатель Башаркина О.В.
В последнее время, мы все чаще слышим о тенденции к увеличению числа детей с проблемами в развитии. Их социальная адаптация и реабилитация зависит от своевременно организованной коррекционной работы. Очень важно развивать у детей с ограниченными возможностями память, внимание, речь, мышление, но при этом нельзя забывать и о необходимости формирования положительных качеств личности и воспитания патриотических чувств.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к природе родного края, к истории и культуре страны.
Чувство патриотизма закладывается еще в детском возрасте. Именно в детстве происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности человека, развитие эмоций и чувств, механизмов социальной адаптации в обществе. Сформированные в детстве образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и остаются в памяти надолго.
В наши дни в системе образования разработано множество мероприятий по патриотическому воспитанию для детей разного возраста (от дошкольного до старшего школьного). Но чаще всего эти мероприятия ориентированы на детей, обучающихся по общеобразовательным программам. А для детей с задержкой психического развития (ЗПР) или умственной отсталостью (УО) в данных методиках и пособиях ощущается недостаток. Поэтому педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены адаптировать имеющиеся методические материалы к условиям работы с «особенными» детьми, учитывая их возможности здоровья и восприятия.
Воспитанники нашего отделения очень разные, но практически все из них имеют ограниченные представления о родной земле, поселке, городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах малой родины, богатстве природы родных мест. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры. Этот опыт усваивается ребенком на протяжении всего детства. Поэтому очень важно в своей работе по патриотическому воспитанию зародить в душе ребенка интерес и любовь к родному краю как можно раньше. Важным условием зарождения является наличие естественной для ребенка среды жизнедеятельности (его микросоциум – семья, детский коллектив) и сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном познании, изучении и сохранении индивидуальности и ценности родной земли.
Особенности усвоения чего-либо нового и удержание этого в памяти детьми УО и ЗПР, заставляют искать новые формы работы по патриотическому воспитанию. Дети с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Воспитательная работа с детьми с ОВЗ, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему, которая включает в себя различные методы.
Так, в одну группу можно отнести методы, основное назначение которых заключается в формировании нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.
В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.
Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).
Формирование представлений о малой родине у детей с УО и ЗПР, подводит их к пониманию того, что малую родину недостаточно просто любить, а необходимо бережно относится к тому месту, где ты живешь.
Система реабилитационного процесса включает себя четырехчасовое дневное пребывание воспитанников в учреждении, где наряду с медицинскими процедурами, проводятся логопедические, психологические, коррекционно-развивающие занятия, музыкальные занятия, а также мероприятия развлекательного характера. Мероприятия и занятия по патриотическому воспитанию включены, так же в этот процесс и проводятся не реже 2-3х раз в неделю, в связи с физиологическими особенностями детей с УО и ЗПР. Занятия и беседы с детьми проводятся, непосредственно, в учреждении. Экскурсии, встречи, мероприятия по озеленению и охране природы родного края проводятся вне учреждения. Это также благотворно влияет на развитие детей и дальнейшую социализацию, так как позволяет знакомиться новыми с людьми, узнавать о жизни общества, а иногда и просто бывать на природе. Ведь в силу своей малой мобильности (например, дети с диагнозом ДЦП), редко бывают просто на улице, не говоря уже о выездах на природу. Доставка детей к местам проведения мероприятий осуществляет служебный транспорт, оборудованный для перевозки пассажиров.
Занятия и тематические беседы проводятся по подгруппам, которые формируются с учетом возраста, диагноза и индивидуальных особенностей, детей с ОВЗ. Содержание и объем информации подается также дифференцированно.
В течение года, с нашими воспитанниками проводятся занятия по таким темам:
- Моя страна – Россия! В рамках этой темы дети знакомятся с символикой, достижениями нашего государства и природными богатствами. Узнают что такое родина, отечество, и что значит быть настоящим гражданином своей страны.
- Природа родного края и ее богатства. Где дети рассматривают иллюстрации, фотографии, открытки, просматривают видеофильмы. Узнают как богат растительный и животный мир в Ханты-Мансийском автономном округе, какие существуют экономические угрозы. Учатся делать выводы, высказывают свои предположения по защите окружающей среды.
- Моя семья – гордость и опора. Вместе с родителями дети составляют генеалогическое дерево, учатся ориентироваться в родственных отношениях. У детей возникает желание заботиться о близких людях, развивается чувство гордости за свою семью.
- Наши защитники. Тема посвящена знакомству с военными профессиями, разными родами войск, воспитанию уважения к воинам и армии.
- Дни памяти. Проходят встречи с ветеранами участниками военных действий, с тружениками тыла, с людьми, увидевшими ту ужасную войну своими глазами. У несовершеннолетних воспитывается уважение к воинам, на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.
- Поселок Игрим - Малая Родина. В рамках этой темы проходят экскурсии, где дети знакомятся с историей поселка, его достижениями, значимыми для поселка организациями и предприятиями.
Несовершеннолетние с ограниченными возможностями, посещающие наше отделение, постоянно принимают участие в природоохранных мероприятиях. Например, очищают берег реки от мусора, территорию отделения от сухой травы и листьев, высаживают деревья и цветы на клумбах г. п. Игрим.
Наше отделение тесно сотрудничает с обществом ветеранов, а ребята, общаясь с ними, узнают, что такое Великая Отечественная война и какой ценой нам досталась Победа. Учатся уважать не только ветеранов, но и старшее поколение в целом, гордится своими предками и историей своего государства.
Мы заключили соглашение с казачьей общиной. В результате совместной деятельности нашего отделения и казаков несовершеннолетние с ограниченными возможностями учатся ориентироваться на местности, получают элементарные представления о приемах самозащиты, узнают об истории происхождения оружия, знакомятся с историей и предпосылками возникновения самого Казачества, его деятельностью и функциями. Например, узнав о том, что основная цель создания казачьей общины в нашем населенном пункте – это поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, подростки теперь сами «следят» за общественным порядком в нашем учреждении. Это дает им возможность ощущать себя полезными и значимыми для общества гражданами, что так важно для становления личности человека, особенно с ограниченными возможностями.
В патриотическом воспитании детей с УО и ЗПР дошкольного возраста основной формой работы является игровая деятельность. Игра носит особый характер, т.к. дети создают ее сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). От правильно организованных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет в ней патриотическое воспитание. Возьмем, к примеру, игру «Семья»: именно в семье закладывается сначала любовь и уважение к близким людям, а затем уже и любовь к родному краю, своему народу, своей стране.
Работа по патриотическому воспитанию в нашем отделении ведется на протяжении всего реабилитационного периода, в том числе и в период летних оздоровительных смен. В это время проводится очень много экскурсий в лес, парки, к водоемам. Дети участвуют в акциях по сохранению и очищению от мусора окружающей природы. Устраиваются выставки фотографий «Удивительный мир природы» сделанных детьми, выпускаются и распространяются буклеты экологической направленности, снимаются «горячие» видеорепортажи о загрязнении окружающей среды и демонстрируются в Администрации поселения, на классных часах и родительских собраниях. В результате у детей формируются патриотические и эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в обыденном, окружающем их ежедневно. У детей формируется умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, формируется активная жизненная позиция.
Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа, в которой недопустима эпизодичность, оторванность от действительности и сиюминутность желания или нежелания самого педагога. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов. Поэтому мы предлагаем план коррекционно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию.
Тематический план коррекционно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями на реабилитационный период 2013-2014 г
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и детей среднего, старшего школьного возраста с УО.
Блок | Задачи | Формы работы |
Моя страна – Россия! | -Выучить название нашей страны; -познакомить с флагом нашей страны; -научить узнавать флаг России среди других флагов; -учить узнавать солнце, луну, звезды. | Рассказы с презентациями о России, космосе и космонавтике. Беседы по иллюстрациям. |
Защитники отечества | -Дать представление о том, что такое армия и кто такие воины; -познакомить с древними воинами - богатырями на примере сказочных персонажей; -развивать творческие способности; -воспитывать чувство гордости за воинов нашей армии. | Встреча с казаками. «Три богатыря». Познавательное занятие. Рассматривание рисунков выставки: «Армия наша гордость!», посильное участие. |
Вспомним те дни… | -Познакомить с профессией пожарного, рассказать об их героическом труде; -познакомить с профессией полицейского; -рассказать детям в доступной форме о ВОВ и ее участниках-героях; -дать представление о возведение мемориала в нашем поселке в честь нашего земляка – героя войны. | «Герои наших дней» познавательное занятие о труде пожарных. «Наши защитникиЭкскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина. |
Мой поселок | -Выучить название нашего поселка, района; -воспитывать чувство гордости за свой поселок; -выучить названия улиц поселка, на которых проживают дети; -выучить какие учреждения и предприятия есть в нашем поселке; -воспитывать любовь к малой Родине; | Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение». «Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия Ознакомление с выставкой рисунков и фотовыставкой «Красота земли Игримской» |
Природа родного края. | -Познакомить детей с растениями нашего края, заучить названия некоторых из них; - Познакомить детей с животными, обитающими в Югре; -развивать творческие способности; -воспитывать любовь к природе родного края. | «Югорская земля – край родной». Познавательное занятие. «Животные нашего края» Познавательное занятие. Знакомство с выставкой рисунков «Югорская осень». Экскурсия в краеведческий музей. |
Моя семья | -дать представление детям, что такое семья; -выучить и закрепить, как называются близкие родственники (мать, отец, брат, сестра, бабушка и т.п.); -выучить имена близких родственников; | «Что такое семья» Познавательное занятие Выставка рисунков «Моя семья». «Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи. |
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и детей среднего и старшего школьного возраста с ЗПР.
Блок | Задачи | Формы работы |
Моя страна – Россия! | -Сформировать у детей понятия «Родина», «Отечество»; -познакомить с символикой страны; -дать представление о размерах нашей Родины, ее природных богатствах; -закрепить представления детей о космосе; -познакомить с достижениями нашего государства в космонавтике. | Рассказы с презентациями о России, космосе и космонавтике. Викторины: «Моя страна – Россия», «О космосе» |
Защитники отечества | -Формировать представление о родах войск Российской армии; -познакомить детей с историческими героями – защитниками родины; -развивать творческие способности; -воспитывать чувство гордости за воинов нашей армии. | Встреча с казаками. «Сильны и могучи богатыри Руси славной». Познавательное занятие. «Армия наша гордость!». Выставка рисунков |
Вспомним те дни… | -Формировать представление о героизме; -воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам; - познакомить детей с историей мемориала, установленного в честь героя ВОВ и жившем в нашем поселке; -воспитывать уважение к старшему поколению, вызвать желание оказывать посильную помощь. | «Этих дней не смолкнет слава…». Презентация ко Дню Победы, рассказ о ВОВ. Экскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина. Возложение венков к памятнику Акция «Ветеран живет рядом» (поздравления, посильная помощь) |
Мой поселок | -Познакомить с историей возникновения поселка; -воспитывать чувство гордости за свой поселок; -познакомить детей с крупными предприятиями, имеющими значимую роль в жизни поселка; -развивать творческие способности; -воспитывать любовь к малой Родине; -учить детей видеть красоту, развивать эстетические чувства. | Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение». «Среди милых сердцу названий» Экскурсия по улицам поселка. «Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия Конкурс рисунков «Мой Игрим» Фотовыставка «Красота земли Игримской» |
Природа родного края. | -Познакомить детей с подземными богатствами нашей страны: нефть, газ, ископаемые; -развивать творческие способности; -воспитывать любовь к природе родного края; -закрепить знания детей о природе родного края; -активизировать познавательную деятельность и расширять кругозор у детей. | «Югорская земля – край родной». Познавательное занятие. Выставка рисунков «Югорская осень». Викторина «Путешествие по Югре». Экскурсия в краеведческий музей. |
Моя семья | -Познакомить детей с семейными обычаями наших предков; -закрепить представления о родственных отношениях; -способствовать совместной творческой деятельности детей и родителей; -воспитывать уважение к родителям, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и их родителями. | «Моя семья, предки. Старинные семейные обычаи». Познавательное занятие Выставка генеалогических деревьев, изготовленных руками детей и родителей «Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи. |
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Блок | Задачи | Формы работы |
Моя страна – Россия! | -Сформировать понятие, кто такой «гражданин»; - познакомить с основными правами и обязанностями граждан РФ; -обобщить знания детей о понятиях «Родина», «Отечество»; -познакомить с историей возникновения символики государства; -закрепить представления детей о космосе; -познакомить с достижениями нашего государства в космонавтике. | Познавательные занятия с презентациями «Я – гражданин», «Российская Федерация». Занятие - лекция «Космос - новые открытия». Выставка рисунков о космосе. |
Защитники отечества | -Углубить знания детей о вооруженных силах Российского государства; -познакомить детей с историческими героями – защитниками родины; -развивать творческие способности; -воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине. | Встреча с казаками. «Они остались в истории на века!» Познавательное занятие с презентацией об исторических личностях. «Армия наша гордость!». Выставка рисунков |
Вспомним те дни… | -Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к героям, закрепить понятие «героизм»; -познакомить с детьми-героями ВОВ (пионерами–героями); - Рассказать о героях нашего поселка – участниках ВОВ. -воспитывать уважение к старшему поколению, вызвать желание оказывать посильную помощь. | «Этих дней не смолкнет слава…». Презентация ко Дню Победы, рассказ о ВОВ. Экскурсия в парк им. Героя Советского Союза Г.Е. Собянина. Возложение венков к памятнику Акция «Ветеран живет рядом» (поздравления, посильная помощь) |
Мой поселок | -Обобщить знания и представления о нашем поселке и его историей; -воспитывать чувство гордости за свой поселок; -познакомить детей с историей названий улиц; -познакомить детей с историей открытия крупных предприятий и учреждений нашего поселка; -развивать творческие способности; -воспитывать любовь к малой Родине. | Просмотр фотопрезентации «Игрим – остановись мгновение». «Среди милых сердцу названий» Экскурсия по улицам поселка. «Чем славен мой поселок» Экскурсия на местные предприятия Конкурс рисунков «Мой Игрим» Фотовыставка «Красота земли Игримской» |
Природа родного края. | - Углубить знания детей о природных богатствах нашего края и их охране; - познакомить с законами об охране природы в Югре; -воспитывать любовь к природе родного края; -закрепить знания детей о природе родного края; -познакомить с объектами природы, взятыми под охрану в ХМАО-Югре. | «Югорская земля – край родной». Познавательное занятие. Знакомство с «Красной книгой». Выставка рисунков «Югорская осень». Викторина «Путешествие по Югре». Экскурсия в краеведческий музей. |
Моя семья | -Вспомнить семейные обычаи наших предков, пословицы и поговорки; -закрепить представления о родственных отношениях; -способствовать совместной творческой деятельности детей и родителей; -воспитывать уважение к родителям, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и их родителями. | «Старинные семейные обычаи», « Пословицы и поговорки о семье». Познавательные занятия. Выставка генеалогических деревьев, изготовленных руками детей и родителей «Семейная игротека» Мероприятие ко Дню семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...