Формирование семейных ценнсотей в ДОУ в условиях ФГОС ДО
статья на тему
В статье освещен опыт работы дошкольных групп по формированию базовых семейных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti_d.g._mkou_sosh_s_uiop_pgt_murygino.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кисс М.В., Сысолятина Н.Н., Скобёлкина И.В.
воспитатели дошкольных групп
МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино
Формирование базовых семейных ценностей в ДОО.
Семейные ценности – это нормы принятые в семье, традиции, обычаи, взгляды, передающиеся от поколения к поколению. В процессе передачи семейных ценностей дети обязательное и главное звено. Формирование семейных ценностей начинается уже с первых дней жизни ребенка. Родители являются самыми главными проводниками в процессе освоения ребенком нравственно-духовных ценностей общества. Но в настоящее время институт семьи, основанный на любви и верности, разрушается, а на смену ему приходят сожительство, свободный брак, неполные семьи и т.д. Государство вынуждено уделять политике укрепления семьи самое пристальное внимание, ведь крепкая семья – основа сильного государства. Представления о том, что такое счастливая и крепкая семья, о том каковы отношения в такой семье, должны закладываться в первые годы жизни человека. Не случайно задача формирования семейных ценностей поставлена ФГОС ДО.
В этой статье мы хотим осветить несколько направлений в работе, через которые шло формирование базовых семейных ценностей в открытых в декабре 2011 года дошкольных группах при МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино. Работа началась с того, что на каждую семью был составлен социальный портрет. В результате мониторинга выявлено: более половины семей – «проблемные» (неполные, малоимущие, с повышенной конфликтностью, с пьющим родителем …), а представление о семейных ценностях у родителей «размыто» или отсутствовало вообще. Таким образом, возникла необходимость уделить пристальное внимание решению этого вопроса. Приоритет был сделан на формирование ценности совместного труда, совместного творчества, заботы и взаимопомощи.
Формирование ценности совместного труда началось при благоустройстве дошкольных групп. Для сборки и расстановки мебели, благоустройства площадок потребовались мужские руки. Так как часть семей неполные, в работе принимали участие не только папы, но и дедушки воспитанников. При этом четко прослеживалась передача трудового опыта старшего поколения младшему. Художественным оформлением и создание домашнего уюта занимались мамы. Они также активно обменивались дизайнерскими идеями. Взаимодействие с родителями происходило на основе выстраивания межличностных партнерских отношений, поэтому отклик был положительный.
Второе направление, которое мы хотим осветить – ценность совместного творчества. Ее формирование стало возможным в рамках семейного кружка художественно-эстетической направленности «Кудесница». Его участниками стали семьи с «домашними детьми», которые до поступления в дошкольные группы не посещали учреждения дополнительного образования и учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.). В соответствии с этим, была разработана модель совместной образовательной деятельности: где педагог, родитель и ребенок являются равноправными партнерами. Это сотрудничество определило творческий и познавательный характер процесса, помогло привлечь родителей к совместному времяпровождению.
Тематическое планирование кружка содержит следующие разделы: «Украшения из меха», «Лакомства из фетра», «Портреты из листьев», «Конфетные букеты». Нами была разработана универсальная модель занятий.
Структура деятельности | Содержание | Совместная деятельность |
Мотив | Разыгрывание проблемной ситуации | Представление воспитателем проблемной ситуации. Рассуждение детей, как решить эту проблемную ситуацию. |
Цель | Констатация проблемы. Выдвижение гипотез. | Дети и взрослые по просьбе педагога называют варианты решения проблемы |
Создание продукта | Воспитатель, родители и дети называют варианты решения проблемы | |
Действия | 1.Разработка этапов занятия | Педагог совместно с родителями и детьми намечает этапы занятия |
2.Выбор моделей изделия | Дети и взрослые рассматривают каталог моделей | |
3.Конструирование изделия | Дети вместе с родителями конструируют модель. Оформляют готовое изделие. | |
Средства | ||
Результат | Восприятие и анализ готового изделия | Презентация изделия |
Сделать каждое занятие неповторимым помогла театрализация, родители примеряли на себе различные роли, учились не только рукоделию, но и лицедейству. См. приложение 1.
На занятиях кружка, семьи создавали украшения, картины и многое другое. Работы семей принимали активное участие в выставках поселка Мурыгино и в различных конкурсах. Например, в муниципальном конкурсе «Золотые руки мам» (семьи Сырчина Ильи, Данилова Ильи, Машкиной Вики, Сийрака Савелия, Катаевой Алины, Застежко Арины - обереги для дома), «Святые чудеса» (семья Сырчина Ильи – «Курочка Ряба с золотым яичком»), областной творческий конкурс игрушек «Полицейский дядя Степа» (семьи Кисс Данила, Катаева Ивана, Машкиной Вики, Сийрака Савелия). Работа семьи Сырчина Ильи «Солнышко дружбы» стала дипломантом II Степени во Всероссийском VI открытом конкурсе художественных работ «Весенняя капель». Эти работы стали семейными реликвиями, ценными экземплярами семейных коллекций. Дети и родители с гордостью демонстрируют гостям свои поделки. Мамы и дочки приходят на праздники в дошкольные группы, наряженные в меховые украшения (заколки, браслеты, сережки и т.д.) выполненные на занятиях кружка.
Подводя итог вышесказанному, мы с уверенностью можем говорить о пользе совместного творчества, как одного из компонентов базовых семейных ценностей.
Еще одно направление, которым занимается наш коллектив, это развитие у детей представлений о необходимости в жизни каждого человека заботы и взаимопомощи. Бесспорно, что они важны в любой период жизни, но особенно остро проявляются на этапе поступления детей в школу, когда родители тоже становятся участниками образовательного процесса, и необходимость включения их в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее актуальной. К сожалению, представления о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, о психологических кризисах и моделях их поведения, у большинства родителей не сформировано, они не в состоянии вести эффективную подготовку детей к обучению в школе. Поэтому, учитывая заинтересованность родителей в успешном обучении их детей, и наше стремление к сотрудничеству с семьей, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, в основе которой лежат ценности заботы и взаимопомощи.
Коллективом дошкольных групп под руководством педагога- психолога Коробовой Светланы Алексеевны была составлена комплексная программа «Мы – вместе». Программа состоит из двух подпрограмм: «Школа будущих первоклассников» и «Школа первоклассных родителей»,– которые реализовывались параллельно в течение одного учебного года. Данная программа содержит большой практический материал.
Подпрограмма «Школа будущего первоклассника»: занятия проводились педагогом – психологом 1 раз в неделю в подготовительной группе. Продолжительность курса составила 30 часов. Режим проведения занятий традиционный, групповой, формой проведения послужил урок с элементами психологического тренинга.
В подпрограмме «Школа первоклассных родителей» применяются следующие методы работы: презентация, групповое обсуждение, беседа, ролевые игры, дискуссия, деловая игра, психодиагностика, практикум. Курс программы включает в себя 15 занятий (в среднем 1 раз в месяц). Занятие для родителей тематически связано с предыдущим занятием детей, основным компонентом которого является формирование морально-нравственных устоев современной семьи.
Мотивация детей к обучению в школе шла через воспоминания семейных историй. При формировании у детей представления о статусе школьника использовался метод «Семейный альбом». Взрослые приносили свои школьные фотографии, делились своими воспоминаниями о том, как прошла их школьная пора, как они пошли в первый класс, какие были учителя.
На занятиях говорилось о ценности семейного чтения. Родители приносили свои старые любимые книги, которые им когда-то читали. На протяжении курса действовала «семейная книжная лавка», где каждая семья могла обменяться любимыми книгами и прочитать их в теплом семейном кругу. Самые редкие и ценные экземпляры были представлены отдельной выставкой в Мурыгинской детской библиотеке.
На одном из практикумов для взрослых рассматривалась преемственность профессий в семье. А для детей самыми яркими мероприятиями стали экскурсии на работу к родителям, чьи династии были представлены. Некоторые воспитанники из проблемных семей, получив наглядный пример, так же пожелали создать свою династию в будущем и с ноткой надежды «горели» глаза их родителей.
Реализуя программу, мы старались донести до родителей то, что будущему первокласснику важны не только материальные ценности (модная одежда, дорогой телефон или планшет и т.д.), но и забота, любовь, помощь и поддержка близких ему людей.
Ценность совместного труда и творчества, любовь и верность, забота и взаимопомощь лежат в основе крепкой семьи. Их формирование необходимо и возможно в образовательных условиях ДОО. Конечно, в рамках одной статьи мы представили только некоторые направления. Но вера в то, что предпосылки семейных ценностей, заложенные в дошкольном возрасте, найдут свое отражение в крепких и счастливых семьях в будущем, укрепляется. И мы обоснованно считаем, что формирование полноценной семьи – главная задача государства.
Список литературы:
- Воронова, О.А., Коломийченко, Л.В., Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет/ О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №30384).
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы»).
Приложение 1.
Сценарий кружковой деятельности
художественно – эстетической направленности
(для среднего дошкольного возраста).
«Украшения для лисички».
- Обоснование:
У детей в дошкольном возрасте идёт процесс накопления сенсорного опыта, работая с различными материалами, ребёнок обогащает его. Мех является таким материалом занятия, с которым дают детям, во-первых, ощущение психологического комфорта (похож на игрушку, киску, собачку и т.д.), а во-вторых, знакомят с традиционным народным промыслом русского севера. Работа с мехом включена в программу кружка «Кудесница».
- Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие и художественное воображение детей;
2. Формировать у детей интерес к народному промыслу.
Звучит музыка, появляется лиса, поёт песню.
Лиса: Ах, какая я бедная, невидная, не нарядная, а скоро праздник…
Воспитатель успокаивает лису и обращается к детям и родителям:
Воспитатель: Не волнуйся лисонька, мы обязательно тебе поможем. Что же делать, как нам быть, как лисичку нарядить?
Дети и взрослые начинают предлагать, а воспитатель наводит на мысли (может шубку поменять? - так не узнают, может хвост поменять? - тоже не годиться.)
Дети называют украшения (бусы, серьги, браслет, кольцо, сумочка, заколка и т.д.).
Воспитатель: Замечательно, тогда мы все вместе с лисой посмотрим каталог и выберем, что сделаем и подарим лисе.
Лиса листает и говорит, что ей особенно понравилось.
Воспитатель: Ну что, ребята и уважаемые взрослые, нам предстоит большая и интересная работа:
Дети и взрослые рассматривают фотографии и конкретизируют свой выбор, намечают план:
- мы должны выбрать изделие
- мы должны подобрать нужный материал
- мы должны изготовить изделие по схеме
- мы должны посмотреть, как изделие носить.
Дети вместе со взрослыми намечают работу в парах (ребёнок + взрослый). По выбранной модели из каталога дети и взрослые подбирают конструктивный материал (меховые лепестки, шёлковые лепестки, бусины, цепочки, меховые кисти, заготовка для браслета, крепёжный материал и т.д.). Для удобства на каждую модель, представленную в каталоге, составлена схема сборки изделия. Воспитатель спрашивает детей, почему они выбрали ту или иную модель изделия, дети обосновывают свой выбор и начинают работать.
Воспитатель наблюдает за работой пар..
Лиса притворяется что устала:
-Ой, ой, ой, как я устала - ломит хвост, болят суставы…
Воспитатель: Ты устала? А хочешь с нами поиграть в интересную игру «Лиса в курятнике»?
Лиса: Я согласна, да, да, да – это вкусная игра!
Дети выходят на музыкальную разминку. После разминки дети садятся, продолжают работу. По завершению работы, все изделия преподносят лисе. Лиса желает примерить всё сразу, но не решается и зовёт помощниц.
Лиса: Как красиво, как прекрасно, вы трудились не напрасно.
Сделано как по заказу. Я надену всё… и сразу!
Воспитатель: Подожди чуть-чуть Лисичка, это вредная привычка.
Сразу все не надевай, посмотри, понаблюдай.
Пригласим мы юных див, ты поучишься я у них.
Звучит музыка, начинается дефиле меховой моды (презентация изделий). После дефиле, лиса уходит, поблагодарив детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целевых ориентиров дошкольного образования в условиях ФГОС, требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Материал для воспитателей, поможет раобраться, с орентироваться в условиях ФГОС....
Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...
«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »
«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »...
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений....
Педагогический проект «Роль современных образовательных технологий в формировании экологической культуры старших дошкольников в условиях ФГОС»
Проект предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы ДОУ...
Презентация "Формирование семейных традиций у дошкольников в условиях ДОУ"
Семья - это первая и самая важная ступень в жизни человека.Семья является традиционно главным институтом воспитания.То, что ребенок в детские годы приобретет в семье, он сохраняет в течение всей после...
«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи» март 2024
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вме...