Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
методическая разработка (средняя, старшая группа) по теме

Бакешина Юлия Викторовна

Консультация для воспитателей "Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре". В консультации рассматриваются: специфика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, вопросы организации сюжетно-ролевой игры, ее построение, роль воспитателя в построении сюжетно-ролевой игры для детей средней и старшей группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре.

Подготовила: Ратовская Юлия Викторовна, ГБДОУ 36, гр.7.

Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь.

А вот еще одно наблюдение.

Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно

сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия

на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи.

Этот опыт работы воспитателей натолкнул Д-Б.Эльконина на мысль о неодинаковом значении разных сфер жизни для возникновения ролевой игры. Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия, Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20— 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Задача воспитателя в работе с детьми 5 – го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.

Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Обычно воспитатели не ставят перед собой задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно только при наличии субъект – субъектного взаимодействия воспитателя с детьми, в совместной игре воспитателя и дошкольников, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста»:

                           → дополнительная роль 1 (событие 1)↓

Основная роль → дополнительная роль 2 (событие 2)↓

                               → дополнительная роль 3 (событие 3)↓

                               → основная роль 2 (вводится в конце игры)↕

В качестве примера приведем ролевой «куст» к сюжетно – ролевой игре «Поездка на пароходе»:

                → пассажир↓

Капитан  → матрос↓

                → водолаз↓

                        → капитан другого судна (вводится в конце игры)↕

Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Например:

                    → мачеха↓

Золушка → фея↓

               → принц↓

               → ………

Приведенные схемы помогут воспитателю развертывать совместную игру с детьми. Однако даже если воспитатель планирует какой – либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры партнером – взрослым.

Рассмотрим, как конкретно можно организовать совместную игру с детьми. Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7 -10 минут.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: « Давай рядом с твоей машиной ехала еще одна - грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д.

Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей – играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.

Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Такое взаимодействие в игровой деятельности способствует проявлению самостоятельности детской деятельности. У дошкольников появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре дети учатся моделировать ролевой диалог с партнером, партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, з...

Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре

Консультация для воспитателей "Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре"....

Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре

Игра позволяет ребенку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов, подражая взрослому в поступках, мимике и трудовых действиях, но и чувствам, переживаниям взрослого. Без...