Проект "Островок Здоровья"
проект (средняя группа) на тему

В современном обществе  проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной. Вданном проекте предложен перспктивный план работы по развитю психического и эмоционального  обеспечения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ostrovo_zdorovya.docx83.39 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Центр дополнительного образования

«ВОСХОЖДЕНИЕ»

                                 

                                      Выстраивание образовательного процесса в режиме дня с воспитанниками детского сада в контексте ФГТ

                                                                                             

                                                                                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                                                                             Часть II

                                                                                                           Лекция 6

                                           

                                                          Тема: Элементы саморегуляции состояния, аутотренинга, специфических

                                                               оздоровительных технологий в процессе непосредственной

                                                               образовательной деятельности с дошкольниками

Выполнил: Ниязова Ольга Максимовна

                  Воспитатель

Детского сада «Красная шапочка» с. Панаевск

                                                                                                                 с. Панаевск

2014 г.

                                                                                              Проект «Островок здоровья»

 Тип проекта: Социально-педагогический

Участники проекта и целевая группа: дети 5-6 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели старшей группы.

Длительность работы над опытом- учебный год

Образовательная  область:                 Физическое развитие, здоровье

Интеграция: Коммуникация,  познание, социализация, музыка

 Проблемы,  актуальность Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – здоровье,  поэтому одной из важнейших задач воспитания ребенка является забота о здоровье.  В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Человек – творец своего здоровья. А мы живём в такое сложное время, когда на организм каждого человека обрушивается настоящий шквал нежелательных воздействий: вирусных. биологических, физических, психологических, эмоциональных. Благоприятные условия жизнедеятельности  как в детском дошкольном учреждении и в семье имеют приоритетное значение для формирования психического и  эмоционального здоровья. Родители формируют социум-общество, воспитатели реализуют образовательные услуги, дети становятся потребителями этих услуг. При достаточно развитой системе «педагог-ребенок-родитель» происходит более гармоничное развитие личности ребенка. При отсутствии такого взаимодействия, ребенок ощущает дискомфорт, противоречивость требований. Ищет выгодные пути, начинает учиться отвечать так, как от него ожидают. А от этого происходит подавление эмоций, чувств, а соответственно приобретение психических зажимов – повышенная тревожность, заниженная самооценка, агрессивность.  А современная действительность требует воспитания человека  волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения. При воспитании «достойного человека» часто используются  такие методы, как возмущения, крики, угрозы, приказы, наказания. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны взрослых, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Ежегодно проводимое мною диагностическое обследование показало увеличение количества агрессивных детей из года в год. Опрошенные родители считают, что их дети не умеют разрешают конфликтные ситуации социально приемлемым способом, часто проявляют агрессию. Поэтому  необходимо, чтобы  осуществлялась  работа по   обеспечению  психического здоровья и эмоционального благополучия   детей, коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере. Работая с  такими детьми необходимо наладить контакт с семьей. Работая в тесном контакте с родителями, позволит снизить количество детей имеющих психоэмоциональные проблемы. Наша жизнь отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния повышают конфликтность с детьми, снижают эффективность воспитания, способствуют возникновению негативных черт в характере, разрушают психическое здоровье.    Каким образом защитить организм от неблагоприятных внешних воздействий?  В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования (введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья и эмоционального благополучия.  Успех образования и воспитания зависит от эмоционального состояния ребёнка и психологического здоровья. И те  радикальные преобразования, которые происходят в последнее время в России, ставят актуальные задачи перед системой дошкольного образования, одной из которых является: создание условий  для психического здоровья и эмоционального благополучия детей.  Российское общество, с его демократическими тенденциями, предъявляет к подрастающему поколению новые требования. Будущие граждане должны быть свободными и ответственными; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми. Ребёнок дошкольного возраста должен научиться устанавливать взаимодействия с внешним миром, что будет способствовать его эмоциональному благополучию. Дети уверены в себе, с адекватной самооценкой легче усваивают знания, идут к осознанию своих действий. Если не уделять должного внимания проблеме психического здоровья и эмоционального благополучия детей, то у ребёнка складывается устойчивое состояние эмоционального неблагополучия, отражающееся в его самосознании. Ребёнок постоянно чувствует себя неуспешным, накапливает отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком его внутреннего потенциала, способностей и возможностей. Опасна и завышенная самооценка. У детей формируется нереалистичное, приукрашенное отношение к себе. Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребёнком чувств, мнений, желаний других, повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, в коллективе сверстников и взрослых и каждый педагог должен в полной мере осознать. Что невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательными к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на собственное мнение, желание. Можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Вовремя и правильно организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Цель– эмоциональное развитие дошкольника, создание условий для психологического комфорта и  эмоционального благополучия ребёнка в детском саду через специально организованное взаимодействие с детьми в ООД.

В соответствии с целью поставлены следующие  задачи:

  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми
  • развивать эмоциональную сферу, введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения
  • Развитие  саморегуляцию эмоциональных реакций в
  • Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
  • Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения
  • Развивать творческие способности и воображение в процесс игрового общения

Ожидаемые  результаты.  Реализация проекта предполагает получение следующих результатов: эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее ,    значительное отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, растёт способность детей управлять своими эмоциями., без которых невозможна совместная деятельность и сложные формы общения

  Содержание игровых упражнений Данной программы направлена на решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей,  и эмоционального благополучия, а также на формирование коммуникативной, познавательной, личностной сфер детей. Её материал соответствует возрасту и учит детей в игровой форме  понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.  На каждом возрастном этапе у ребенка возникают задачи развития и проблемы, решение которых требует помощи со стороны взрослого. Программа включает комплекс методик имитационные и ролевые игры; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техника и приемы саморегуляции; метод направленного воображения., оздоровительные игры, релаксационные упражнения, музыкально – ритмические танцы, игры на развитие психических процессов, пальчиковые игры, психогимнастика, психологические тренинги, этюды, направленных на сохранение, развитие и профилактику психологического здоровья. ООД  в этой программе  разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения и  строятся в доступной и интересной для детей форме,  и любая из них может быть использована самостоятельно.  

Программа  «Островок здоровья» рассчитана на один  год психологического сопровождения детей 4-6 лет, посещающих    дошкольные образовательные учреждения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр. При реализации программы не нужно давать оценку личности ребенка, что препятствует образованию штампов. Здесь обращается внимание только на поступки, эмоции свои и эмоции окружающих. При выполнении заданий не существует правильных и неправильных решений, каждое задание может пойти по своему оригинальному пути выполнения, что в свою очередь помогает детям развивать чувство креативности. Данные упражнения подразумевают добровольное участие детей и могут быть прерваны тогда, когда участник почувствует усталость. Итог  игровых упражнений всегда должны заканчиваться радостно, что способствует развитию у детей интереса к последующим занятиям.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, фортепиано для музыкального сопровождения
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература. Картотека игр и т.д.).
  3. Фонотека, предметные игрушки, спортинвентарь

Принципы проведения ООД

  • Систематичность  проведения
  • Доступность
  • Проблемность
  • Развивающий и воспитательный характер  игровых упражнений

Работа с родителями   -  просветительская работа с родителями в форме лекций, бесед, консультаций

Первый этап – констатирующий.

Задачи:

1. Выявить уровень эмоционального благополучия ребёнка в детском саду проблемы взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.

2. Подобрать необходимый диагностический материал.

3. Установить доверительные отношения с каждым ребенком, с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Составить перспективный план работы

Второй этап – формирующий

Задачи:

1. Сформировать положительную самооценку, осознание собственных интересов и предпочтений.

2. Учить детей пользоваться эмоциями для выражения собственных чувств, переживаний, преодолевать отрицательные переживания.

3.Обучить анализу причин межличностных конфликтов, позитивным поддерживающим приёмам общения, овладение коммуникативными навыками

Третий этап – контролирующий

Задачи:

1. Посредством диагностики, выявить уровень эмоционального благополучия ребенка в детском саду, сформированность навыков межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками, взрослыми.

2. Определить результативность развивающих занятий.

                                                                               Перспективный план работы на 2013  - 2014 учебный год

                                                             по развитию психического здоровья и эмоционального обеспечения  дошкольников

                                                                                                   педагога  МБДОУ «Красная шапочка» Ниязовой О.М

              Тема

           Программные задачи

        Содержание материал к  ООД

Развивающая среда

                                                                                    Сентябрь

1.

2.

Давайте познакомимся

Игра «Паровозик»

 

Психологический  тренинг  «Прогулка»

.

 Познакомить детей друг с другом, снять телесное  и эмоциональное напряжение

 

Снятие мышечного и нервного напряжения

  Мы поедем на паровозике имён. Я буду первым вагоном и зовут мой вагон… По дорожке я буду прицеплять к себе вагончики с вашими именами. Приготовились, мой вагончик поехал (включается музыка) Доехал до первой остановки какую песенку будет первый вагончик? (имя ребёнка) Поедем со мной?  Поедем! Доехали до следующего вагончика, остановились Какую песенку будет петь второй вагончик? ( Имя ребёнка0 Вставай за ( имя первого ребёнка) Поехали !

». Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение = ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

     Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

     Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

     Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

    Музыкальное сопровождение

 Паровоза

Спокойная музыка

3.

Психотерапевтический тренинг  «Котята»

  

 Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

Музыкальное сопровождение «Утро в деревне»

4.

Игра «Делай, как я!»

Формировать отношения доверия, умение сотрудничать, снять эмоциональное напряжение, развивать внимание, память, мышление.

Каждый из детей называет себя по имени и при этом выполняет какие – нибудь упражнения или действия. Например, я назову своё имя и похлопаю в ладошки. Вы назовёт моё имя и сделаете то же самое

Мяч, скакалка, обручи

                                                                        Октябрь

1.

Игра «Мыльный пузырь»

 

 

 Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

2.

Упражнение «Зоопарк»

 Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

 Повторяйте движения. Рано утром когда еще все спали в зоопарке, пришел дворник. Он открыл ворота, прошел по зоопарку. Взял метлу и начал подметать. Позже появились первые посетители. Прошли к клетке, где весело резвились австралийские кенгуру. Потом пошли полюбоваться индийскими слонами. Дальше – к клетке к смешным макакам, которые что-то искали у друг друга в голове. Потом подошли к террариуму, где медленно ползали змеи, а дальше – понаблюдали, как жадно ели свой завтрак крокодилы. Пройдя дальше по зоопарку, посетители увидели, как скользят пингвины. С ветки на ветку прыгали канарейки. Зоопарк был очень большой и наши посетители утомились и присели на скамеечку отдохнуть.

 Предварительная работа рассматривание картины «Зоопарк»

3.

«МОИ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА»

.

.

Цель: Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все участники, сидя в круге, по очереди рассказывают о себе

4.

Оздоровительная игра. Скоморохи.

Игра тонизирует весь организм, развивает икроножные

мышцы, делает гибкой поясницу

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по

ягодицам. При этом нужно как можно сильнее отбрасывать ноги назад,

чтобы удар пяткой был ощутим и слышен. Воспитатель прислушивается к

шлепкам и поощряет детей. Длительность игры – 30 секунд.

Маски – шапочки скоморохов

                                                                                             Ноябрь

1.

Оздоровительная  игра Раки.

Игра способствует общему психомоторному развитию

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к

финишной черте. По сигналу они движутся задом наперед, стараясь

сохранить прямолинейность движения и скорее добраться до финиша.

2.

Игра «Дождь»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Дети и взрослые становятся в круг друг за другом –

он«превращаются» в деревья в лесу.

 «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждая согрелась (встают на мыска, высоко поднимая реки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревьев, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая  мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листья лишние капли дождя  (трусят руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.»

Спокойная музыка с чередованием ветра, дождя

3.

Ролевая игра «СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»(3)

Цели: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.

Ведущий рассказывает детям сказку, а ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».Сказка:«Жила-была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу.) Какая это лисичка? Что она делает? (Хвастается) А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, гримасничать, очень ему хотелось, чтобы охотники только на него смотрели». (Ребенок изображает зайца.) Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? («Заяц» ищет укромное место и прячется от охотников.) « А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (Следующие участники готовятся изображать новых героев.) Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит: Если только захочу, Волка я за хвост схвачу, Кулаком ударю в бок, Вырву волку шерсти клок - Убежит в испуге волк! Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и... выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и...» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк? Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?  Рекомендации: перед игрой можно поговорить о лесе, животных, которые там живут, попробовать изобразить их (мимикой, жестами), а ведущему отгадать, кто это. И наоборот, ведущий может назвать животное, а ребята его изображают. Затем - «сказка начинается, ребята превращаются...» переходим к инсценировке.

Звучит веселая музыка, но не очень громко. Маски – шапочки  лисы, зайца, волка  и т.д  (по содержанию)

4.

 На релаксацию:

«ПРИКОСНОВЕНИЕ»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д

                                                                            Декабрь

1.

Этюд   «Танец радости»

 Развитие и коррекция эмоций и чувств

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут как радостные воробушки в солнечную погоду, как радостные котята, а потом как радостные ребята

Музыка солнечной погоды

2.

Игра «День рождения

 Сплочение группы и создание  благоприятного эмоционального комфорта в группе

 Выбирается именинник по считалке гостям предлагается придумать поздравление и подготовить подарок вручить подарок при помощи жестов и мимики один из участников передаёт воображаемый подарок – образ имениннику, а все остальные должны угадать, то ему подарено

3.

Психогимнастика

«Ручеёк радости»

Развитие и коррекция эмоций и чувств

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить ,как внутри каждого поселился добрый., весёлый ручеёк. Водичка в нём чистая, прозрачная, тёплая, Ручеёк был  совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте  поиграем и мысленно представим себе как чистая прозрачная ,тёплая водичка проходит через наши ручки. Дети представляют и мысленно передают друг другу радость.

Музыка журчащего ручейка

4.

.«Кто в домике живет?»

.

Цель • способствовать развитию самоуважения детей

Дети «забираются» в домики — для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т.п., а ребенок отвечает на эти вопросы

                                                                Январь

1.

 «Непослушные подушки»

предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.

Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди. Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

2.

«Свечка»

.

  помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рассказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи

3

 Волшебный клубочек

 Повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранения страхов, создание положительного эмоционального  фона.

  Дети рисуют с помощью клубка,  педагог имеет клубок ниток или верёвки любого цвета и толщины. Разматывая нить, и показывает  каким образом,  создавая на полу различные определённые фигуры, можно с её помощью рисовать. Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить рисование ребёнок, создав свою часть изображения,  передаёт клубок следующем  участнику после этого идёт обсуждение нарисованного.

Клубок ниток или верёвка

4

Ролевая игра « СЛУЧАЙ  В  МАГАЗИНЕ»

 

Развивать самосознания и саморегуляции, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать слуховое и зрительное внимание

     Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребёнок и его родители изображаются без помощи кукол – по артистической терминологии «в живом плане» - а остальные покупатели и продавцы – куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.

     Ваш ребёнок пошёл с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придёте. (Повторяя эту игру через несколько дней можно попробовать выйти в другую комнату). Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждёт, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его оставили, иначе он действительно потеряется. (Таким образом ребёнок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила

                                                        Февраль

1

«Сочини свой танец» 

техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу

Музыкальное сопровождение разное по характеру

2

«Подари движение»

на снятие психо-эмоционального напряжения

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу

Музыкальное сопровождение разное по характеру

3

Свободный танец» (для детей с 5 лет)

техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения

Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

 

Музыкальное сопровождение разное по характеру.  Ритм, громкость музыки лучше периодически менять

4

«Танец огня» (для детей 5 лет)

техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

                                                                                Март

1

«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

на снятие психо-эмоционального напряжения

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

Музыка на морскую тему

2

«СМЕНА  РИТМОВ»

.

Цель: помочь тревожным детям  включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всё тише и медленнее.

Ритмичная музыка

 3

 Игра «Шарики и магнит»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

4

Игра  «Хороводы сказочных героев»

 Развитие выразительных движений, мимики, раскованности, групповой сплочённости

Дети, двигаясь по круг, подражают ребёнку, который находиться в  центру и изображает какого-либо сказочного героя с определённым настроением Закончить хоровод нужно на положительной эмоции, например радости.

Сказочные герои по усмотрению  педагога

                                                            Апрель

1

 Игра  «Змейка»

Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

 Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия

2

Игра « Послушай, вспомни, выполни»

Развитие внимания, мышления, памяти

Дети бегают по команде взрослого (хлопок в ладоши) принимают на короткое время одну из поз ране выученных, по другой команде возобновляют бег. Каждой асане соответствует определённое количество хлопков, о чём договариваются заранее. Например, один хлопок – начало бега, два хлопка – остановка и выполнение позы дерева, три хлопка - кошка

Бубен

3

 Рефлексия «ВОДОПАД»

.

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 – 3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслаблено и приятно.

Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем – нибудь спокойным.

Музыка водопада

4

 Пальчиковая игра «Дни недели»

развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(машем ладошками к себе)

                                                                   Май

1

Ритмичный танец «Ковбои», под быструю музыку «Кантри».
 

в процессе разучивания движений активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроение, характер, художественный образ

. Едем на лошадке, стоя, руки вперёд. Полуприседание, руки сгибаем к себе (натягиваем «вожжи»).
2. Едем по кочкам. И.п. тоже. Прыжки вверх.
3. Удивляемся, куда поехали! Ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять плечи вверх, руки чуть в стороны. Повороты вправо, влево.
4. Смотрит, куда приехали? Ноги чуть расставлены. Ладонь правой руки приставлена ко лбу. Наклоны вперёд. Смотрит по сторонам. Приехали. Слезаем с лошади.
5. Почистили сапоги. Стоя, ноги на ширине плеч. Правая нога на пятке. Наклон вниз. Правой рукой «чистим». То же левой. Стоя руки на поясе. Встать, ноги на пятку. То же другой ногой. Погуляем по дорожке. Руки за спиной. Ходьба приставным шагом. Едем домой. Прямой галоп.
 

Ритмичная музыка

2

Игра «Разноцветная радуга» (для детей 4-7 лет)

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование положительных эмоций.

Ход игры: Дети встают вокруг игрового пособия «Ромашка». Мальчики берут в руки желтые ленты, а девочки зеленые. Под подвижную музыку дети бегают по кругу, вокруг ромашки. Музыка останавливается, дети меняют ленты по цвету и дальше бегают под музыку Игра проводится 2-3 раза.

Оборудование: игровое пособие «Волшебная ромашка разноцветные атласные ленты.»,

3

Игра «Цветочки-сестрички» (для детей 4-7 лет)

Цель:  развитие тактичной чувствительности, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности, формирование положительных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Ход игры: 

Педагог обращает внимание детей на то, что на полянке растут и другие цветочки: «Ребята, на нашей полянке растёт не только ромашка, но и другие цветочки. Но они потеряли друг друга, давайте найдем по для каждого цветочка пару» (дети подбирают цветы на ощупь в зависимости от наполнителя).

Оборудование: игровое пособие «Волшебная ромашка», 2 набора цветков с разными наполнителями (поролон, фасоль, спички, манка, фольга, гречка).

4

  Игра  «Весёлое путешествие»

 Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё

   Педагог предлагает детям  :  отправиться на совеем корабле под парусами к волшебному острову, где всегда радостно и беззаботно, придумать название этому острову, изобразить жителей этого острова, нарядиться в одежду острова (яркие юбочки, бусы, перья) разрисовать лицо, исполняя песню «Чунга -чанга придумать сове пение движениями

Игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало  - игры- «Весёлый ветер» И Дунаевского, пребывание на острове – «Чунга – Чанга» В. Шаинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...