Проект "Островок Здоровья"
проект (средняя группа) на тему
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной. Вданном проекте предложен перспктивный план работы по развитю психического и эмоционального обеспечения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ostrovo_zdorovya.docx | 83.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
Центр дополнительного образования
«ВОСХОЖДЕНИЕ»
Выстраивание образовательного процесса в режиме дня с воспитанниками детского сада в контексте ФГТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Часть II
Лекция 6
Тема: Элементы саморегуляции состояния, аутотренинга, специфических
оздоровительных технологий в процессе непосредственной
образовательной деятельности с дошкольниками
Выполнил: Ниязова Ольга Максимовна
Воспитатель
Детского сада «Красная шапочка» с. Панаевск
с. Панаевск
2014 г.
Проект «Островок здоровья»
Тип проекта: Социально-педагогический
Участники проекта и целевая группа: дети 5-6 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели старшей группы.
Длительность работы над опытом- учебный год
Образовательная область: Физическое развитие, здоровье
Интеграция: Коммуникация, познание, социализация, музыка
Проблемы, актуальность Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – здоровье, поэтому одной из важнейших задач воспитания ребенка является забота о здоровье. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Человек – творец своего здоровья. А мы живём в такое сложное время, когда на организм каждого человека обрушивается настоящий шквал нежелательных воздействий: вирусных. биологических, физических, психологических, эмоциональных. Благоприятные условия жизнедеятельности как в детском дошкольном учреждении и в семье имеют приоритетное значение для формирования психического и эмоционального здоровья. Родители формируют социум-общество, воспитатели реализуют образовательные услуги, дети становятся потребителями этих услуг. При достаточно развитой системе «педагог-ребенок-родитель» происходит более гармоничное развитие личности ребенка. При отсутствии такого взаимодействия, ребенок ощущает дискомфорт, противоречивость требований. Ищет выгодные пути, начинает учиться отвечать так, как от него ожидают. А от этого происходит подавление эмоций, чувств, а соответственно приобретение психических зажимов – повышенная тревожность, заниженная самооценка, агрессивность. А современная действительность требует воспитания человека волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения. При воспитании «достойного человека» часто используются такие методы, как возмущения, крики, угрозы, приказы, наказания. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны взрослых, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Ежегодно проводимое мною диагностическое обследование показало увеличение количества агрессивных детей из года в год. Опрошенные родители считают, что их дети не умеют разрешают конфликтные ситуации социально приемлемым способом, часто проявляют агрессию. Поэтому необходимо, чтобы осуществлялась работа по обеспечению психического здоровья и эмоционального благополучия детей, коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере. Работая с такими детьми необходимо наладить контакт с семьей. Работая в тесном контакте с родителями, позволит снизить количество детей имеющих психоэмоциональные проблемы. Наша жизнь отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния повышают конфликтность с детьми, снижают эффективность воспитания, способствуют возникновению негативных черт в характере, разрушают психическое здоровье. Каким образом защитить организм от неблагоприятных внешних воздействий? В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования (введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья и эмоционального благополучия. Успех образования и воспитания зависит от эмоционального состояния ребёнка и психологического здоровья. И те радикальные преобразования, которые происходят в последнее время в России, ставят актуальные задачи перед системой дошкольного образования, одной из которых является: создание условий для психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Российское общество, с его демократическими тенденциями, предъявляет к подрастающему поколению новые требования. Будущие граждане должны быть свободными и ответственными; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми. Ребёнок дошкольного возраста должен научиться устанавливать взаимодействия с внешним миром, что будет способствовать его эмоциональному благополучию. Дети уверены в себе, с адекватной самооценкой легче усваивают знания, идут к осознанию своих действий. Если не уделять должного внимания проблеме психического здоровья и эмоционального благополучия детей, то у ребёнка складывается устойчивое состояние эмоционального неблагополучия, отражающееся в его самосознании. Ребёнок постоянно чувствует себя неуспешным, накапливает отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком его внутреннего потенциала, способностей и возможностей. Опасна и завышенная самооценка. У детей формируется нереалистичное, приукрашенное отношение к себе. Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребёнком чувств, мнений, желаний других, повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, в коллективе сверстников и взрослых и каждый педагог должен в полной мере осознать. Что невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательными к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на собственное мнение, желание. Можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Вовремя и правильно организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.
Цель– эмоциональное развитие дошкольника, создание условий для психологического комфорта и эмоционального благополучия ребёнка в детском саду через специально организованное взаимодействие с детьми в ООД.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми
- развивать эмоциональную сферу, введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения
- Развитие саморегуляцию эмоциональных реакций в
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения
- Развивать творческие способности и воображение в процесс игрового общения
Ожидаемые результаты. Реализация проекта предполагает получение следующих результатов: эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее , значительное отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, растёт способность детей управлять своими эмоциями., без которых невозможна совместная деятельность и сложные формы общения
Содержание игровых упражнений Данной программы направлена на решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, и эмоционального благополучия, а также на формирование коммуникативной, познавательной, личностной сфер детей. Её материал соответствует возрасту и учит детей в игровой форме понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. На каждом возрастном этапе у ребенка возникают задачи развития и проблемы, решение которых требует помощи со стороны взрослого. Программа включает комплекс методик имитационные и ролевые игры; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техника и приемы саморегуляции; метод направленного воображения., оздоровительные игры, релаксационные упражнения, музыкально – ритмические танцы, игры на развитие психических процессов, пальчиковые игры, психогимнастика, психологические тренинги, этюды, направленных на сохранение, развитие и профилактику психологического здоровья. ООД в этой программе разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения и строятся в доступной и интересной для детей форме, и любая из них может быть использована самостоятельно.
Программа «Островок здоровья» рассчитана на один год психологического сопровождения детей 4-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр. При реализации программы не нужно давать оценку личности ребенка, что препятствует образованию штампов. Здесь обращается внимание только на поступки, эмоции свои и эмоции окружающих. При выполнении заданий не существует правильных и неправильных решений, каждое задание может пойти по своему оригинальному пути выполнения, что в свою очередь помогает детям развивать чувство креативности. Данные упражнения подразумевают добровольное участие детей и могут быть прерваны тогда, когда участник почувствует усталость. Итог игровых упражнений всегда должны заканчиваться радостно, что способствует развитию у детей интереса к последующим занятиям.
Учебно-методическое обеспечение.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, фортепиано для музыкального сопровождения
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература. Картотека игр и т.д.).
- Фонотека, предметные игрушки, спортинвентарь
Принципы проведения ООД
- Систематичность проведения
- Доступность
- Проблемность
- Развивающий и воспитательный характер игровых упражнений
Работа с родителями - просветительская работа с родителями в форме лекций, бесед, консультаций
Первый этап – констатирующий.
Задачи:
1. Выявить уровень эмоционального благополучия ребёнка в детском саду проблемы взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.
2. Подобрать необходимый диагностический материал.
3. Установить доверительные отношения с каждым ребенком, с учетом индивидуальных особенностей детей.
4. Составить перспективный план работы
Второй этап – формирующий
Задачи:
1. Сформировать положительную самооценку, осознание собственных интересов и предпочтений.
2. Учить детей пользоваться эмоциями для выражения собственных чувств, переживаний, преодолевать отрицательные переживания.
3.Обучить анализу причин межличностных конфликтов, позитивным поддерживающим приёмам общения, овладение коммуникативными навыками
Третий этап – контролирующий
Задачи:
1. Посредством диагностики, выявить уровень эмоционального благополучия ребенка в детском саду, сформированность навыков межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками, взрослыми.
2. Определить результативность развивающих занятий.
Перспективный план работы на 2013 - 2014 учебный год
по развитию психического здоровья и эмоционального обеспечения дошкольников
педагога МБДОУ «Красная шапочка» Ниязовой О.М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...