Инновационный проект "Аленушка" для детей адаптационной группы, не посещающих дошкольное учреждение
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Сычева Лариса Анатольевна

Актуальность проекта

         В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования воспитательно-образовательной деятельности детских садов посредством внесения в неё локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения.

         Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

         Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия?

         С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

         Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

         Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. (См. результаты традиционной адаптации  за 2010-2011 гг.) Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_alenushka.doc519.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД №12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН

ПРОЕКТ

«АЛЕНУШКА»

адаптационная группа кратковременного пребывания

для детей от 1 до 2 лет

(не посещающих ДОУ)

Разработан:

Старший воспитатель

Сычева Л.А.

Педагог-психолог

Симонова О.С.

                                                        п.Псебай

2014г.


Паспорт педагогического проекта

Авторы  проекта

Старший воспитатель

Сычева Л.А.

Педагог-психолог

Симонова О.С.

Учитель – логопед

Шапкина Л.А.

Тематическое поле

Взаимодействие со специалистами

Название проекта

«Адаптационная группа МБДОУ «Аленушка»

Тип проекта

По доминирующей деятельности –

По содержанию –

По числу участников – 15

По времени проведения – продолжительный;

По характеру контактов: работа со специалистами ДОУ

Проблема

Помочь ребенку успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения

Актуальность проблемы

Введение ФГОС ДО – важный этап в развитии системы образования в целом и восстановлении самоценности детства. Разработчики ФГОС ДО обозначают приоритет дошкольного образования, важнейшей задачей которого является психолого – педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей. ФГОС ДО  предполагает активизацию работы ДОУ с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог – родитель – ребенок» выступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей. Данный проект способствует гармонизации совместного взаимодействия ребенка со взрослым в процессе освоения предметной игровой деятельности и успешной адаптации к условиям ДОУ.

Цель

Гармоничное развитие личности ребенка, адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.

Задачи

  • Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай  за счёт создания         дополнительной адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 1 - 2 лет, не посещающих ДОУ.
  • Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
  • Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающим детей в домашних условиях.
  • Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь  родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.  
  • Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями,  другими социальными учреждениями поселка.

Гипотеза проекта

Если реализовать план работы по проекту, то возможно создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  • Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
  • Накопление сенсорного опыта.
  • Становление речи ребенка.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Умение уважать желание и возможности ребенка.
  • Представление ребенка об окружающем мире.

Методы проекта

  • Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона поселка.
  • Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
  • Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
  • Обобщение результатов реализации проекта.

Мероприятия:

Формы работы с детьми

 

Речевое развитие: «Болтунишки» конспекты игровых сеансов

Сенсорное развитие: «Волшебная страна Сенсорика»

Художественное творчество: «Маленький Рафаэль»

Физическое развитие: «Здоровячок»

Музыкальное развитие: «Веселая нотка»

Формы работы с родителями

1. Консультации:

  • «Первые дни ребенка в детском саду»;
  • «Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет»;
  • «Адаптируемся вместе»;
  • «Адаптация…почему так трудно?»

2. Помощь в подборе литературы.

3. Анкетирование: «Вы и Ваш ребенок»; «Обратная связь».

4. Памятки для родителей

Проект

Цель проекта: разработка, апробация и трансляция модели адаптационной группы «Аленушка» для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 2 лет) не посещающих ДОУ.

Задачи проекта:

  • Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай  за счёт создания         дополнительной адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 1 - 2 лет, не посещающих ДОУ.
  • Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
  • Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающим детей в домашних условиях.
  • Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
  • Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями,  другими социальными учреждениями поселка.

Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста. Оказание социальных услуг населению, привлечение дополнительных средств финансирования ДОУ.

Актуальность проекта

        В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования воспитательно-образовательной деятельности детских садов посредством внесения в неё локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения.

        Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

        Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия?

        С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

        Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

        Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. (См. результаты традиционной адаптации  за 2010-2011 гг.) Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

        Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).  При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

        Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

        Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

  • Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
  • Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?
  • Как  включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

        Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчёркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.

        Значимость разрабатываемой проблематики связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации групп кратковременного пребывания детей на базе ДОУ. Отход от собственно биологической адаптации ребёнка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребёнка средствами социально-педагогической деятельности, выходящей за рамки образовательного учреждения.

        Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально-экономических условиях. О трудностях данной работы большинство специалистов ДОУ знают не понаслышке.         Родители стали не только более образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский сад, они грамотно формулируют вопросы о том, чем именно будут заниматься с их ребёнком педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитания.

Ожидаемые результаты проекта (локальный уровень):

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  • Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
  • Накопление сенсорного опыта.
  • Становление речи ребенка.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Умение уважать желание и возможности ребенка.
  • Представление ребенка об окружающем мире.
  • Улучшение материально-технической базы конкретного учреждения за счёт привлечения дополнительных средств.

Механизмы реализации проекта:

  • Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона поселка.
  • Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
  • Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
  • Обобщение результатов реализации проекта.

Социальные партнёры МБДОУ ЦРР -  детского сада №12 «Аленушка»

 поселка Псебай

  • Управление  образованием МО Мостовский район.
  • Администрация Псебайского городского поселения.
  • Псебайская поликлиника.
  • ДК «Меридиан».
  • МАОУ СОШ № 20 поселка Псебай.
  • Поселковая библиотека.

Описание проекта «Аленушка»

Предмет разработки: Образовательная программа адаптационной группы «Аленушка » с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 2 лет численностью до 10 детей (возможна и индивидуальная работа с ребёнком) совместно с родителями или лицами их заменяющими (бабушка, няня, тётя и т.д.).

Основные направления проекта:

  1. Создание адаптационной группы детей с 1 года до 2 лет на базе МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай, с целью подготовки детей к поступлению в детский сад без тяжёлых форм адаптации, предотвращения дезадаптационных явлений.
  2. Совместное участие в развитии и воспитании родителей ребёнка и педагогов, установление продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
  3. Совместная работа детской консультации и ДОУ по формированию осознанной воспитательной функции семьи, установления личностного контакта матери и ребёнка.
  4. Создание необходимых условий раннего разностороннего развития детей раннего возраста.
  5. Формирование контингента воспитанников ДОУ, принимаемых в МБДОУ с 2 лет имеющих равную подготовленность к посещению детского сада.

Программа выполнения работ по проекту:

2013– 2014 учебный год. I  этап «Подготовительный». Анализ опыта работы групп раннего возраста в данном учреждении, других ДОУ района. Изучение спроса родителей на данный вид услуги через рекламную акцию. Разработка программы, сетки совместных мероприятий с детьми, содержания работы. Подбор необходимого оборудования и создания условий в ДОУ. Налаживание контактов с социальными партнёрами.

2014-2015 учебный год. II этап «Основной». Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы.  Закрепление контактов с социальными партнёрами.

2015-2016 учебный год. III этап «Обобщающий». Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Аленушка», опрос удовлетворённости родителей и педагогов, итоги мониторинга качества данной услуги. Оформление окончательной модели адаптационной группы «Аленушка».

Предполагаемые результаты проекта:

  1. Разработана образовательная программа работы адаптационной группы «Аленушка», ориентированная на социальный заказ родительского общества, личностно-ориентированное взаимодействие.
  2. Создание консультативного центра молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
  3. Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
  4. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 95%.
  5. Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента поселка Псебай.
  6. Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДОУ.

        

ПРОЕКТ «Аленушка»

        Занятия проводятся на базе МБДОУ ЦРР - детского сада №12 «Аленушка»  поселка Псебай в утреннее или вечернее время. Каждое занятие длится 10 – 15 минут. Смена видов деятельности не даёт малышам почувствовать усталость.

Блоки следующие:

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\анимации\fairy98.gif

        

Занятия чередуются и проводятся 1 раз в месяц.

Научно – методическое обеспечение проекта.

        В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

  • Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
  • Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И. С. Кон);
  • Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

        Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

        Социализация определяется:

  • Как процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта через выполнение определённой роли в практической деятельности;
  • Процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.

        Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

        Общее для всех точек зрения на социализацию: в ходе взаимодействия с социумом человек «окультуривается», персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

        В.В. Зеньковский в работе «Психология детства» подчёркивает, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Задача воспитания, по мнению автора, в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми.

        Отечественная традиция в психолого-педагогиечских исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка. Развитие этих взглядов представлено в современных исследованиях В.В. Давыдова (о новообразованиях в дошкольном возрасте и развитии личности), М.И. Лисиной, исследовавшей роль и развитие общения на ранних этапах онтогенеза, Н.И. Непомнящий, рассматривавшей базовые, относительно неизменные на всём протяжении жизненного пути личностные образования психики, Е.Е. Кравцовой (о возрастных образованиях и логике развития дошкольника) и другие.

        На основе исследований Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, и.Ф. Дементьевой можно выделить специфику социализации детей:

  • У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
  • У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

        В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

        Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

        Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка за 6-8 месяцев до его поступления в ДОУ. Родители с детьми могут посещать ДОУ один раз в месяц к каждому специалисту: утром или вечером.

        

При подготовке Проекта «Аленушка» использована методическая литература:

  1. Алямовская В. «Ясли – это серьёзно» .- М.: Линка-Пресс,1999.
  2. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие.- Воронеж «Учитель», 2004.
  3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) М.: Линка-Пресс,1999.
  4. Губа Г.И. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет» . Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. Давыдова О.И. Майер А.А. «Адаптационные группы в ДОУ». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  6. Лапина  И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Волгоград, 2013г.
  7. Печора К.Л.,  Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети  раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных  учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003.

Образовательная план - программа

адаптационной группы «Аленушка»

Период

Содержание

Ответственный

Сентябрь

Ознакомление с помещением ДОУ, предназначенным для занятий с детьми.

Заключение договора с родителями, утверждение режима посещения занятий

Заведующий ДОУ

Октябрь - май

Занятия с детьми в присутствии родителей

Консультации, семинары-практикумы

с родителями

Родительский клуб «Мамина школа»

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

учитель – логопед,

педагог дополнительного образования,

инструктор ФК,

музыкальный руководитель,

воспитатель Скиба Н.В.

Апрель

Заключение договоров на постоянное посещение ДОУ детей с 2 лет.

Посещение семей, знакомство с педагогом группы раннего возраста

Заведующий ДОУ

Воспитатель группы раннего возраста

Август

Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей)

Воспитатель группы раннего возраста

Педагог-психолог, медицинская сестра ДОУ

Октябрь

Медико-психолого-педагогический консилиум «Результаты адаптационного периода»

Заведующий ДОУ

        

Занятия проводятся в  детском саду, со специалистами.

        Время проведения занятий  для детей с 1 года  до 2 лет:

В это время все помещения детского сада свободны (дети гуляют, или большинство забрали домой.  Дети на занятия приходят после дневного сна.

        При записи в группу родители приносят справку от педиатра о здоровье ребёнка.

                        

Финансово-экономическое обоснование проекта

        Экономическая эффективность данного проекта определяется его ключевой идеей – оказание социальной услуги населению и привлечение дополнительного финансирования ДОУ, создание дополнительных мест для детей раннего возраста не посещающих ДОУ с 1 до 2 лет, дополнительная заработная плата педагогическим работникам, создание системы гарантированного предоставления мест в ДОУ. Экономическое обеспечение проекта строится на внебюджетной основе.

Необходимый объём финансирования методического сопровождения проекта «Дюймовочка»:

  1. Научно-методическое обеспечение проекта – 2000 руб.
  2. Проведение консультаций, семинаров – 500 руб.
  3. Канцелярские расходы – 1 000 руб.
  4. Рекламные буклеты, статьи в СМИ – 1 000 руб.

                                                                        ИТОГО: 4,5 тыс. руб.

Необходимый объём финансирования по проекту

Разделы проекта

Сумма проекта

(тыс. руб.)

Вложения ДОУ

(тыс. руб.)

Вложения родителей, социальных партнёров

(тыс. руб.)

1

«Здоровячок»

Приобретение игрового и спортивного оборудования (мячи, маты, горка, сухой бассейн)

15,0

5,0

10,0

2

«Маленький Рафаэль»

Приобретение бумаги для рисования, краски, гуашь, глина для лепки, предметов для любования

1,6

0,6

1,0

3

«Весёлые нотки»

Приобретение музыкального центра для слушания музыки, нотный материал

4,0

1,0

3,0

4

«Мамина школа»

Оплата труда консультантов, поиск материалов в СМИ, интернет, распечатка, распространение.

4,0

1,0

3,0

ИТОГО

24,6

7,6

17,0

ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ ДЕТЕЙ.

2009 г.

Всего детей по группам

Лёгкая группа (1)

Средней тяжести (2)

Тяжёлая группа (3)

Крайне тяжёлая (4)

Ранний возраст

15

4

2

-

Младший возраст

4

1

-

-

Средний возраст

1

-

-

-

Старший возраст

1

-

-

-

Подготовительная группа

-

-

-

-

ИТОГО:

21

5

2

-

2010  г.

Всего детей по группам

Лёгкая группа (1)

Средней тяжести (2)

Тяжёлая группа (3)

Крайне тяжёлая (4)

Ранний возраст

9

9

3

2

Младший возраст

3

1

-

-

Средний возраст

-

-

-

-

Старший возраст

2

-

-

-

Подготовительная группа

2

-

-

-

ИТОГО:

17

10

3

2

2011 год

Всего детей по группам

Лёгкая группа (1)

Средней тяжести (2)

Тяжёлая группа (3)

Крайне тяжёлая (4)

Ранний возраст

7

8

6

1

Младший возраст

-

-

-

-

Средний возраст

-

-

-

-

Старший возраст

-

-

-

-

Подготовительная группа

-

-

-

-

ИТОГО:

7

8

6

1

                                                                                       Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР -       детского сада № 12 «Аленушка»

_______________И.И.Безродная

Приказ №______от___________

График работы специалистов

в адаптационной группе «Аленушка»

Должность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Педагог дополнительного образования

Карамушко Л.П.

15.00-16.00

Инструктор ФК

Кобызева И.Г.

15.00-16.00

Педагог – психолог

Симонова О.С.

15.00-16.00

Музыкальный руководитель

Коротыч Н.В.

15.00-16.00

Учитель – логопед

Шапкина Л.А.

15.00-16.00

Журнал учета  

посещаемости детьми адаптационной группы «Аленушка» игровых сеансов

Год   2014  месяц_____________________

Ф.И. педагога

Должность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карамушко Л.П.

Педагог дополнительного образования

Кобызева И.Г.

Инструктор ФК

Симонова О.С.

Педагог - психолог

Коротыч Н.В.

Музыкальный руководитель

Шапкина Л.А.

Учитель - логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Анкета для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.

Данная  анкета  очень  понадобится  педагогам  дошкольных  учреждений  для  работы  с  родителями. В  дальнейшем  можно  использовать...

Экологическое воспитание детей средней группы в условиях дошкольного учреждения

Экологические занятия помогают ребенку осмыслить, что рдом с ним находятся живые существа, к которым относитс и  человек, т.е. он сам....

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, нуждающихся в коррекционной помощи

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение «Малышок», направлена на обеспечение эмоционального благополучия и социальн...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».

Проект педагогической деятельности по адаптации детей  младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.«Здравствуй, малыш»....