Песочная терапия. Адаптационные игры и занятия для детей.
статья на тему

Пугачева Светлана Геннадьевна

Игра в песок для малышей является самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей в жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия. Адаптационные игры и занятия для детей.

Игра в песок для малышей является самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей в жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также рождаются следующие задачи:

  1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его доверие к миру.
  2. В песочнице взаимодействие со взрослым и сверстниками ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  3. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  4. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр и занятий.

  1. Игры проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе уже были дети, адаптированные в детском саду, т.к. много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
  2. При проведении первых адаптационных игр или занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
  3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок “рука в руке” или самостоятельно выполняет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
  4. Для начала и окончания игр занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка, песочные часы).
  5. На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком при помощи рук, лопатки, кисточки. Желательно чтобы ребенок принес из дома одну из самых любимых игрушек (высотой не более 10-15 см., она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником в играх ребенка с песком.

Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через игрушку-посредника (“Песочного человечка”). Взрослый знакомит детей со своей игрушкой (“Песочным человечком”).

Упражнение “Здравствуй, песок!”.

Педагог. Песочный человечек хочет показать детками и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Правила игры в песочнице для малышей:

На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Т.к. часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на этот факт.

Педагог. Песочный человечек загрустил, поэтому его друзья-песчинки потерялись и не смогли вернуться к своим друзьям в песочницу. Песочный человек просит тебя, малыш:

  1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет ему вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других людей. Нельзя брать песок в рот и бросаться им в других людей.
  3. У детей должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Игра-занятие “Песочный детский сад”

В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятия, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочный человечек выполняет роль педагога. Он объясняет правила поведения игрушек-“детей” в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Игра с игрушкой-“родители” и игрушкой-“ребенок”.

“Родители” приводят “ребенка” в песочный детский сад, где их уже ждет песочный человечек -- педагог.

Педагог показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослые уносят игрушку из комнаты). Песочный человечек-педагог вместе с малышом машут родителям и идут в группу-песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечкой кроваткой. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями – это игровой участок для прогулки на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

При многократном проживании в игре, например расставание с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, т.к. его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: “каждое утро ты идешь в детский сад”, “на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей”, “воспитатель всегда поможет тебе”, “родители всегда придут за тобой, они любят тебя”.

Таким образом любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно “песочный опыт” проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Игры с песком одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком».

Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, ч...

01.02.2021 Песочная терапия "Развиваемся, играя"

Песочная терапия«Развиваемся, играя»старшая группа 01.02.2021 Цель:- снятие физического и эмоционального напряжения.- формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоц...

Песочная терапия или игры с песком

Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием ...

«Песочная терапия» или «Играем с песком»

Песочная терапия — это рекорд усидчивости для ребёнка любого возраста. Песочная терапия это – возможность у ребёнка самовыражения. Песок, вода, фигурки и предметы спосо...

"Песочная терапия или игры с песком"

консультация для педагогов...

Песочная терапия.Сюжетная игра: "Прятки".

Песочная терапия.Сюжетная игра: "Прятки".https://drive.google.com/file/d/1P9kLZb0Egp9b3Xlm4Mbc9GNNSmRdbJHT/view?usp=sharingКонспект сюжетной игры «Прятки».Цель: развитие навыка ч...