Дидактическая игра, как условие усвоения логических отношений
статья (подготовительная группа) на тему

Крутикова Марина Александровна

В современном детском саду сложилась парадоксальная картина в жизни ребенка – идет форсированная подготовка к школе. Из ребенка стремятся вылепить маленького школяра, проживающего и переживающего эрзац-форму дошкольного детства, а в школе ребенка пытаются вернуть к формам дошкольной жизни. Из жизни детского сада, из жизни ребенка-дошкольника вытеснены специфические формы: игра и разные виды художественного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_logike.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В современном детском саду сложилась парадоксальная картина в жизни ребенка – идет форсированная подготовка к школе. Из ребенка стремятся вылепить маленького школяра, проживающего и переживающего эрзац-форму дошкольного детства, а в школе ребенка пытаются вернуть к формам дошкольной жизни. Из жизни детского сада, из жизни ребенка-дошкольника вытеснены специфические формы: игра и разные виды художественного творчества. Жизнь ребенка излишне дидактизирована. Подобная экспансия учебной деятельности в сферу дошкольного образования не способствует развивающему образованию дошкольников.

        «Закладка основ теоретического отношения к действительности – специфическая задача начальной школы, и дошкольное образование не может и не должно брать на себя ее решения. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок», - В.В.Давыдов.

        К числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства относится творческое воображение. Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-раэвивающим началом целостного духовно-практического бытия, оно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника – это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.

        Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих. Это единство, по мнению В.В.Давыдова, служит подлинным основанием в преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования. Отсюда вытекает, что для успешного обучения в школе ребенку необходимо иметь высокий уровень развития воображения. Установлено, что продуктивное воображение развивается в игровой деятельности дошкольника. Средствами игры ребенок воспроизводит общие смыслы деятельности взрослых. Наряду с этим (отчасти и в силу этого) в дошкольном детстве нарастает  отмеченная многими исследователями тенденция следования образам взрослого при обучении, в повседневном общении. Однако в игре ребенок одновременно экспериментирует со смысловыми образами взрослости, проникает в их скрытое, не проявленное содержание. Обращаясь к смысловым основаниям этой деятельности, ребенок стихийно пытается получить ответы на вопросы, которые касаются его собственного бытия. Поэтому игра дошкольника – переосмысление уже осмысленного (взрослыми), а способ определения им своего собственного места в человеческом мире. Благодаря этому происходит творческое расширение смысловой позиции ребенка, универсализация зоны его ближайшего и более отдаленного развития.  

        Исследования последних лет показали, что неготовность детей к школе во многом обусловлена тем, что игровая деятельность у них развита слабо. В известной степени в этом виноваты и организованные по школьной схеме обучающие занятия, которые сильно потеснили игру. Дошкольный возраст определяет дальнейшее развитие личности.

        Анализ дидактической игры как игрового метода обучения показал, что и в теории, и на практике дидактическая игра в основном используется как игра-занятие, где инициатива полностью принадлежит воспитателю. Дидактическая игра в отличие от игры-занятия, по А.П.Усовой, содержит в себе определенные правила, которые определяют внешние и внутренние действия детей. Собственно дидактическая игра носит завуалированный характер – дети играют, не подозревая, что учатся и получают удовольствие от игры, от общения со сверстниками, от поиска ответа при решении умственных задач, возникающих в игре.  

        Учитывая, что именно в игре происходят глобальные изменения в психическом развитии дошкольника, что дидактическая игра как разновидность игровой деятельности, как игра с правилами, возникает в старшем дошкольном возрасте, знаменуя собой переходный этап от одной ведущей деятельности к другой (учебной), следует предположить, что дидактическая игра – одно из условий, способствующих эффективному освоению детьми старшего дошкольного возраста логических отношений. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для умственного развития детей. В игровой форме сам процесс мышления более стремителен, активен, так как игра присуща данному возрасту.

Таким образом, полноценное прохождение этапа дошкольного детства необходимо для формирования качеств, способствующих обучению в школе, развитию умственных способностей, освоению логических отношений. Исследования убедительно показывают, что в дидактической игре как переходной форме обучения дошкольников прослеживаются оба типа ведущей деятельности, с постепенным нарастанием элементов учебной деятельности. Результат деятельности детей может быть облечен в продуктивную форму, чему способствует наглядное моделирование как средство обучения. Мы считаем, что эффективным способом организации интеллектуальной деятельности старших дошкольников является социальное взаимодействие сверстников в дидактической игре под руководством взрослого.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986. – 16 с.
  2. Артемова Б.Г. О характере взаимоотношений среди дошкольников. – М., 1970.
  3. Альтхаус Д., Дум Э. Цвет, форма, величина. Перевод Т.М.Юртайкиной. – М., 1984, 62 с.  
  4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов на Дону, 1970, 9 с.
  5. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1994, 28 с.
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1977, 7 с.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991, 160 с.
  8. Газман О.С. Игра и ее роль в развитии личности школьника. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. – М., 1983.
  9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981, 80 с.
  10.  Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. – М., 1997, 140 с.
  11. Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Межвузовский сборник научных трудов. – Ульяновск, 1989, с. 45-51.
  12.   История дошкольной педагогики в России./ Под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Просвещение, 1987, 432 с.  
  13.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Аакдемия», 2000, 160 с.
  14. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итальянского. – М., 1911, с. 235-236.
  15.  Коломинсикй Я.Л., Жизневский Б.П. Особенности трудовой и игровой деятельности дошкольников. – Вопросы психологии, 1986, № 5.
  16.  Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. – Вопросы психологии, 1990, № 2.  
  17. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте (представлено В.В.Давыдовым). – Вопросы психологии, 1991, № 2, с.
  18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976, с. 152-159.
  19.  Кошелева А.О. О контактах со сверстниками. – Дошкольное воспитание, 1990, № 11, с. 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует  умственному развитию и необходимо для успешного перехода к школьному обучению....

«Дидактические игры с целью развития логического мышления" (из опыта работы)

Сообщение для тематического педсовета по теме: «Повышение уровня развития детей через обновление содержания образовательной среды» (из опыта работы). ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Дидактическая игра как средство развития логического мышления

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказы...

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ

В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....

Тема: Логическое мышление. Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений «Что сначала, что потом?»

Тема: Логическое мышление.  Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений «Что сначала, что потом?»...