Статья "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по своему прекрасными, какими их создала природа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_microsoft_word.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №50 г. Ставрополя
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Воспитатель: Кропачева А.В.
г. Ставрополь, 2015
Своё отношение к ребёнку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам. "Ребёнок в два года должен уметь..." И мы все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок, мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково. Девочки и рождаются более зрелыми, чем мальчики на 3-4 недели, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше - говорить. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду своей половой зрелости они биологический возраст опережает мальчиков - ровесников на 2 года. Если сравнивать поведенческие характеристики мальчиков и девочек, то принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Игры у девочек чаще рассчитаны на близкое зрение. Им достаточно маленького уголка, где они раскладывают свои "богатства". Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё предоставленное пространство. Для полноценного психического развития мальчиков нужно большее пространство, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, всё ломают и портят).
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся учёные, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. То есть этап поиска исключается, его берёт на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще всего женщины, а у неё другой тип мозга и другой тип мышления.
В чём же истоки различий между мужским и женским полом? Зачем природе деление на мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится когда-то тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление, обеспечит приспособление к новым условиям. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи.
Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс. Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Природа бережёт женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. Но природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий, то есть они лучше приспосабливаются к негативным условиям внешней среды, чем особи мужского пола. Поэтому самцам приходится что-то изобретать, чтобы выжить. Этими различиями и определяется высокая расположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.
В любой деятельности, требующей поиска нового, свежего, нестандартного мышления, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство - там обычно лидируют женщины. Так, вязание изобрели мужчины, а уже потом его стали осваивать женщины и довели этот процесс до совершенства. Профессия повара тоже сначала была мужской. Это мужчины изобретали новые рецепты, а потом уже женщины стали прекрасно готовить по этим рецептам. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики.
Итак, в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шёл на приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни, адаптируемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребёнка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики мальчиков.
У девочек лучше развита речь, а у мальчиков - пространственное мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счёт (алгебра), а мальчикам - мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия).
Особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Сравним рисунки дошкольников. Мальчики чаще всего изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь всё движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.
Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки - для установления контакта со взрослым. То есть мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми.
На занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель ориентируется по обращённым к нему внимательным девичьим лицам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они только достигают пика работоспособности, а самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими.
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек? Исследования показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более продолжительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Вообще, для ребёнка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, действенной только тогда, когда она наиболее эмоционально значима. Причём для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго-долго ругают мальчика, нагнетая эмоции и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг для этого не приспособлен, и чтоб не перенапрячься, отключил слуховой аппарат и информация до его сознания не доходит. Он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно - чем же вы недовольны.
Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать своё отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по своему прекрасными, какими их создала природа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...